Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Архитектурно-конструктивное решение и особенности оформления фасада Дома компании «Зингер»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внушительно и благородно смотрится рустованная облицовка фасадов из полированного красного мелкозернистого гранита на уровне первых двух этажей (выше идет полированный серый гранит). В декоре здания (двери, решетки французских балконов) впервые использовалась ковкая бронза Рубашкин А. И. В Доме Зингера и вокруг него. — СПб: Logos, 2003;568 c. При постройке здания впервые в Санкт-Петербурге был… Читать ещё >

Архитектурно-конструктивное решение и особенности оформления фасада Дома компании «Зингер» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Шестиэтажное здание с мансардой в стиле модерн площадью около 7000 мІ было построено в 1902;1904 — по проекту архитектора Павла Сюзора для Акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер». Павел Юльевич Сюзор — величайший петербургский архитектор с французскими корнями, выпускник Академии художеств, один из крупнейших зодчих конца XIX начала XX века в Санкт-Петербурге. В это время город интенсивно развивался, возводилось большое количество жилых зданий. Сюзору удалось активно вовлечься в этот процесс. Несмотря на утрату многих его работ, до сих пор сохранилось более 80 построенных им зданий на Невском, Аптекарском, Владимирском, Литейном проспектах.

Дом компании «Зингер» принадлежит к позднему периоду творчества Сюзора. Поражает способность архитектора осваивать новое, ведь к моменту окончания строительства здания Павлу Юльевичу исполнилось шестьдесят лет. Проект был новаторским по техническому исполнению, по стилю, и по назначению. В то время здание не имело аналогов в Петербурге. У «Зингера» к тому времени уже было производство в Подольске и около 3000 фирменных магазинов. Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскреб, подобный тому что в это время строился в Нью-Йорке: многоэтажное здание со множеством офисов. Заплатив за участок вместе с существовавшей на этом месте постройкой свыше миллиона рублей, компания «Зингер» намеревалась извлечь из проекта максимальную прибыль. В многоэтажном здании, помимо торговых залов и складов, предполагалось разместить множество небольших конторских помещений, чтобы сдавать внаем.

В Петербурге таких сооружений в ту пору не было, и, говоря современным языком, здесь планировалось создать многопрофильный бизнес-центр. Однако уже после приобретения участка иностранцы были немало озадачены существующими в Петербургском строительном уставе ограничениями по высоте в 11 саженей (около 22 м) для возводимых в центре города построек. Это означало, что идея удивить российскую столицу высотным зданием по образцу чикагских небоскребов была неосуществима. Однако выход был найден. В отличие от соседних пятиэтажных зданий, окончательный проект (за счёт высоты потолков) предусмотрел шестиэтажный корпус с мансардным этажом и башней на углу здания. Поперечный флигель образовывал два внутренних двора.

Для оптимального использования пространства оба двора на уровне второго этажа перекрыли остекленной крышей, в результате один из них, как отмечали современники, был «обращен в прекрасный зал», а другой использовался «для промышленных целей». Прогрессивная конструктивная основа, использованная при возведении здания — металлический каркас с кирпичными заполнениями на цементном растворе, несущий железобетонные перекрытия, — также способствовала экономии площадей. В результате стены были освобождены от функции несущих конструкций и получились тонкими. К тому же каркас позволил прорезать их огромными окнами. Башня оказалась расположена точно по линии Пулковского меридиана. Венчается она шаром-глобусом (диаметром 2,8 метра), символизирующим глобальный размах работы компании «Зингер». Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов и, возвышающихся над — ее подчеркнуто современная конструкция кажется полной противоположностью классическому куполу А. Н. Воронихина над Казанским собором. Однако и в том, и другом случае на поверхности ребра, причем форма металлического завершения сюзоровского купола, по сути, является увеличенной репликой фонарика с яблоком над воронихинским. Несомненно, также, что необычная геометрия сильно вытянутого купола соотнесена Сюзором с формами увенчанных главками шатров храма Воскресения Христова, открывающегося в перспективе Екатерининского канала (арх. А.А. Парланд).

Внушительно и благородно смотрится рустованная облицовка фасадов из полированного красного мелкозернистого гранита на уровне первых двух этажей (выше идет полированный серый гранит). В декоре здания (двери, решетки французских балконов) впервые использовалась ковкая бронза Рубашкин А. И. В Доме Зингера и вокруг него. — СПб: Logos, 2003;568 c. При постройке здания впервые в Санкт-Петербурге был применён металлический каркас. Такое решение позволило соорудить здесь огромные окна-витрины. Прохожих удивляло отсутствие здесь водосточных труб — архитектор спрятал их в стенах здания, а крыша здания автоматически очищалась от снега при помощи пара. Лифты OTIS развозили по этажам служащих и посетителей. В хранилище ценностей были встроены сейфы системы берлинской фирмы «Панцер» Это было современное сооружение, долгое время, вызывавшее отрицательную реакцию старых поклонников классической петербургской архитектуры.

При строительстве архитектор соединил приемы поздней эклектики и раннего модерна. Впечатляют интерьеры здания. Современниками по достоинству был оценен крытый стеклянной крышей двор — атриум, столь популярный сегодня у архитекторов, практикующих в центре города. Этот зал мы знаем другим: световой фонарь над ним, имеющий легкую кривизну свода, изнутри закрашен, и ему необходимо вернуть первоначальный облик. Выделяется своим убранством главная лестница с ее ограждениями, где черный металл сочетается с ковкой бронзой. Изысканный растительный орнамент стиля модерн повторен в ограждениях лифтовых шахт. Все детали здесь интересны — например, дверные и оконные бронзовые приборы. Даже рычаг оконного шпингалета повторяет классическую линию интернационального модерна (т. н. «удар бича»). Среди интерьеров здания есть и такие, что известны немногим. Это «святая святых» — помещения главной конторы компании в мансардном этаже, прилегающие к угловой подкупольной части здания, и перекрытый бетонным коробовым сводом большой зал, расположенный вдоль канала.

Кривизна свода начинается с очень низкой отметки, к тому же его основание не выделено архитектором. В итоге создается впечатление, будто он, подобно органической форме, прорастает из стен, мягко оплывая и обволакивая пространство зала. Световой фонарь дополняет впечатление уникальности помещения. Перегородки и двери в зале и смежном с ним холле отделаны красным деревом С. Н. Стрижак К 100-летию возведения «небоскрёба» на Невском//"Дизайн и Строительство", № 3(24) 2004 год. Фасады, обращенные на Невский проспект и канал Грибоедова, облицованы гранитом, два первых этажа — красным полированным, следующие три — серым кованым и верхний — серым полированным. Обширный центральный зал, расположенный сразу за вестибюлем, освещался системой верхнего света, которая создавала рассеянное бестеневое освещение.

Над ним находился внутренний световой дворик. Стены дворика облицованы глазурованным разноцветным кирпичом. На внешнем облике здания сказалось увлечение архитектурными формами, характерными для модерна. Огромные по размерам окна-витрины, их пропорции и очертания, форма и силуэт завершающего здание купола, увенчанного глобусом, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах, выполненной по моделям известных в 1900;х годах скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона (фигуры на фасаде), типичны для модерна. Наряду с известным домом Елисеева, Дом книги по характеру своей архитектуры резко выделяется среди окружающих его зданий. Угловую часть фасада украшают парные бронзовые фигуры дев-валькирий. В скандинавской мифологии валькирии по воле бога войны Одина решали исход сражений и относили храбрейших из павших воинов в чертоги Одина. Одна из валькирий на фасаде в боевом облачении с копьем олицетворяет тяжелую промышленность, у другой под рукой — швейная машинка, она олицетворяет легкую промышленность. На стеклянном куполе Дома Зингера располагается скульптура из бронзы в виде одноглавого орла с расправленными крыльями, созданная по модели русского архитектора А. А. Обера.

Богата внутренняя отделка здания: дубовые рамы и двери, медные резные шпингалеты на окнах, сусальное золото и каррарский мрамор, правда, последние марши лестницы выложены уже известняком — не хватило средств на завершение отделки. Зодчий Павел Сюзор создал значимый памятник «северного модерна» в Санкт-Петербурге возведя «небоскреб» на Невском проспекте — здание уникальное во многих отношениях. Он надеялся, что градоформирующее значение этой постройки со временем может возрасти. В октябре 1904 г. в СПб обществе архитекторов был заслушан доклад и прошли прения по вопросу засыпки Екатерининского канала. П. Ю. Сюзор выступил активным сторонником этого предложения, ведь, осуществись этот проект, и дом компании Зингер оказался бы как раз на пересечении Невского проспекта и новой магистрали.

Разнообразие дорогостоящих отделочных материалов, высочайшее качество их обработки — во всем этом ощущались и заокеанский размах, и европейский блеск. Здание компании «Зингер» явило собой один из первых примеров рационального направления в модерне. В то же время Сюзор сумел воплотить в этом проекте принципы синтеза архитектуры и пластических искусств, весьма характерного для этого стиля.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой