Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При выявлении уровня самооценки и притязания у школьников из многодетных семей были выявлены высокий уровень притязания и проблемы в оценке своих личных качеств. Все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социально-психолого-педагогической помощи, но и путем выстраивания индивидуальной социально-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития… Читать ещё >

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для выявления уровня социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы нами была проведена опытно-экспериментальная работа.

Базой нашего исследования выступила средняя общеобразовательная школа села Урулюнгуй Приаргунского района Забайкальского края. Для проведения исследования были привлечены дети и родители из многодетных семей (3 семьи).

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2012 по 2014 год. В ходе её реализации мы применяли следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование и др.

Цель эксперимента заключалась в выявлении проблем и трудностей в оказании социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей.

Содержание экспериментальной работы включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Первый этап: проведение констатирующего эксперимента — исследование общего состояния социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей, выявление её проблем и трудностей.

В задачи констатирующего эксперимента входило:

  • — выявление общего состояния социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы;
  • — выявление проблем в многодетных семьях, причины их возникновения и пути решения;
  • — анализ полученных эмпирических данных для определения содержания формирующего эксперимента.

При проведении констатирующего эксперимента использовались следующие диагностические методы (таблица 1).

Критериальная матрица исследования социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

Таблица 1.

Критерии.

Показатели.

Содержание диагностической деятельности.

1. Социальная защита школьников.

оказание материальной помощи;

оказание медицинской помощи;

оказание правовой поддержки.

Изучение школьной документации.

2. Помощь в социализации школьника.

взаимоотношение в малых группах;

взаимоотношение в семье тревожность;

Методика диагностики межличностных отношений — тест Лири;

Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. С. Спилбергера — Ю. Л. Ханина;

Кинетический рисунок семьи по Р. Ф. Беляускайте;

Диагностика родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.

3. Помощь в самореализации.

участие в жизни класса, школы;

самооценка.

наблюдение за проявлением активности детей и родителей из многодетных семей в участии жизни класса и школы;

методика Дембо-Рубинштейна, модификация Прихожан.

Анализ характеристики многодетных семей по количеству детей в начале учебного года исследование позволил установить, что в школе обучаются дети из 87 семей, из них 16 многодетных. На 16 многодетных семей приходится 32 ребёнка, обучающихся в школе. В основном это семьи трехдетные. 69% семей имеют 3 детей, 25% - семьи с 4 детьми, 6% семей — с 5 детьми.

Диаграмма 1. Характеристика многодетных семей по количеству детей в Урулюнгуйской СОШ.

Анализ документации социального педагога позволил получить следующие данные: из 16 многодетных семей 11 являются благополучными, 5 семей - неблагополучные. Из 16 семей - 5 семей являются неполными и 11 полными семьями.

Анализ документации социального педагога позволил получить следующие данные: из 16 многодетных семей 11 являются благополучными, 5 семей — неблагополучные. Из 16 семей — 5 семей являются неполными и 11 полными семьями.

Диаграмма 2. Характеристика многодетных семей в с. Урулюнгуй.

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.
Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

75% родителей из многодетных семей отметили низкий уровень материальной обеспеченности. Данный факт объясняется низкооплачиваемой работой или отсутствием работы у родителей.

Диаграмма 3. Уровень благосостояния в многодетных семьях.

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

По первому критерию — социальной защите школьников, включающей оказание материальной помощи многодетным семьям, было выявлено, что лишь 20% многодетных семей получают материальную помощь.

Медицинскую помощь получают 14% многодетных семей (бесплатное предоставление лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет) и 47% многодетных семей оказывается правовая поддержка, включающая в себя консультации по решению правовых вопросов. Из этого следует, что малая часть многодетных семей в с. Урулюнгуй получают ту помощь и поддержку, которую должны получать в полном объеме. Следовательно, возникают пробелы в оказании социально-педагогической поддержке школьников из многодетных семей.

Следующим критерием для диагностики проблем социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в многодетных семьях, является помощь в социализации школьника, включающая в себя такие показатели, как взаимоотношения в малых группах, взаимоотношения в семье и показатель тревожности.

Для изучения взаимоотношений ребёнка в малых группах, для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я» мы использовали методику диагностики межличностных отношений Т. Лири. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Анализ тематики взаимоотношений ребёнка в малых группах показал, что у 14% детей — авторитарный тип отношения к людям, особенностью является доминантность, диктаторский, властный и деспотический характер; 14% - агрессивный (строгий, откровенный, требовательный ребёнок); 14% - подозрительный (необщительный, испытывает трудности в общении из-за неуверенности в себе); 14% - подчиняемый (застенчивый, кроткий, легко смущается); 29% - дружелюбный тип, характеризует гибкую и компромиссную в конфликтных ситуациях личность, стремится помогать, общительный и проявляет доброту и дружелюбие в отношениях; и 14% - альтруистический тип отношения: такой ребёнок гиперответственный и стремится помочь и сострадать всем.

Диаграмма 4. Типы отношения к людям у детей из многодетных семей.

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

Для выявления тревожности у школьников из многодетных семей мы использовали шкалу реактивной и личностной тревожности Ч. С. Спилбергера — Ю. Л. Ханина.

Анализ результатов по выявлению уровня тревожности у школьников из многодетных семей показал, что 57% детей имеют умеренный уровень тревожности и 43% - дети с высоким уровнем тревожности.

Диаграмма 5. Уровень тревожности у детей из многодетных семей с низким уровнем тревожности — 0%.

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

Данные результаты свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем тревожности сравнительно высокое — 43%, дети с умеренным уровнем тревожности составляют 57%, поэтому в данном случае социально-педагогическая поддержка будет охватывать детей с высоким уровнем тревожности.

Для диагностики взаимоотношений в многодетной семье мы использовали такие методики, как Кинетический рисунок семьи по Р. Ф. Беляускайте и методику для диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.

" Рисунок семьи" - одна из самых популярных методик, используемых в практической работе педагогами и психологами. Данную методику мы использовали для выявления эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Она дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими членами семьи.

Безусловно, невозможно абсолютно достоверно интерпретировать сложившуюся ситуацию в каждой многодетной семье, но по результатам данной методики выявлено, что большинство детей с благоприятной семейной ситуацией — 89%, что характеризует спокойную семейную атмосферу, отсутствие враждебности и негативного отношения к ребёнку. Но в некоторых случаях у детей, у которых выявлена благополучная семейная ситуация, наблюдается и тревожность в семейной ситуации (баллы значительно меньше), но что может являться предпосылкой к формированию конфликтной и даже враждебной ситуации, что нежелательно. Конфликтность в семье у 11% детей. Это может говорить о том, что у детей сложились конфликтные отношения с какими-либо членами семьи, или же они зачастую наблюдают такого рода ситуации у себя в семье между родителями, братьями и сестрами.

Диаграмма 6. Характеристика семейной ситуации в многодетных семьях.

Диагностику родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина была использована нами для диагностики отношения родителей к своему ребенку в многодетной семье. На основе факторного анализа выделено 5 шкал:

Диагностику родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина была использована нами для диагностики отношения родителей к своему ребенку в многодетной семье. На основе факторного анализа выделено 5 шкал:

  • 1. «Принятие-отвержение» ;
  • 2. «Кооперация» ;
  • 3. «Симбиоз» ;
  • 4. «Авторитарная гиперсоциализация» ;
  • 5. «Маленький неудачник» .

В результате, анализируя диагностику родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина, мы получили следующие данные:

Первая шкала: у 67% родителей отношение к детям положительное; 33% родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы.

Шкала «кооперация»: у 100% родителей социально желательный образ родительского отношения. Признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка.

Шкала «симбиоз»: у всех родителей (100%) средний уровень оценки данной шкалы, что свидетельствует о том, что родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворяют его основные разумные потребности, ограждают от неприятностей.

" Авторитарная гиперсоциализация": у 50% родителей отсутствует гиперконтроль; и у 50% родителей он выявлен: взрослые ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки.

Шкала «Маленький неудачник: у 100% родителей средние показатели, которые свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношение родителей к детям в многодетной семье вполне положительное. Родители поддерживают планы своих детей, проводят с ними достаточно времени. Поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ними на равных; присутствует также контроль за поведением ребенка и авторитарность по отношению к нему.

Следующим критерием для определения проблем в многодетных семьях является помощь школьникам в их самореализации. К показателям данных критериев относятся участие школьников из многодетных семей в жизни класса и школы, а так же показатель самооценки. С этой целью мы использовали наблюдение за проявлением активности детей из многодетных семей в участии жизни класса и школы и методика Дембо-Рубинштейна для выявления уровня самооценки.

Беседы с заместителем директора по воспитательной работе и с социальным педагогом школы, а также наблюдения за участием детей и родителей из многодетных семей в жизни школы привели к следующим результатам: 40% родителей и 52% детей из всех многодетных семей с. Урулюнгуй принимают участие в различных мероприятиях, проводимых школой («Мама, папа, я — спортивная семья», концерты к дню 8 марта, 23 февраля, «Дню матери» и др.), 60% родителей и 48% детей по различным причинам не принимают участие в жизни школы (родители — занятость домашними делами, работа; у детей — недостаток времени из-за каких-либо обязанностей по дому, помощь родителям, отсутствие интереса).

Методика Дембо-Рубинштейна основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Она отличается особенностью дифференцирования самооценки и притязания личности.

Результаты исследования самооценки не оправдали те результаты, которые мы ожидали. Так, только у 29% детей — заниженный уровень самооценки, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики, как правило, составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.43% детей имеют средний уровень самооценки, т. е. имеют реалистическую (адекватную) самооценку. И 29% детей с завышенной самооценкой. Такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Можно предполагать, что завышенная самооценка у детей объясняется тем, что сработал защитный механизм в оценке качеств своей личности (боязнь оказаться самым худшим на самом деле, привело к тому, что дети приписывали себе положительные качества личности с тем, чтобы уважать себя в собственных глазах). То есть данное противоречие показывает, что самооценка у подростков связана с теми внутренними переживаниями, конфликтами, которая присуща им в силу их личностного становления и сопряженная с проблемами, связанная с их воспитанием в многодетной семье.

Диаграмма 7. Уровень самооценки у школьников из многодетных семей.

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

Диаграмма 8. Уровень притязания у школьников из многодетных семей.

Разработка программы по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

Реалистический уровень притязания имеют 29% детей, что характеризуется оптимальным представлением о своих возможностях и является важным фактором личностного развития. У 57% детей — нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.

Итак, проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

  • 1. Выявлены те сферы жизни, в которых ребенок из многодетной семьи испытывает трудности и нуждается в социально-педагогической поддержке. Это, в первую очередь, низкая материальная обеспеченность многодетных семей, наличие большого процента многодетных семей, которые являются неполными и неблагополучными.
  • 2. Был выявлен низкий уровень социальной защиты школьников из многодетных семей (недостаточная материальная и медицинская помощь).
  • 3. При изучении взаимоотношений ребёнка в малых группах были выявлены различные типы отношения в малых группах: от авторитарного до подчиняемого. Это говорит о том, что отношения ребёнка из многодетной семьи во многом зависит от взаимоотношений ребёнка в семье, от воспитания и развития личности (психического, физического, нравственного).

Исследования взаимоотношений рёбёнка в многодетной семье демонстрируют следующее:

  • — в основном отношения между родителями и детьми в многодетных семьях хорошие и дружеские.
  • — в целом, родители ориентированы на создание для ребенка ситуации самостоятельного выбора, признают ценность личности ребенка, открыты общению с ним, оказывают психологическую поддержку в сложных ситуациях.
  • — в какой-то степени присутствует и авторитарность многодетных родителей, без учета их интересов и желаний. Возможно, подобное отношение родителей к своим детям отчасти обусловлено ответственностью родителей перед обществом за своих детей, требует от родителей контроля над ними.

Был также выявлен высокий уровень тревожности у школьников из многодетных семей.

  • 4. Большая часть детей и родителей из многодетных семей не принимают участие в жизни школы.
  • 5. При выявлении уровня самооценки и притязания у школьников из многодетных семей были выявлены высокий уровень притязания и проблемы в оценке своих личных качеств. Все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социально-психолого-педагогической помощи, но и путем выстраивания индивидуальной социально-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка.

Таким образом, мы получили подтверждение актуальности и практической значимости нашего исследования и возможность определить содержание формирующего эксперимента.

Второй этап: организация формирующего эксперимента, направленного на преодоление проблем в социально-педагогической поддержке школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

По результатам констатирующего этапа эксперимента нами была разработана и апробирована программа по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

Паспорт программы.

Наименование программы: Программа по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей в условиях сельской школы.

Цель программы: принятие мер для обеспечения социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей.

Основания для разработки программы:

  • 1. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008;2015гг.
  • 2. Указ Президента РФ 5.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250).
  • 3. Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ;
  • 4. Закон Забайкальского края от 29 декабря 2008 года № 107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае» .

Срок реализации программы: программа рассчитана на один год, в течение 2013;2014 учебного года.

Задачи программы:

  • 1. Повысить уровень психолого-педагогических знаний и педагогической компетентности родителей о воспитании детей;
  • 2. Осуществить коррекцию уровня тревожности и самооценки; повышение уровня коммуникативных умений;
  • 3. Организация совместной работы с детьми из многодетных семей и их родителей через систему мероприятий, классных часов и родительских собраний с целью привлечения их к школьной жизни.

Субъекты реализации программы: дети и родители из многодетных семей, социальный педагог, классные руководители, психолог.

Формы и методы работы: импровизированные, ситуационные и ролевые игры; рефлексия; групповая работа: групповая дискуссия, мозговой штурм, классные часы; индивидуальная работа: индивидуальная консультация.

Принципы, входящие в основу программы:

  • — принцип конфиденциальности — открытость отношений; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, педагогами;
  • — принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы детей, родителей, педагогов и общественности);
  • — принцип позитивного восприятия и принятия личности — принятие ребёнка таким, каков он есть; поиск положительных качеств личности;
  • — принцип личностно-ориентированного подхода — гуманное отношение к личности ребёнка; уважение прав и свобод детей; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности.

Этапы реализации программы:

  • — подготовительный;
  • — основной;
  • — заключительный.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • 1. Сформированность эффективной деятельности социального педагога и других специалистов по обеспечению социальной защиты многодетных семей.
  • 2. Повышение у родителей из многодетных семей уровня психолого-педагогических знаний и компетенции в воспитании детей;
  • 3. Формирование у детей из многодетных семей адекватной самооценки, среднего уровня тревожности и повышение коммуникативных умений.
  • 4. Организация школьных мероприятий для непосредственного участия детей и родителей из многодетных семей с целью привлечения их к жизни школы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой