Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественное устройство, экономика и культура Казахского ханства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономика Казахского ханства в 15−17вв. У казахов сохранялось кочевое и полукочевое скотоводство. Были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались керамическое, кузнечное, деревоотделочное, стеклодувное, ткацкое, ювелирное, строительное и другие виды ремесла. Торговля являлась одной из наиболее существенных сторон… Читать ещё >

Общественное устройство, экономика и культура Казахского ханства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Общественное устройство общества.

2. Экономика казахского общества.

3. Архитектура 15−17 вв.

4. Народные обычаи, обряды и традиции.

1. Общественное устройство общества. В 15−17вв. общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными, в кочевых районах сохраняли патриархально-родовые или патриархально-общинные элементы. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Право пользования принадлежала всем членам кочевого рода. В южных районах сложились устойчивые формы феодального землевладения и земельной собственности: со-йургал, икта, мильк, вакф и др. Сойургал — владение удельного правителя, пожалованное за военную или гражданскую службу. Владелец этой земли собирал в свою пользу налоги с земледельцев, ремесленников, торговцев. Мусульманское духовенство — шейх ульислам, садри, казн, шейхи, муллы, мутавалли оказывали правителям всякую поддержку. За это они получали земли водные источники, оросительные сооружения, вместе с правом на налоги называлось вакф. Также духовенство владело значительными участками обрабатываемых и пастбищных земель на правах частной собственности — мильк. В основе деления общества лежало социальное происхождение: Ак суек (белая кость) -высшее аристократическое сословие — относятся Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, ходжи. Они не принадлежали ни к каким родам и племенам, они составляли правящую группу общества. Кара суек (черная кость) — низшее сословие казахского обществанезависимо от имуществ. положения составляли: а) Бии — предводители родов и племен, выполняли судебные функции; б) эмиры, беки — представители военнокочевой знати;в)батыры — предводители войск, выходцы из рядовых воинов; г) баи — лица, обладавшиебогатством. Шаруа (райаты) — зависимое население, кочевникискотоводы, консыобедневшие родственники, попавшие в зависимость от феодала, земледельцы — жатаки, мелкие торговцы и ремесленники. Рабы — самые бесправные группы общества. Зависимое население было обязано платить многочисленные налоги и поборы. Виды налогов: зекет, согым, сыбыга, бийлык — налог со скотоводов, ушур, тагар, баж, хараджс земледельцев и ремесленников. Виды повинностей: сауын — отдача скота на выпас рядовым кочевникам. Военная повинностькаждый рядовой кочевник считался воином. Мардикар — общетвенные работы. Политико-административное устройство: Хан — титул правителя, обладавшего гражданской, административной, судебной и военной властью. Ханов избирали только из Чингизидов. Личная охрана ханов — толенгуты. Ханский Совет — состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен. Курултай — собрание представителей трех жузов, созывался 1 раз в год. Городская верхушкаэто чиновники местной администрации: везири, вакили, хакимы, даруга, мустау-фи, назначавшиеся ханами или удельными правителями. Существовала улусная система, во главе улусов — султаны, чингизиды из ханского рода. Территория улуса называлось юртом. По свидетельству Ибн Рузбихана в начале 16 В. Каз. ханство состояло из 10 улусов. Каждый улус состоял из 10 тыс. семей. Несколько семей составляли колено, определенное кол-во колен составляли род или племя. Семья — колено — род — племя — улус — жуз — ханство. Система гос. управления была основана на обычном праве — адат. Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права — шариат. В конце 17 В. нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием «Жеты Жаргы» (Семь установлений). Этот свод законов содержит: а) нормы администр., уголовного и гражданского права; б) положение о налогах и религиозных воззрениях; в) порядок управления ханством; г) узаконивание различных сборов в пользу ханов и биев; д) наказания за совершенные преступления.

2. Экономика Казахского ханства в 15−17вв. У казахов сохранялось кочевое и полукочевое скотоводство. Были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались керамическое, кузнечное, деревоотделочное, стеклодувное, ткацкое, ювелирное, строительное и другие виды ремесла. Торговля являлась одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов. Через территорию ханства пролегала сеть караванных дорог, особенно через города — Туркестан, От-рар, Сузак, Карачук, Сайран. Ибн Рузбихан называл Сыгнак торговой гаванью Дешт-и-Кыпчака, а также упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». Сузак был главной опорой, стратегическим пунктом правителей, хорошей крепостью, торговым и ремесленным центром, вдвинутом в степь. Города строились как и прежде. Центральную часть города, обнесенную стеной, называли хисар, город состоял из кварталов — махаллы по 6−12 домов. В жилых помещениях, в кладовых и во дворах есть площадки — ташнау (санитарно-гигиенические устройства, предназначавшиеся для слива грязной воды).

3. Архитектура 15−17вв. Памятники сохранились в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Сарысу, в р-не Каратау, Улутау и в Тургайской степи, на Мангышлаке. «Сауранская башня» — это одно из минаретов мечети, о которой писал историк Зайн ад-Дин Васифи. Башня БегимМунара, расположенная в низовьях Сырдарьи. Мавзолеи каз. ханов Жанибека и Касыма, находившиеся в древнем некрополе Сарайчика, мавзолей Абулхаира в Кок-кесене и другие. Духовная культура: Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии. Шалкииз Тиленшиулы (1465−1562) — выдающийся жырау, около 30 произведений. Доспамбет жырау — выделяются его толгау. Жиембет жырау Бортогашулы (17в) — наместник хана Есима, автор толгау и лирич. стихов. Актамберды жырау Сарыулы (17в) — 26 произведений о жизни. Умбетай Тлеуулы (18в) — воспевал богатырские качества защитников родной земли, Бухар Калкаманулы (1693−1787) — выдающийся жырау, философ. Специфические особенности жизни ханства породили оригинальный вид худ. культуры, который назывался шешендик создер, билер айтысы. Творцами этого вида были в основном Бии, занимавшиеся главным образом судопроизводством, активно участвовали в гос. делах, предводители родов и племен. Среди биев-шешенов выделяются: Толе бий Алибекулы (1663−1756), Казыбек бий Келдибекулы (1667−1765), Айтеке бий Байбекулы (1682−1766). Они участвовали в создании свода законов «Жеты Жаргы». В письменной литературе прославились: Мухаммед Хайдар Дулати (1499−1551) — автор произведения «Тарих-и-Рашиди», написанный в 1542—1546 гг. Кадыргали Ко-сым-улы Жалаири (1555−1607)-автор первого памятника каз. исторической л-ры «Жами ат-та-рих». Абулгази Бахадур (1603−1664) — хан приаральских казахов, написал книгу «Шежире-и-тюрк», в которой изложил генеалогию династии Чингизидов.

4. Народные обычаи, обряды и традиции. Соблюдался обряд очищения зимовки и скота огнем. Для этого зажигали два костра и между ними прогоняли скот. Торжественное оформление кочевого каравана перьями фазана от сглаза и различных неприятностей в пути. Не разрешалось питаться плодами растений, пока не загремит гром. Семейно-брачные обряды: а) левират (аменгерство) — вдова после годичной поминки должна была выйти замуж за брата или родственника покойного мужа. б) Сорорат (балдыз алу) — в случае смерти жены или невесты, овдовевший муж или жених имел право жениться на родных младших сестрах покойной, в) кудандалык — строгое соблюдение запрета кровнородственных связей до седьмого колена, с восьмого разрешалось вступать в брак. г) енши — отец выделял наделы женившимся сыновьям, поселял их в отдельной юрте. Все хозяйство, дом после смерти отца доставались по традиции невыделенному младшему сыну. Его очаг почитался как «кара шанырак» и пользовался уважением всех сородичей. д) почитание старших — его нарушителей наказывали штрафом. е) ат тергеу — обычай придумывания имен невестой для родственников мужа, что проявляло уважение и почтительное отношение со стороны невестки к родственникам мужа. Традиции: а) гостеприимство-гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда. б) дружба-побратимство (тамыр болу)-дружба между различными лицами, независимо от их возраста. в) взаимопомощь-распространена между родственниками. Сезонные праздники: а)Наурыз-наступление Нового года, б) согымбасы — в зимнее время, каждая семья приглашала в гости на согым, в) кымызмурындык — в летнее время в сезон доения кобыл, г) сабантой — в осеннее время после успешного сбора урожая. Религиозные верования. В процессе исламизации нередко местные доисламские божества-покровители обретали новые имена. Покровители скота: Шопан ата — покровитель овец, Зенги баба — покровитель КРС, Ойсыл кара — покровитель верблюдов, Камбар-ата — покровитель лошадей. В круг каз. святынь входят святые покровители профессиональных занятий: Коркут ата — покровитель каз. шаманов, музыкантов и певцов, Баба-Тукты-Шашты-Азиз — покровитель каз. батыров, Дикан-бабапокровитель земледелия, Кошкар ата — покровитель овцеводства, Фатимадочь Мухаммеда-покровительница женщин и детей. В укреплении ислама большую роль играла светская знать — ханы и султаны. Также среди широких масс населения продолжали бытовать древние верования и обряды — поклонение культу предков, Тенгри, огню, земле и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой