Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

От попытки перестройки социалистической системы к смене модели общественного развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не менее важным стали либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику. Несмотря на противоречивость экономических показателей и 1999, и 2000 годов, все же позитивные тенденции проявились более отчетливо, особенно в 2000 году (экономический рост, преодоление последствий финансового кризиса 1998 года, рост объема золотовалютных резервов Центрального банка, некоторый рост… Читать ещё >

От попытки перестройки социалистической системы к смене модели общественного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В стареющей правящей элите постепенно складывалась группа относительно молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и готова была к обновлению системы.

Начало ожидавшимся переменам было положено 11 марта 1985 г., когда (после кончины Черненко) новым Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается самый молодой (54 г.) член Политбюро — М. С. Горбачев.

Его деятельность как лидера партии была противоречивой, непоследовательной, но бесспорны его заслуги как политика-реформатора, продолжившего демонтаж тоталитарной системы, сделавшего попытку повернуть страну к общечеловеческим ценностям.

Начало деятельности нового руководства связано с попыткой модернизировать социализм, очистить его от устаревших, одиозных форм и деформаций, придать его облику «человеческое лицо», ликвидировать катастрофическое отставание СССР в области новейших технологий.

В апреле 1985 г. провозглашается «курс на ускорение социально-экономического развития СССР», ликвидацию предшествующих негативных явлений — «механизма торможения», «застоя». Это предполагало повышение темпов экономического роста, эффективное использование достижений НТР, децентрализацию управления народным хозяйством, укрепление порядка и дисциплины, утверждение принципа социальной справедливости. И одновременно подтверждается «генеральная линия на совершенствование общества развитого социализма». Эта идея находит отражение и в новой редакции Программы КПСС (1986), из которой, правда, были убраны скомпрометировавшие себя задачи по построению основ коммунистического общества к 1980 году. Однако предложенная традиционная модель не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Экономика страны продолжала функционировать по старой схеме: активно использовались методы приказа, нажима, политические кампании, штурмовщина, корректировка планов; громоздкий бюрократический аппарат (ок. 18 млн. чел.) тормозил, глушил и выхолащивал все новые и позитивные начинания.

Авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), названная «катастрофой века», подтолкнула к выводу о необходимости более глубоких изменений ранее существовавших и казавшихся незыблемыми порядков.

Не оправдавшая себя концепция «ускорения» была заменена в 1987 г. концепцией «перестройки», в основе которой лежала идея перевода жестко централизованного планово-государственного хозяйства на рыночную товарно-денежную основу (в рамках социализма). В 1987 г.

на первый план выдвигается задача «обновления идеологии», демократизации общественной жизни, дальнейшего развития гласности. Предпринимается попытка сделать достоянием людей информацию, которая раньше строго дозировалась или скрывалась вообще; начинается вторая волна критики сталинизма; осуществляются первые попытки «нового прочтения», осмысления и оценки нашего исторического прошлого. Это вызвало сопротивление наиболее консервативных сил.

Летом того же 1987 года была начата «радикальная» экономическая реформа, целью которой являлся переход от административных к экономическим методам руководства. Но механизм ее реализации был явно несовершенен, поскольку не допускал плюрализма форм собственности, не затрагивал основ административнокомандной системы в экономике.

В 1988 г. начинается реформа политической системы СССР, которая предполагала соединение «социалистических ценностей» с элементами буржуазного либерализма, создание правового государства. В марте 1989 г. состоялись первые в истории советской власти действительно свободные выборы народных депутатов на альтернативной основе. На I съезде народных депутатов СССР (июнь 1989 г.) развернулась яростная борьба между сторонниками различных подходов к перспективам и вариантам развития страны. Председателем Верховного Совета был избран М. Горбачев. В марте 1990 г., на III внеочередном съезде народных депутатов СССР он же становится первым (и последним) Президентом СССР — главой исполнительной власти.

Поскольку этот же форум отменил 6-ю статью Конституции о монополии КПСС в политической системе, начинают появляться многочисленные партии, движения, объединения с весьма широким идеологическим спектром — от анархизма до монархизма. Страна сделала реальный шаг к многопартийности. В этих условиях КПСС предпринимает попытку реформироваться по образцу западной социал-демократии на платформе «демократического социализма», но безуспешно.

Попытки перестройки экономической и политической системы дали неожиданные результаты. Экономическая реформа «пробуксовывала», зато политическая демократизация приобрела собственную, неподвластную Горбачеву энергию. Возникла ситуация, когда демократизация и политическое реформирование стали как бы самоцелью. Экономика же топталась на месте.

Неудачи во внутренней политике М. Горбачев пытался компенсировать успехами на международной арене. Руководство страны предложило отказаться от идеи блокового противостояния и осуществить поворот к политике, направленной на создание гарантий выживания человечества за счет развития международного диалога и сотрудничества. Оно выдвинуло принцип «нового политического мышления» — признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими. Было подписано соглашение с США об уничтожении ядерных ракет средней дальности и сокращении стратегических наступательных вооружений, улучшены советско-китайские отношения, выведены советские войска из Афганистана.

М. Горбачев выдвинул идею создания к 2000 г. безъядерного мира, роспуска военных союзов, сокращения военных расходов. Он вел активный переговорный процесс с лидерами многих зарубежных государств, участвовал в политических и экономических форумах, инициировал важнейшие международные соглашения. (В 1990 г. М. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира).

Демократические процессы в СССР, его отказ от применения силы в международных отношениях привели к быстрому крушению «социалистических», просоветских режимов в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, к объединению Германии. Распались ОВД и СЭВ, начался вывод советских войск из Восточной Европы. Мощь и монолитность социалистического содружества оказались мифом.

В обмен на односторонние уступки администрация М. Горбачева рассчитывала на помощь стран Запада. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу его политические и экономические потери.

Советское руководство постепенно начинало склоняться к необходимости перехода к «регулируемому» рынку, оно все более убеждалось, что альтернативы этому нет. В конце 1989 г. и в 1990 г. реформирование экономической системы принимает все более широкие масштабы. Это означало создание в стране первых частных фирм, банков, бирж, АО, стали появляться и свои отечественные предприниматели — «средний класс», «новые русские». Однако перестройка вырывалась из-под контроля, шла независимо от ее инициаторов, выливалась в постепенный демонтаж советской экономической системы, который шел тяжело и болезненно.

На рубеже 1990;91 гг. в стране развернулась острая борьба за власть, сложилась противоречивая, нестабильная обстановка: центр во главе с М. Горбачевым продолжал курс постепенного, эволюционного пути демократизации; либерал-демократы все более активно выступали за радикальные реформы общества, считали М. Горбачева слишком умеренным; одновременно нарастала опасность «справа», со стороны консервативных сил. В стране усиливались конформизм, социальная нестабильность, региональные национальные конфликты (Нагорный Карабах, Фергана), сепаратизм, «парад суверенитетов», центробежные тенденции к выходу из СССР (Прибалтика). Все чаще власть прибегала к военной силе (Тбилиси, Баку, Вильнюс, Рига).

Однако вопрос о сохранении обновляющегося СССР был положительно решен на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г. (76% проголосовали за его сохранение). Поэтому в апреле 1991 г. Президент СССР М. Горбачев и руководители 9-ти республик договорились в Ново-Огареве о необходимости замены Союзного Договора 1922 г. и разработки нового. Проект его был составлен, и подписание намечалось на 20 августа. Он предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.

Однако консервативные силы были напуганы перспективой потери власти, и решили осуществить нечто вроде «бархатной контрреволюции». С этой целью они изолируют Президента Горбачева на его крымской даче в Форосе, объявляют больным, и в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. создают ГКЧП во главе с вице-президентом Г. Янаевым и представителями силовых структур, требуя от Горбачева сложения его полномочий. Рано утром 19 августа в Москву стягивается военная техника, перекрываются въезды и выезды из столицы, захватываются телевидение и радио.

Сопротивление путчистам возглавил первый Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, избранный на эту должность всенародным голосованием еще 12 июня 1991 г. «Он занял мужественную позицию, действовал решительно, беря на себя всю ответственность» , — отмечал потом М. Горбачев. Б. Ельцин издал несколько указов против ГКЧП, квалифицировав его действия как преступление и государственный переворот, призвал армию не подчиняться заговорщикам, а население — защищать молодую российскую демократию. Центром событий стал «Белый дом», на защиту которого пришли тысячи москвичей, занявшие круговую оборону. Строились баррикады, формировались добровольческие отряды, готовые защищать демократию.

Нерешительность и раскол в войсках, растерянность путчистов, не ожидавших такого сопротивления, поддержка Б. Ельцина большинством правительств стран мира — все это обусловило быстрое поражение ГКЧП, арест заговорщиков, освобождение М. Горбачева. Действия путчистов, желавших любой ценой сохранить Союз, привели к прямо противоположным результатам.

Провал заговора означал не только крах социалистического реформаторства, но и резко ускорил распад СССР, обвал его экономических и политических структур, упразднение прежних институтов центральной власти. Вместе с тем он усилил позиции России. В ней начинался мучительный и противоречивый процесс созидания нового — радикальная трансформация советской системы.

Последствия переворота трагически сказались и на судьбе КПСС: она утратила свой гегемонизм, влияние и власть. М. Горбачев отказался от поста Генсека, партия по существу самораспустилась, а затем деятельность ее была запрещена. Так закончила свое существование самая влиятельная политическая сила коммунистического мира.

В декабре 1991 г. политические лидеры «славянских республик» — России, Белоруссии и Украины, собравшись в Беловежской Пуще (под Минском), заявив о прекращении действия Союзного Договора 1922 г., констатировали, что «Советский Союз более не существует», и провозгласили образование СНГ, открытого для всех желающих вступить в него. Вскоре к содружеству присоединились еще восемь бывших союзных республик («Алма-Атинское соглашение»).

В создавшихся условиях Горбачеву пришлось объявить о сложении им с себя полномочий Президента СССР в связи с отсутствием самого государства (25 декабря 1991 г.), а 26 декабря Верховный Совет официально признал роспуск СССР. Демонтаж такой колоссальной структуры, каким был СССР будет, видимо, еще долго отзываться эхом на судьбах не одного поколения. События нарастали столь быстро, лавинообразно, что у старой системы не оказалось сил, чтобы сдержать их натиск.

Итак, попытка радикально изменить советское общество с помощью перестройки привела к развалу СССР, тяжелейшему поражению коммунистической идеи, глубочайшему затяжному кризису, краху партийно-государственного монополизма и плановой регулируемой экономики, всеобщему разброду и шатанию, взрыву хаоса, социальных и национальных конфликтов.

Законной правопреемницей распавшейся громадной страны, но в новом качестве, становится Российская Федерация. Она стремилась наладить дружественные связи со всеми странами. Мировая общественность, в свою очередь, оказала поддержку политике Б. Ельцина. Новое руководство России приняло решение о невозможности структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимости формационных изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с Е. Гайдаром начало решительно осуществлять радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, акционирование производства, а в итоге — формирование новой системы собственности. Одновременно провозглашался курс на построение гражданского общества и правового государства, становление парламентской демократии. Политика Е. Гайдара преследовала цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, открытия России дороги в международные финансовые и экономические организации, как условие экономического подъема.

Однако Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, резко повысить цены, урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономические меры вызвали снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряженность в различных слоях российского общества, протест против «шоковой терапии» .

В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддержало тогда Правительство.

Летом 1992 г. оно, под давлением Верховного Совета, прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компромисс — новым главой Правительства стал В. Черномырдин, который вскоре обеспечил вхождение России в «большую семерку», добился привлечения западных инвестиций, стабилизировал курс рубля. Попытка в начале 1993 г. сместить Президента через процедуру импичмента не прошла. Проведенный в апреле 1993 г. всероссийский референдум показал, что около 60% участвовавших в нем граждан, одобряют политику Президента и Правительства, одновременно доверяют и Съезду народных депутатов. В стране фактически установилось двоевластие.

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный Б. Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить его от должности, избрав и.о. Президента вице-президента А. Руцкого. Безусловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического кризиса.

Оппозиция предпринимает 3−4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить свержение законной власти. Сосредоточившись в «Белом доме», оппозиционеры осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска штурмуют «Белый дом», арестовывают засевших там депутатов. Политическая авантюра противников радикальных преобразований стоила жизни 150 человек. Победа подтолкнула президентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 дек. 1993 г., она означала переход к президентской республике. Двухпалатный парламент — Федеральное собрание получил весьма ограниченные права. Началась практика президентского правления.

Неудачи второй «октябрьской революции» не завершили политической «смуты». Это показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г, Государственную Думу в декабре 1995 г., выборы президента летом 1996 г., которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.

Свидетельством продолжавшейся нестабильности явился очередной политический кризис весной 1998 г.: долги по зарплатам и пенсиям, «черный вторник», война в Чечне лихорадили страну. Последовала отставка В. Черномырдина и трудная процедура утверждения нового главы Правительства С. Кириенко Государственной Думой. Он попытался дать отпор финансовым пирамидам, сбалансировать бюджет. Однако не в силах был обеспечить экономическую и финансовую стабильность: началось обострение энергетического кризиса, последовал дефолт 17 августа, обвал рубля. В результате — отставка С. Кириенко летом 1998 г. и еще более трудный поиск компромисса между всеми ветвями власти, в результате которого новым главой Правительства стал Е. Примаков, который обеспечил политическую стабилизацию, удержал курс рубля, однако был в определенной конфронтации с Президентом.

В мае 1999 г. новым премьером России становится С. Степашин, добившийся получения очередного зарубежного кредита, реструктуризации долгов бывшего СССР. Однако его нерешительность при обострении ситуации на Северном Кавказе и начале боевых действий в Дагестане, вскоре переросших во вторую Чеченскую войну, слабость в аппаратных интригах приводят и его к отставке.

Весной 1999 г. Государственная Дума предпринимает еще одну неудавшуюся попытку отстранения Президента от должности (импичмент).

В августе 1999 г. новым главой Правительства назначается В. В. Путин, бывший директор ФСБ.

Путин сразу же заявил о себе как о либерале и государственнике. Рынок и приватизация признавались им нерушимыми ценностями. Вместе с тем новый премьер обосновал идею совместимости рынка с государственным регулированием. 19 декабря 1999 года прошли очередные выборы в Государственную Думу. В ходе этих выборов внушительных успехов добилось недавно созданное проправительственное объединение «Единство», обошедшее избирательный блок «Отечество — Вся Россия». Каждое из этих объединений претендовало на место партии власти и в дальнейшем их представители в Государственной Думе демонстрировали общность подходов к решению задач, стоящих перед страной (общность позиций предопределила возможность в апреле 2001 года объединения движения «Отечества» и партии «Единство»). Итоги выборов в целом отражали стремление российского общества к повороту в сторону стабильности и гражданского согласия. Соотношение сил в новой Государственной Думе свидетельствовало о ее значительном «поправении». В отличие от предшествующей она оказалась не «левой», оппозиционной, а проправительственной, призванной обеспечить единство власти и общества. Думские выборы укрепили позиции Путина.

31 декабря 1999 года, в ночь под новый 2000 год, Президент России Б. Н. Ельцин открыто объявил о своей добровольной отставке, назначив и.о. президента премьера В. В. Путина. Ушла целая десятилетняя «ельцинская» эпоха, оценить которую еще предстоит.

В соответствии с российской Конституцией Путин мог исполнять обязанности президента только в течение трех месяцев, после чего должны были последовать президентские выборы. Их подготовка и проведение выдвинулись в качестве главной политической задачи сразу после отставки Ельцина.

  • 26 марта 2000 года в первом же туре досрочных выборов Президента Российской Федерации с большим отрывом победил В. В. Путин. Он выразил уверенность в том, что наша страна сможет рассчитывать на достойное будущее только при условии органичного соединения универсальных принципов рыночной экономики и демократии с реальностями России.
  • 7 мая в Кремле в торжественной обстановке состоялась инаугурация — юридическое оформление начала вступления в должность нового Президента России. 17 мая 2000 года Государственная Дума утвердила (по представлению президента) нового Председателя Правительства. Им стал бывший министр Финансов, и.о. премьера М. М. Касьянов. На важнейшие посты в правительстве были назначены убежденные сторонники либеральной экономики (А. Кудрин, Г. Грефт). Россия вступила в очередной этап реформирования.

Одним из первых шагов нового президента стало реформирование государственного устройства, преследующее цель укрепления центра, вертикали власти и управляемости государства. В соответствии с указом о новом административном делении России на ее территории было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, оказавшимися связующим звеном между центром и регионами. Полномочные представители Президента в федеральных округах были введены в состав Совета безопасности Российской Федерации. Одним из результатов этой реформы стало приведение законодательных актов регионов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Затем была проведена реорганизация Совета Федерации (верхней палаты Федерального собрания), ослабившая позиции региональных лидеров. Совет Федерации в соответствии с реформой начал формироваться не из губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, а из представителей регионов, избираемых местными законодательными органами. Созданный же для губернаторов совещательный орган — Государственный Совет — не мог стать реальным властным институтом. Важным направлением политики Путина стало отстранение олигархов от центров политической власти. Необходимой составляющей внутриполитического курса можно считать стремление обеспечить единство и согласие в обществе. Стремление к национальному согласию нашло отражение в законе о государственной символике (герб, флаг, гимн), которые символизировали (отражали) разные эпохи российской истории. Консолидации общества способствовало, в частности, и проведение Гражданского форума.

Не менее важным стали либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику. Несмотря на противоречивость экономических показателей и 1999, и 2000 годов, все же позитивные тенденции проявились более отчетливо, особенно в 2000 году (экономический рост, преодоление последствий финансового кризиса 1998 года, рост объема золотовалютных резервов Центрального банка, некоторый рост реальных доходов населения и увеличение расходов на личное потребление, снижение уровня безработицы, выплаты долгов по международным обязательствам). Однако большинство экономистов указывало на относительный и конъюнктурный характер этого роста, подчеркивало доминирующее положение сырьевого капитала в экономике страны, высокий уровень инфляции по сравнению с запланированным, низкий показатель уровня жизни (33,2 млн. россиян живут на грани бедности).

Проведенные правительством экономические реформы были направлены на стимулирование частного предпринимательства, обеспечение народнохозяйственного роста (налоговая реформа, сокращение таможенных ввозных пошлин, принятие правительственных программ, повышающих эффективность управления экономикой). В социальной сфере тоже начали «запускаться» новые либеральные реформы: пенсионная (пенсия складывается из базовой, страховой и накопительной частей); жилищно-коммунальная (предполагающая в течение ближайших лет возложить на граждан все 100% жилищно-коммунальных расходов); освобождение в 2001 — 2004 годах внутренних цен на электричество, газ, нефть, транспорт, которые позволят государству свести к минимуму дотационные обязательства перед населением.

Правительство России 29 января 2002 года обсудило план действий по реализации программы экономического и социального развития на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы), отличающуюся подчеркнуто либеральной направленностью.

Во внешней политике современной России постепенно создается и утверждается новая политическая доктрина. Отношения с США, странами Западной Европы, СНГ и другими зарубежными странами стали строиться на основе стратегического партнерства, отстаивания в отношениях с ними собственных национальных интересов.

После трагических событий в США 11 сентября 2001 г. «западный» ориентир внешней политики России из значимого превратился в доминирующий. Отсюда и решительное осуждение преступлений террористов, участие России в международной антитеррористической коалиции.

Весной 2002 года российская общественность подводила итоги двух лет пребывания В. Путина у власти.

Многие эксперты, несмотря на разность оценок, приходят к одинаковым выводам: несмотря на неустойчивость экономического положения и наличие многих нерешенных социальных проблем, предпосылок к системным кризисам и экономическим катаклизмам не существует, и потому россияне могут смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.

Президент продолжает пользоваться поддержкой общества, так как никто не может предложить сколько-нибудь привлекательную альтернативу его курсу в целом.

Несмотря на затяжный кризис в экономике, политическую нестабильность, тяжелое положение в социальной сфере, чеченский кризис, Россия в начале XXI века утверждается как часть мировой цивилизации, с великим историческим прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.

Затянувшийся современный переходный период связан с тем, что к началу 90-х гг. наше Отечество столкнулось с рядом таких сложнейших исторических проблем, которые одновременно не приходилось решать ни одной стране мира. Это постепенная трансформация: унитарного государства в сообщество национальных государств; системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства в рыночную экономику, основанную на частной собственности; однопартийной тоталитарной системы в демократическое общество, основанное на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой