Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Административный менеджмент в образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует также отметить, что управление ОО, так же, как и управление предприятием, отраслью хозяйства, территорией или государством, с точки зрения технологии представляет собой процесс получения, обработки, сохранения, передачи и использования информации. Поэтому качество жизнедеятельности ОО зависит от её способности эффективно использовать информацию. Прежде чем принять управленческое решение… Читать ещё >

Введение. Административный менеджмент в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В каждой хорошей книге по управлению содержатся 2−3 основные идеи, весь остальной текст — это обоснование, т. е. способ, которым автор (ы) книги старается донести эти идеи до читателя. Каждая теоретическая концепция менеджмента также основана на нескольких базовых идеях, которые являются философией этого учения. Всё остальное, что прилагается к концепции — это инструкция по применению, состоящая из методик, шаблонов, табличек, диаграмм и т. д.

Внедрение в образовательный процесс подходов и технологий XXI века, обеспечение и сопровождение процесса постановки и достижения всего разнообразия целей ОО неизбежно базируется на администрировании.

Основополагающие регламенты, нормы, инструкции и другие формализующие положения позволяют руководителям, специалистам и техническим исполнителям определенно и однозначно воспринимать, формировать, направлять и выполнять всю совокупность действий по постановке и достижению целей ОО.

Это и обусловливает постоянно возрастающую актуальность более подробного представления и изучения административного обеспечения методов и процессов современного менеджмента в ОО, будь то вуз, колледж или средняя общеобразовательная школа (СОШ).

Разворачивающиеся процессы модернизации и оптимизации системы «внешних» отношений органов государственного и муниципального управления сферой образования обуславливают необходимость переосмысления «привычных», устоявшихся штампов в понимании целого ряда фундаментальных теоретических и практических проблем политико-административного управления сферой образования. В первую очередь это касается определения баланса соотношения приоритетов образовательной политики и механизмов административного управления в ОО. Устойчивый баланс приоритетов государственной политики и целей жизнедеятельности образовательной организации обеспечивает непрерывное повышение эффективности ОО и заинтересованность субъектов системы управления ОО в гибкой адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Проблема сегодня состоит не в том, чтобы жестко разграничивать государственную и муниципальную политику в сфере образования, а в выявлении механизмов, рамок, ограничений, определения целесообразности, и использования мотивационных ресурсов образовательного сообщества, а также прогнозирование синергетического эффекта в аспекте достижения целевых показателей в жизнедеятельности ОО.

Во-вторых, подлинное решение вопроса повышения качества управления ОО заключается в синтезе противоречащих друг другу требований профессионализма, эффективности и демократического (государственно-общественного характера) содержания в управлении системой образования, ОО. Фактически это означает признание того факта, что административное управление ОО является в современных условиях в определенной своей части одновременно и управлением политическим.

В третьих, эту сферу «наложения» (интеграции) административной и политической деятельности необходимо учитывать руководителям ОО при составлении и корректировки основной образовательной программы и программы развития ОО.

В четвёртых, интеграция образовательной политики и административного управления складывается в устойчивую и гибкую систему отношений соответствующих институтов (органы власти, гражданские сообщества, общественные объединения и движения и т. п.) и образовательных организаций в политико-административную систему. Это именно система отношений между институтами (культура, семья, церковь и т. д.) на горизонтальных уровнях, а не (вертикаль власти) ряд институтов, каждый из которых включен в свою подсистему, то есть систему прямых и обратных связей, ориентиров, процедур, правил игры.

Администрирование в управлении образовательной организации предполагает:

  • — регламентацию процесса целеполагания, разработки и реализации стратегии ОО;
  • — распределение направлений образовательной деятельности и предоставляемых образовательных услуг, а также функций между администрацией, педагогами, вспомогательным персоналом ОО;
  • — организацию построения и реализацию процесса управления в образовании путем последовательного объединения действий, операций, стадий, этапов, фаз и циклов в процесс;- реструктуризацию управления отдельной ОО и сетью ОО в регионе.

Под администраторами образования понимаются следующие лица:

  • — работники, осуществляющие управленческую деятельность в образовательных организациях; то есть состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями, включая автономные учреждения, занимающими должности руководителей, заместителей руководителей, начальников структурных подразделений, заместителей начальников структурных подразделений;
  • — лица, занимающие должности в государственных или муниципальных органах управления образованием;
  • — лица, занимающиеся экспертной деятельностью, связанной с управлением образованием, имеющие опыт такого рода деятельности и общепризнанные достижения в данных видах деятельности. (Под экспертной деятельностью в области управления образованием понимается деятельность физических лиц — экспертов по исследованию объектов экспертизы, по анализу результатов примененных научных методов и с оставлению заключений эксперта по вопросам, связанным с управлением образованием. Эксперт может осуществлять свою деятельность на основе трудового или гражданско-правового договора с соответствующей организацией). Для эффективного управления образовательной организацией необходимо соблюдать баланс между административным управлением (АУ) и социально-психологическим (педагогическим) управлением (СПУ).

В системе управления образовательной организации административное управление иногда называют объектно-логическим управлением (ОЛУ).

В процессе административного управления совершаются такие управленческие действия: анализ, диагностика, предвидение, прогнозирование, планирование, организация, структурирование, делегирование, стимулирование разработка, принятие и реализация решений, приказ, указание, постановка задачи, координация, регулирование, регламентация, контроль и другие.

Объектами управления являются: процесс, функция, информация, а также человек как исполнитель функции, подразделение — как элемент процесса, и т. п.

В рамках административного менеджмента люди рассматриваются как объекты и субъекты, которые должны делать то, что предписано правилами организационного порядка. Административное управление не рассматривает человека, как уникальную, неповторимую личность.

Таким образом, администрирование — это, с одной стороны, процесс осуществления административного управления, а с другой стороны, это совокупность методов, которые используются при административном управлении.

В процессе социально-психологического управления совершаются такие управленческие действия: мотивация, (призывать, вдохновлять, поощрять, наказывать, доверять и т. д.) обучение, воспитание, развитие, наставничество, проявление заботы, эмпатия, аффиляция (присоединение), поддержка и сотрудничество, манипулирование, программирование, убеждение…

Объектами управления являются:

  • — человек — как социальный объект, как носитель ансамбля общественных отношений, являющийся эмоциональной и духовной личностью, имеющий свои взгляды, ценности, интересы;
  • — группа как внутри организации (структурное подразделение), так и вне организации, в окружающем социуме. Эти группы людей задействованы в организационных процессах и выполняют служебные функции и задачи организации.

Только гармоничное, сбалансированное сочетание и взаимодействие административных и социально-психологических методов в итоге создаёт полноценное управление и открывает путь к достижению ожидаемых результатов.

Можно выделить пять задач административного управления образовательным процессом.

Примечание:

Понятие «процесс» имеет три значения:

  • 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь;
  • 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата;
  • 3) процесс — это единство сознательного и стихийного.

К образовательному процессу применимы все три значения. В пособии «Управление школой. Ключевые слова» (Словарьсправочник руководителя школы. Избранные статьи. Под редакцией А. М. Моисеева, А.А. Хасана — М; Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2002 г.) есть статья «Образовательные процессы в школе». К данным процессам отнесены: процессы обучения по отдельным предметам, по классам, по параллелям, по ступеням школы, процессы обучения и воспитания различных категорий обучающихся, соотношение процессов обучения и внеучебной воспитательной работы — всего 12 видов процессов, которые могут быть объектами управления (с. 103−104). Предлагаемый перечень образовательных процессов имеет практическую ценность для решения управленческих задач, но он не раскрывает сложную структуру образовательного процесса, который имеет место в современной общеобразовательной организации. Если образовательный процесс в ОО рассматривать как совокупность процессов освоения социального опыта, отличающихся объектами познания, то в структуре образовательного процесса можно выделить следующие компоненты: * учебно-воспитательный процесс (изучение социального опыта, представленного в содержании учебных предметов);* дополнительное образование (освоение различных видов социально значимой деятельности); * социально-творческая (общественная) деятельность (объектом познания является собственная творческая деятельность обучающихся); * самообразование (объектом познания являются изучаемый социальный опыт и собственный опыт обучающихся по самостоятельному решению познавательных проблем). Перечисленные виды деятельности становятся компонентами образовательного процесса, если они направлены на достижение общей цели. В условиях общеобразовательной организации ориентация на общие цели возможна, если результаты самообразования, социально-творческой деятельности, дополнительного образования будут востребованы в учебно-воспитательном процессе.

Первая задача административного управления образовательным процессом заключается в обеспечении взаимосвязи всех компонентов данного процесса. Субъектами образовательного процесса являются обучающиеся, педагоги, а также родители обучающихся и администрация образовательной организации. При этом интересы и цели каждой группы участников образовательного процесса могут не совпадать или не вполне совпадать (что естественно). Заметим, что даже учителя могут ориентироваться на разные образовательные результаты.

В связи с этим возникает вторая задача административного управления образовательным процессом — создание условий для согласования позиций участников образовательного процесса.

Третья задача административного управления — это планирование изменений в уровне образованности обучающихся на каждой ступени общего образования и создание условий, необходимых для таких изменений Образовательный процесс можно рассматривать как организованную деятельность, в ходе которой осуществляется поэтапная реализация целей образования. Результатом этой деятельности является «смена состояний» как обучающихся, так и ОО в целом. «Смена состояний» обучающегося имеет место в том случае, если в конце учебного года он решает более сложные задачи по сравнению с первой четвертью, а обучение в следующем классе приводит к освоению нового уровня познания действительности в различных предметных областях.

Четвёртая задача административного управления в ОО — это планирование этапов учебного года с точки зрения развития образовательной деятельности обучающихся и использование методов руководства образовательным процессом, соответствующих особенностям каждого этапа.

Существует и пятая задача административного управления образовательным процессом, связанная с появлением новых социальных ожиданий в сфере образования, новых возможностей самой ОО, а также и с изменениями в составе обучающихся. Управленческая задача состоит в определении путей модернизации образовательного процесса на основе анализа изменений в условиях образовательной деятельности и оценки возможностей образовательной организации. Итак, выше выделено пять задач управления образовательным процессом. Содержание данных задач и способы их решения не являются неизменными. В наиболее концентрированном виде они отражаются в двух документах ОО: программа развития ОО и основная образовательная программа ОО.

Следует также отметить, что управление ОО, так же, как и управление предприятием, отраслью хозяйства, территорией или государством, с точки зрения технологии представляет собой процесс получения, обработки, сохранения, передачи и использования информации. Поэтому качество жизнедеятельности ОО зависит от её способности эффективно использовать информацию. Прежде чем принять управленческое решение, осуществить какое-либо управленческое действие, необходимо собрать, структурировать, переработать и проанализировать необходимую для этого информацию, как правило, зафиксированную в документах. При использовании традиционной технологии обработка возрастающих объемов документов становится все более трудоемкой. В то же время в условиях глобализации рыночных отношений и обостряющейся конкуренции на рынке знаниевых активов ХХ1 века ценность оперативной и достоверной информации для принятия оптимальных управленческих решений руководством ОО постоянно возрастает. Повышение и усложнение требований к эффективности деятельности ОО, рост количества различного рода документов, процессы, связанные с обработкой, поиском и хранением документной информации, а также управлением документооборотом в целом — всё это повышает риск окончательного выхода объекта управления из-под контроля. Отсюда следует необходимость принятия мер по повышению эффективности менеджмента ОО за счет использования современных технических средств (ТС) и информационных технологий (ИТ).

Поэтому применение методов административного менеджмента требует знание и особенностей использования современной техники, офисных и ИТ в управленческих процессах в ОО.

Рекомендации по главе «Административно-хозяйственная деятельность образовательной организации» носят практико-ориентированный характер. Учитывая, что административно-хозяйственная деятельность образовательной организации в значительной мере связана с вопросами обеспечения безопасности в различных аспектах. Содержание рекомендаций по главе «Административно-хозяйственная деятельность образовательной организации» базируется на требованиях соответствующих нормативных правовых актов.

Учитывая, что административно-хозяйственная деятельность образовательной организации многоплановая, возникла проблема изложения рекомендаций в одном документе. В то же время авторы приняли решение разместить конкретные рекомендации по различным направлениям административно-хозяйственной деятельности на электронном носителе.

При освоении материалов методических рекомендаций «Административный менеджмент в образовании» руководителям предоставляется возможность ознакомиться с нормативно-правовыми основами административного управления ОО:

  • 1) Федеральным законом РФ № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • 2)другими законодательными актами РФ, содержание которых затрагивает деятельность образовательных организаций;
  • 3) правовыми основами деятельности работников образования, в т. ч., со структурой нормативных актов об образовании, правовым статусом ОО СОШ, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего (полного) общего образования;
  • 4) системами менеджмента качества образовательных учреждений ГОСТ Р ИСО 9001−2008 (180 9001:2008) и ГОСТ Р 52 614.2−2006 (180/ША 2:2003);
  • 5) особенностями применения трудового законодательства в системе образования, включая вопросы правовой защищённости субъектов образовательного процесса;
  • 6) другими нормативно-правовыми актами по профилю своей деятельности

административное управление образовательная организация.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой