Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Литературное объединение эмоционалистов: история, поэтика, проблемы текстологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы постарались подойти к феномену литературного объединения с разных позиций: первая глава, посвященная реконструкции истории группы, выдержана в духе историко-литературного метода. Во второй, посвященной анализу альманаха «Абраксас», мы провели анализ текстов на макрои микро-уровнях, выявив общие образы и мотивы, формирующие единое смысловое пространство альманаха, являющееся наиболее полным… Читать ещё >

Заключение. Литературное объединение эмоционалистов: история, поэтика, проблемы текстологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование мы посвятили малоизвестному литературному объединению эмоционалистов. Одной из наших исходных посылок было не столько обращение к литературе «второго ряда», сколько интерес к литературным группам, которые по тем или иным причинам не смогли снискать успеха в период своего существования и оказались почти забыты исследователями. История литературы дает нам многочисленные примеры больших амбиций и горьких поражений, блестящего начала и незаметного конца — и почти никогда не дает объяснений, какие механизмы участвуют в формировании репутации той или иной фигуры или объединения. Говоря об эмоционалистах, не получается отказаться от мысли, что исходные данные группы почти гарантировали успех — сильный состав участников, возможность издания собственного альманаха, поддержка известного режиссера Радлова, наконец, репутация одного из последних «мэтров» Петрограда Кузмина. Однако объединение тихо исчезло, не просуществовав и трех лет.

В нашей работе мы постарались реконструировать историю объединения, обратившись ко всем сохранившимся (и доступным нам) источникам. Собранные в одном месте разрозненные материалы помогают восстановить общую картину существования группы, понять, в какие моменты деятельность эмоционалистов приобретала размах, с какими их предприятиями это было связано — и проследить, когда начался медленный отход участников от идеи литературного объединения. Как нам представляется, продуктивным продолжением исследования было бы сопоставление истории группы с хроникой жизни и творчества ее отдельных участников, что помогло бы ответить на вопрос, в какой степени идеи эмоционализма были восприняты входящими в объединение авторами.

Во второй и третьей главах мы обратились к стратегиям репрезентации, которые использовало объединение эмоционалистов для обозначения своего места в текущем литературном процессе. На примере альманаха эмоционалистов «Абраксас» мы постарались показать, как кругом Кузмина была воспринята магистральная для эпохи начала 1920;х годов идея «современности», как с ней была связана архитектоника альманаха, и, наконец, как сам формат альманаха соответствовал творческим установкам Кузмина. В третьей главе мы предприняли попытку проанализировать историко-литературный контекст эпохи, рецепцию творчества эмоционалистов критиками и литераторами, а также поставили вопрос о причинах создания группы и привлечения в нее тех или иных участников. Проведенный анализ выявил противоречия между творческими устремлениями эмоционалистов и их практиками репрезентации, а также показал, как общая ориентация Кузмина и его круга на традицию литературных объединений начала ХХ века соответствовала историко-литературному процессу 1920;х годов.

Мы постарались подойти к феномену литературного объединения с разных позиций: первая глава, посвященная реконструкции истории группы, выдержана в духе историко-литературного метода. Во второй, посвященной анализу альманаха «Абраксас», мы провели анализ текстов на макрои микро-уровнях, выявив общие образы и мотивы, формирующие единое смысловое пространство альманаха, являющееся наиболее полным выражением идей эмоционалистов. Наконец, третью главу мы написали с позиций социологии литературы, пытаясь выявить механизмы, формирующие литературную группу и отвечающие за ее успех или неуспех в литературном поле.

Нам представляется, что только комплексный подход к изучению литературной группы, подход, не сводящий группу только к сумме текстов, написанных авторами за время участия в этом объединении, способен приблизить исследователей к разгадке феномена литературной организации в самом широком смысле. Нетрудно заметить, что в истории литературы бывают периоды, когда объединение писателей в группы становится чуть ли не единственной формой существования литературы — и периоды, когда писательские группы почти отсутствуют или не играют заметной роли в литературном процессе. Анализ деятельности каждого конкретного объединения способен дополнить существующие сведения о литературных группах: нам представляется, что при изучении литературных объединений следует отказаться от представления каждого из них в качестве самостоятельной единицы литературного поля, а выйти на уровень обобщения и выявления общих механизмов формирования литературных групп.

Первые попытки такого анализа были предприняты в настоящей работе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой