Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Россия в 90-ые годы хх века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К началу лета 1992 года в стране сформировался мощный проинфляционный блок «Гражданский союз», в который входили представители военно-промышленного и агропромышленного комплексов, партии центристского и левоцентристского характера, различные профсоюзные организации. Опасаясь, начала банкротства предприятий, промышленники и лидеры профсоюзов были готовы поддержать инфляцию, которая, на их взгляд… Читать ещё >

Россия в 90-ые годы хх века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая сфера

Состояние экономики в конце 1991 года

Осенью 1991 года положение в экономике СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и визитным карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам, и крестьяне выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20% урожая.

Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и никто в мире не хотел больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 года страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня — всего 289,6 т, что было просто несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энергои теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.

В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б. Н. Ельциным, у которого имелось два варианта дальнейших действий.

В соответствии с первым из них, следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала «Программа 500 дней».

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной кредитной политикой и т. д. При этом институциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию.

Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа, ожидавшего от государства быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Но реализация данного варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить данную «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны, то есть Россия получила в наследство от СССР ослабленные государственные институты, которые надо было теперь создавать заново.

Второй же вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Этот вариант в любом случае делал политиков, осуществлявших его, крайне непопулярными среди народа, так как был связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро переходить в совершенно новую ситуацию, к которой никто не был подготовлен. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса».

Президент Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 года было сформировано новое правительство.

Начало реформ

На состоявшемся в конце октября 1991 г. 5-м Съезде народных депутатов Б. Ельцин заявил, что настал момент для перехода к решительному реформированию экономики, обозначив программу своих действий.

Программа сводилась к либерализации цен, ускоренной приватизации, земельной реформе с введением права купли-продажи земли, реформированию банковской системы. Чтобы несколько смягчить положение населения, которому предстояло выдержать резкое повышение цен, предусматривались некоторые меры социальной защиты.

В ноябре приступило к работе правительство во главе с Ельциным. Правительство оказалось новым не только по форме, но и по существу, так как состояло, в основном, из ученых-экономистов (Первым вице-премьером, определявшим экономическую стратегию, а также министром экономики и финансов, стал Е. Гайдар).

В январе 1992 года был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Однако устранение жесткого контроля за ценами со стороны государства в условиях сохранения всеобщей монополизации производства в стране сразу же привело к небывалому росту абсолютно всех цен: к концу 1992 года примерно в 100−150 раз при росте средней заработной платы в 10−15 раз.

Эти первые мероприятия нового правительства вызвали резко отрицательную политическую реакцию со стороны вице-президента А. В. Руцкого и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова, вокруг которых начали сплачиваться различные социальные силы, оппозиционно настроенные к новому курсу. Сопротивление этих сил стало особенно заметно проявляться на фоне кризиса неплатежей, охватившего к лету 1992 года почти всю экономику. И слабые, и сильные предприятия были опутаны сложными взаимными расчетами с поставщиками и потребителями, что создавало для них дополнительные трудности в процессе адаптации к рыночным отношениям.

Другим фактором, побудившим часть директорского корпуса государственных предприятий к сплочению, стал вопрос о либерализации цен на энергоносители, который до тех пор находился в монопольном ведении государства. Ситуация осложнялась еще и тем, что Правительство направило в Международный валютный фонд (март 1992 года) Меморандум о предстоящей либерализации цен на энергоресурсы.

К началу лета 1992 года в стране сформировался мощный проинфляционный блок «Гражданский союз», в который входили представители военно-промышленного и агропромышленного комплексов, партии центристского и левоцентристского характера, различные профсоюзные организации. Опасаясь, начала банкротства предприятий, промышленники и лидеры профсоюзов были готовы поддержать инфляцию, которая, на их взгляд, являлась для трудящихся меньшим злом, нежели безработица. В этом их поддержал шестой съезд народных депутатов (апрель 1992 года) и многие средства массовой информации. Правительство Е. Гайдара должно было считаться с этим, и ему пришлось идти на компромиссы и лавирование. Так, весной 1992 года промышленным и сельскохозяйственным предприятиям были даны льготные кредиты, что сразу же сказалось на ходе реформ, а это означало некоторое отступление от провозглашенного курса на стабилизацию, снижение уровня инфляции, сокращение бюджетного дефицита и т. д.

Правительство стало привлекать на свою сторону ряд директоров государственных предприятий, особенно тех, кто уже сумел приспособиться к новым условиям хозяйствования. Для них были сделаны некоторые уступки в денежно-кредитной и внешнеэкономической сферах, а в состав правительства вошли директора наиболее крупных предприятий ВПК и топливно-энергетического комплекса (В. Шумейко, Г. Хижа, В. Черномырдин). Таким образом, правительство стало коалиционным.

Летнее отступление правительства под напором сил хозяйственников ослабило провозглашенную ранее жесткую кредитно-денежную политику. В результате этого осенью 1992 года резко ускорился рост цен (до 5% в неделю в сентябре-ноябре) и произошло обвальное падение курса рубля (в три раза за два месяца). Руководители предприятий, профсоюзы, ценой тяжелого социального опыта, наконец, осознали правоту предостережений Е. Гайдара о том, что «мягкая бюджетная политика» неизбежно приведет к катастрофическим последствиям в экономике России.

С июля по декабрь 1992 года реформы как бы замерли. Это было связано также и с тем, что в июле 1992 года Верховный Совет назначил В. Геращенко председателем Центрального банка России, что нанесло заметный ущерб макроэкономической стабилизации, поскольку В. Геращенко был сторонником увеличения денежной массы в экономике страны.

12 декабря 1992 года, когда на седьмом съезде народных депутатов Е. Гайдар был снят с должности и.о. премьер-министра, а через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, казалось, что с реформой покончено, и Россия находится на пороге гиперинфляции. Но одновременно в правительство Черномырдина был назначен вице-премьером и министром финансов молодой экономист Б. Федоров, который всеми возможными методами пытался воплотить в жизнь программу макроэкономической стабилизации, что позволило удержать страну от падения.

На рубеже 1992—1993 годов в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов, готовыми поддержать два альтернативных варианта экономического развития. Линия размежевания проходила по вопросу о роли инфляции и путях ее преодоления.

Социальную напряженность, вызванную падением производства, снижала вторичная занятость: совместительство, работа во временных трудовых коллективах, в которых были задействованы в 1994 г. 8 млн. чел., из них 3 млн. занимались торгово-посреднической деятельностью. На конец 1994 г. потенциальная безработица в стране по оценкам специалистов составляла 9,9 млн. чел., или 13,2% всего трудоспособного населения страны. Тогда как официальный статус безработного имели всего 1,5 млн. чел., или 2% экономически активного населения, но это спасало обстановку, поскольку на начало 1995 г. Государственный фонд занятости мог обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3% трудоспособного населения.

По отдельным регионам безработица достигла катастрофических для местного населения размеров. Например, в Ивановской области в начале 1995 г. безработных было около 40% всех трудоспособных жителей. Причем более 40% составляли люди с высшим и средним специальным образованием. В Москве и Санкт-Петербурге, Белгородской, Саратовской, Ульяновской областях более половины всех безработных составляли люди с высшим и средним специальным образованием.

Развитие реформ в 1993—1994 годах

Летом 1993 года реформы в очередной раз замедлились. По инициативе В. Геращенко Центральным банком России, без согласования с министерством финансов, был проведен обмен денежных купюр, выпущенных в СССР и России до 1993 года, на новые деньги. Объяснялась эта мера желанием Центробанка отсечь денежную массу, которая находилась в обращении в бывших союзных республиках. Но обмен денег проводился в такие короткие сроки, что среди населения поднялась паника, в сберкассах образовались огромные очереди. Правда, вмешался президент, и сроки обмена были продлены, но, тем не менее, все это заметно подрывало доверие к правительству.

Другим, не менее тяжелым ударом по реформам было принятие в августе 1993 года Верховным Советом государственного бюджета с 25%-ным дефицитом. Одновременно увеличивались объемы государственных кредитов на III квартал.

Наступило очень важное для реформ время. В правительство вернулся Е. Гайдар в качестве вице-премьера и министра экономики, были продолжены радикальные преобразования. В течение октября-ноября 1993 года проведена почти полная либерализация сельскохозяйственного сектора, включая цены на зерно. Президент издал указ о частной собственности на землю. 25 сентября была отменена практика выдачи льготных кредитов (то есть закончился период «дешевых денег»), а Центробанк поднял ставку рефинансирования, установив с ноября 1993 года позитивную реальную процентную ставку. В эти же месяцы заметно начали снижаться темпы инфляции, что, казалось, означало некоторую макроэкономическую стабилизацию.

Но в ходе этих выборов партии демократической ориентации не сумели набрать достаточного количества голосов и оказались в Думе в меньшинстве. Е. Гайдар и Б. Федоров предпочли уйти в отставку, а в правительстве усилились позиции промышленных центристов во главе с В. Черномырдиным. Но многие их шаги были направлены на продолжение экономической реформы, и с этого времени процесс становления рыночной экономики стал необратимым: Россия вступила на путь проведения нормальной экономической политики.

Но до подлинной макроэкономической стабилизации было еще очень далеко,. В течение 1994 года обменный курса рубля имел постоянную тенденцию к снижению. Особенно резкое и внезапное падение курса рубля по отношению к доллару было зафиксировано в сентябре (на 20%), за неделю с 3 по 10 октября он упал на 17%, а 11 октября произошел обвал курса (на 27%, с 3081 до 3926 руб. за доллар). Этот день тут же был назван «черным вторником». Через два дня курс поднялся до 2994 руб. за доллар, но постоянная девальвация рубля сохранялась, и к концу года курс обмена достиг 3550 руб.

Одной из самых болезненных проблем 1991—1993 годов был распад рублевой зоны. Роспуск СССР повлек за собой потрясение в денежной системе. В 1991 году на территории бывшего Советского Союза возникли 15 центральных банков, каждый из которых мог увеличивать денежную массу, выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги вправе выпускать только Центральный банк России, кредиты — это тоже деньги. Банки стремились перегнать друг друга в выпуске таких кредитов, что вело к нестабильности денежной системы, к возрастающей инфляции. Ни одна из новых независимых стран не хотела признавать верховенство России в этой сфере, поэтому необходимо было разделить рублевую зону и создать в каждой республике свою валюту с собственным центральным денежно-кредитным учреждением.

Стало ясно, что распад рублевой зоны неизбежен. В 1992 году собственные валюты ввели Эстония, Латвия, Литва, Украина, а в 1993 году — почти все остальные республики (кроме Азербайджана и Таджикистана, которые сделали это в 1994 году). Казалось бы, распад единой денежной системы прошел быстро, но многие страны были абсолютно не готовы к денежным реформам, время было упущено, и практически все из них (кроме прибалтийских республик) пережили гиперинфляцию.

Важной проблемой была взаимная торговля между бывшими республиками СССР, поскольку еще в рамках Советского Союза стал процветать натуральный обмен, или бартер. Между республиками отсутствовал эффективный платежный механизм, так как не было взаимного доверия, четкой системы юридических санкций и взаимовыгодных расчетов, не хватало ликвидных средств. Необходимо было найти быстрое и понятное решение для осуществления прямых расчетов между предприятиями, например, в конвертируемой валюте с едиными обменными курсами. Но для этого прежде всего следовало пойти на либерализацию торговли и цен, а на такие шаги пошли лишь правительства России и Прибалтики. Следовательно, внешнеторговые отношения с большинством стран приходилось осуществлять с большими трудностями, сопряженными с таможенными тарифами и квотами.

Проведение массовой приватизации

Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных. В декабре 1990 года в Российской Федерации был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа, которые получили право выпускать свои акции. Но в конце 1991 года доля занятых в государственном секторе России оставалась все еще высокой (77% от общего количества занятых).

А. Чубайс, назначенный в ноябре 1991 года председателем Госкомимущества, стал настаивать на проведении быстрой и подлинной приватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. Главной задачей нового правительства было ренационализировать общественную собственность, которая в действительности принадлежала номенклатуре. Чтобы избежать прямых сделок между чиновинками и покупателями, реформаторам следовало разработать такие правила приватизации, которые учитывали бы высокую степень коррумпированности государственного аппарата. Впервые за долгие десятилетия предполагалось проводить аукционы, открытые конкурсы (тендеры), где напрямую сталкивались бы спрос и предложение.

Для остановки номенклатурной приватизации в октябре 1991 года крупные предприятия по указу президента были преобразованы в акционерные общества. Большая часть их акций передавалась в государственные приватизационные комитеты, а не в отраслевые министерства. 29 декабря 1991 года были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году», в соответствии с которыми определялись не только нормативы и процедура приватизации, но и общие суммы доходов от этого мероприятия в государственный бюджет на 1992—1994 годы.

В итоге было принято решение о том, что работники предприятий должны получать 25% капитала бесплатно, в виде привилегированных акций. Этот шаг предпринимался с целью привлечения работников в ряды активных сторонников приватизации. Рабочие становились бы индивидуальными собственниками.

Одновременно правительство выражало беспокойство по поводу того, что иностранные предприниматели, в связи с постоянной вальвацией рубля, могут скупить крупные предприятия за бесценок. Но этого не произошло, так как иностранные инвесторы опасались экономической и политической нестабильности и не спешили осуществлять капиталовложения в российскую экономику.

В программе приватизации на 1992 год были установлены большие ограничения: не подлежали приватизации природные ресурсы, объекты культурного наследия и т. д.

Между тем, в течение первой половины 1992 года в стране продолжались напряженные споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации, несмотря на то, что Закон и программа приватизации уже были приняты. В этот период было важно установить наиболее точное соотношение акций при их распределении между государством и трудовыми коллективами. Но трудность проблемы заключалась еще и в том, что на свою долю претендовали директора предприятий, чиновники отраслевых министерств, представители региональных властей, «новые» предприниматели и все население в целом.

Правительство считало, что работники предприятий должны получить бесплатно 25% привилегированных акций без права голоса. Дополнительно они могли бы выкупить еще 10% выпущенных в обращение обыкновенных акций предприятия с правом голоса за 70% их номинальной (очень низкой) стоимости. После этого директорам предоставлялось право купить 5% акций по номинальной стоимости.

Некоторые экономисты выступали против такого пути. Они полагали, что правительство должно передать бесплатно всю собственность трудовым коллективам и осуществить быструю приватизацию. При этом как бы возвращалась собственность народу и провозглашался принцип всеобщей справедливости. Собственность, по их мнению, должна была перейти в коллективное владение трудящихся. Но представители правительства возражали им: в таком случае работники бюджетных отраслей, пенсионеры, военнослужащие и другие слои общества оказывались вне процесса приватизации. На это группа экономистов реагировала так: данные граждане должны получить бесплатно приватизационные чеки, на которые они смогут выкупить любые акции. По этой схеме была объявлена приватизация некоторых магазинов в Москве, но проходила она весьма неудачно.

С этими вариантами не были согласны директора и рабочие многих предприятий, требовавшие выделения им большей доли собственности. В результате их представителями был разработан второй вариант программы приватизации на 1992 год, по которому всем работникам данного предприятия гарантировалось право выкупа обыкновенных акций, составляющих 51% уставного капитала, по цене, в 1 1,7 раза превышающей балансовую стоимость. Это давало работникам предприятия возможность иметь большинство голосов.

Такой вариант не вполне устраивал А. Чубайса, но он был вынужден считаться с давлением директорской фракции в Верховном Совете под названием «Промышленный Союз». На основе компромисса появился третий вариант программы, в соответствии с которым было решено сначала проводить приватизацию лишь на средних предприятиях с численностью занятых более 200 человек и фиксированными активами от 1 до 50 млрд руб. Директора могли выкупить 20% обыкновенных акций по номиналу, если 2/3 служащих не возражают против этого. Позже им предоставили право купить еще 20% акций со скидкой 30% от номинальной стоимости. Но следует сказать, что под эти критерии подходило небольшое количество предприятии.

Процесс приватизации в России проходил в три этапа.

Первый из них — этап ваучерной приватизации (1992 — 1994), в течение которого были созданы важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров коллективных и индивидуальных собственников.

Идея использования приватизационных чеков (ваучеров) в качестве центрального пункта экономической реформы была выдвинута правительством летом 1992 года. В августе 1992 года был издан указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который подготавливал условия для создания спроса на все виды приватизированной собственности. Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека (ваучера) с номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., уплатив в сберегательном банке в качестве выкупа 25 руб. Выдача ваучеров проходила с октябре 1992 до конца января 1993 года. Существовало опасение, что население не захочет забирать свои чеки. Но к 31 января 1993 года их получили почти 97% российских граждан.

Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполагалось, что в будущем люди смогут получать проценты от прибыли этих предприятий, но на деле этого так и не произошло, поскольку реального роста в экономике не наблюдалось. Рынок ваучеров рассматривался как этап функционирования рынка ценных бумаг, а концентрация большого количества ваучеров должна была сформировать реальных собственников.

Население страны в основном поддержало идею ваучерной приватизации.

В 1993 году по всей стране стали создаваться чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Эти фонды должны были получить лицензии. В целом по России было зарегистрировано около 650 фондов.

ЧИФы рассматривались как опору при формировании будущего финансового рынка, при мобилизации и свободном переливе капиталов. Предполагалось, что ЧИФы в своей деятельности будут стремиться к макроэкономической стабилизации, к реальному инвестированию капиталов в производство. Однако российская действительность в очередной раз подтвердила ненадежность новых экономических структур. Эти фонды, также, как и коммерческие банки, были заинтересованы лишь в росте своих дивидендов, а не в развитии производства.

В I квартале 1993 года около 75% средств чековых фондов были направлены в краткосрочные и среднесрочные спекуляции ваучерами и лишь 15% — непосредственно в акции приватизированных предприятий. Это объяснялось тем, что в ЧИФах были сосредоточены акции мелких и средних предприятий, на которые не было спроса.

В конце 1993 года из 290 опрошенных руководителей предприятий 70% заявили, что они не могут выплачивать дивиденды, отчего ваучерные фонды оказались в незавидном положении. По распоряжению Госкомимущества на 1994 год повышалась доля акций ЧИФа в одной компании с 10 до 25%. После завершения ваучерной приватизации многие инвестиционные фонды тихо и незаметно ушли с рынка, продав ваучеры, так и не сумев использовать их соответствующим образом. К началу 1995 года из 650 фондов 315 закрылись, не пройдя необходимую перерегистрацию в паевые инвестиционные фонды.

В результате первого этапа приватизации в России началось создание институциональных основ рыночной экономики на базе раз вития негосударственного сектора. Так, поданным Госкомимуществе на 1 января 1995 года насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных акционерных обществ, которые составили основу корпоративного сектора экономики. Именно на первом этапе приватизации началось формирование биржевого и внебиржевого рынка корпоративных ценных бумаг, а капитализация наиболее ликвидных из них в 1996 году составила около 20 млрд долл.

За эти годы были созданы тысячи крупных инвестиционных, страховых, пенсионных компаний, множество коммерческих и инвестиционных банков. Появился новый социальной слой — акционеры (около 40 млн. человек), пайщики, новые частные собственники. В целом, к середине 1995 года количество приватизированных предприятий превысило число неприватизированных. Доля тех и других в общем числе предприятий составила соответственно 50,5 и 49,5%. В 1995 году весь негосударственный сектор произвел 70% ВВП.

Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. С самого начала этого этапа правительство рассчитывало на то, что среди потенциальных инвесторов примерно 34% будет приходиться на иностранные компании, 25% — на российские банковские инвестиционные структуры, 25% — на население, около 10% — на инвестиционные компании (бывшие чековые фонды).

Государство и инвестиционные компании в ходе приватизации рассчитывали пополнить свой бюджет за счет продажи акций, чтобы можно было потом направить эти средства на инвестиционные цели. Предполагалось, что на втором этапе продажа акций будет проходить не единовременно и в массовых масштабах, а по определенному графику, на аукционах, чтобы поступления от продаж шли постепенно и равномерно в течение года. Но намеченная схема работала плохо, темпы денежной приватизации были очень низкими, а доходы — нерегулярными.

В 1994—1996 годах правительство продолжало поиски различных вариантов дальнейшей денежной приватизации. Наиболее удачной оказалась практика залоговых аукционов, когда государственные пакеты акций отдельных («точечных») предприятий не продаются, а передаются в доверительное управление на определенный период, во время которого победитель тендера получает возможность управлять этим пакетом акций на свой риск. Всего в 1995 году в государственный бюджет от залоговых аукционов, на которые были выставлены пакеты акций 21 компании, поступило 691,445 млн долл. и 400 млрд руб.

Остающиеся до сих пор в руках государства пакеты акций явились предметом ожесточенных схваток среди банковских структур, желающих участвовать в залоговых аукционах с возможностью последующего выкупа (залоговые аукционы по поводу акций компаний «Связьинвест», РАО «Норильский никель» и др.- яркие тому примеры).

Итак, в результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 года осталось менее 89 тыс. государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тыс. до начала приватизации. По состоянию на 1 июля 1997 года уже большая часть российских предприятий (1,9 млн., или 71,8% от общего их числа) относились к частной форме собственности.

Третий этап приватизации, которая будет проводиться уже по индивидуальным проектам. На этом этапе, кроме задачи пополнения бюджета, будет ставиться новая цель: добиться повышения эффективности работы приватизированных предприятий.

Приватизация в России относится к явлению, равного которому по масштабам в мировой практике нет. В сравнительно короткий срок был сформирован крупный негосударственный сектор, в связи с чем в стране произошла перегруппировка социальных слоев, участвовавших в приватизационном процессе.

Проходила и традиционная малая приватизация. В России проводилась продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т. д. Особенно активно малая приватизация проходила в 1992—1993 годах. Всего к 1996 году было полностью приватизировано более 84% малых предприятий.

Наряду с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. В июле 1991 года был издан Акт о приватизации жилья в России. В соответствии с ними, граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать в наем или завещать свои квартиры.

К концу 1992 года было приватизировано 2,8 млн. квартир, а в 1993 году — еще 5,8 млн. Всего к началу 1995 года в стране было приобретено в собственность почти 11 млн. квартир. Наивысшего «пика» этот процесс достиг в марте 1993 года, когда за месяц было приватизировано 729 тыс. квартир, а потом эти цифры стали постепенно спадать, оставаясь в пределах 150 тыс. в месяц. Одновременно с этим в городах возник рынок жилья, что явилось несомненным признаком развития рыночной экономики.

Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли. Приватизация в аграрном секторе осложнялась его огромными масштабами, высокой степенью монополизации снабженческо-сбытовых и перерабатывающих организаций АПК, слабостью инфраструктуры и т. д. На местах почти не существовала полноценная регистрация земельных площадей, полностью отсутствовали земельные инспектора, необходимые для ее проведения. Тем не менее, еще в начале 1990 года стали возникать семейные фермы как один из видов арендного хозяйства. К концу 1990 года их насчитывалось более 4400.

Земельная реформа столкнулась с мощным противостоянием аграрного лобби среди народных депутатов. В 1990 году был принят Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закон о земельной реформе, по которым крестьяне могли выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли и активов. Но в эти законы были внесены поправки, запрещавшие продавать землю в течение десяти лет. Вдобавок, за общим собранием колхоза оставалось право определять, какую часть земли и активов следует выделить индивидуальному хозяйству, решившему выйти их колхоза, что приводило на практике к произволу местных властей. В апреле 1992 года съезд народных депутатов проголосовал большинством голосов против частной собственности на землю. И лишь после сбора 1,9 млн. подписей среди населения, организованного движением «Демократическая Россия» в декабре 1992 года, съезд одобрил ограниченное право на продажу земли.

И все же земельную реформу надо было проводить. В декабре 1991 года правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую стандартную форму ассоциаций. Большая часть колхозов была преобразована в форму партнерства, после чего их формальная подчиненность министерству сельского хозяйства закончилась. К концу 1993 года 95% колхозов и совхозов произвели необходимые преобразования, что позволило зафиксировать иную юридическую и экономическую сущность крестьянских ассоциаций (товариществ).

Вторым шагом в осуществлении земельной реформы было дальнейшее развитие семейных ферм, их переход от арендной формы к частному хозяйству. К началу 1995 года их количество составило 279 тыс. Впрочем, происходил и процесс сокращения числа семейных ферм: ежегодно примерно от 5 до 14 тыс. хозяйств распадалось27. Становление фермерских хозяйств шло с большим трудом. Причин здесь много, в том числе и нерешенность вопроса о продаже земли, об ипотеке (залоге), о кредитах и пр. Несмотря на то, что в Конституции РФ 1993 года зафиксировано право частной собственности на землю, в Земельном кодексе, из-за противодействия антиреформаторских сил в парламенте, это положение до сих пор не нашло своего законодательного закрепления. Немаловажную роль сыграла и психология людей, за долгие годы отвыкших брать на себя ответственность и пр.

Третьим направлением в продвижении земельной реформы явилось дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств, рост числа земельных участков в садовых товариществах и др. Если в 1990 году на их долю приходилось 2% пахотных земель, где производилось 24% сельскохозяйственной продукции, то уже в 1993 году их площадь увеличилась до 5%, но зато производство продукции выросло до 36% всего объема сельскохозяйственной продукции по стране. В эти же годы произошла массовая приватизация этих земельных участков, то есть увеличилось количество частных собственников.

Реформа в сельском хозяйстве движется гораздо медленнее, чем в других секторах экономики. Но, следует отметить, что именно на селе удалось избежать крупных социальных потрясений, которые время от времени охватывают другие отрасли народного хозяйства.

Краткие итоги реформ

В 1992—1994годы наиболее болезненные преобразования завершились. В этот период было покончено со всеми признаками социалистической (коммунистической) системы: единоличной политической властью правящей партии, сращиванием государства и партии, господствующим положением государственной собственности, плановой, или командной системой управления.

Россия становится страной с такой экономикой, где рынок выполняет главную задачу распределения ресурсов. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и др. В результате либерализации российский рубль стал реальной, достаточно конвертируемой валютой с плавающим курсом. Прекратилась практика мягких бюджетных ограничений, субсидий, дотаций, безвозвратных кредитов, налоговых и таможенных льгот. Государство больше не контролирует и не устанавливает цены на основные виды товаров, не ограничивает размер заработной платы.

В 1995;1996 годах фактически остановлена инфляция. Ушли в прошлое хронические дефициты на потребительские и инвестиционные товары, а также на рабочую силу. Россия больше не является крупнейшим мировым импортером зерна. Более того, возникают реальные предпосылки не только для отказа от закупок зерна за границей, но и для возрождения прежнего статуса России как экспортера зерна. Ослабло давление производителя на потребителя. Проведена массовая приватизация, укрепились позиции частного сектора в экономике.

Однако проведение такой масштабной реформы не могло не повлечь за собой множество отрицательных социально-экономических последствий. К их числу можно отнести огромное падение производства во многих отраслях, безработицу, резкое снижение жизненного уровня населения, высокую инфляцию, кризис взаимных неплатежей, обесценение денежных накоплений, недоверие к рублю, бегство капиталов за рубеж, долларизацию экономики, неконтролируемый вывоз стратегического сырья за границу.

Преобразование народнохозяйственной структуры привело к тому, что многие отрасли и регионы (например, добыча угля на Севере) оказались бесперспективными. Целые отрасли, жившие за счет дотаций, не смогли выдержать конкуренции с более дешевой продукцией, поступающей из-за рубежа. Из-за хронического дефицита государственного бюджета недостаточно финансируются образование, здравоохранение и другие отрасли, что приводит к длительным задержкам в выплате заработной платы.

Поднялась преступность, в том числе, экономическая (знаменитые «финансовые пирамиды»), беззастенчивая коррупция захлестнула коридоры власти, снизился уровень нравственности и т. д.

И все-таки жизнь продолжается. Экономика России развивается, выздоравливает.

Политическая сфера

Кризис власти

Вокруг Верховного Совета РСФСР и Съезда народных депутатов стали концентрироваться силы, недовольные ходом реформ в России.

25 апреля был проведён референдума по следующим вопросам: 1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Ельцину? 2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

В голосовании приняли участие 69 млн. чел., или 64% всех имевших право голоса. Свое доверие Президенту высказали 40 млн. (58,7%), недоверие — 27, его политику соответственно поддержали 36 млн. (53%), высказались против — 31 млн. Таким образом, Президент одержал победу, так как согласно принятому решению он получил поддержку больше половины участвовавших в опросе. Из числа участвовавших в референдуме за досрочное избрание Президента высказались 34 млн., против — 32 млн., за досрочные выборы депутатов — 47 млн., против — 21 млн. чел.

Референдум не разрешил споров. Борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти продолжалась все лето, затем Верховный Совет приостановил многие Указы Президента, положил под сукно законодательные инициативы правительства. Кризис власти усилился до последнего предела.

Октябрьские события 1993 г.

К осени 1993 г. противостояние Президента и Верховного Совета усилилось. Конфликт между исполнительной и законодательной властями входил в свою завершающую стадию.

Указом Президента РФ с 16 час. 3 октября 1993 г. в Москве было введено чрезвычайное положение. В 20 час. 00 мин. было передано Обращение Правительства к москвичам и гражданам России, в котором говорилось о том, что Правительство «вынуждено прибегнуть к силе для обуздания распоясавшихся политических авантюристов». 4 октября в 6 час. 45 мин. начался штурм Белого дома. К 8 час. 00 мин. здание было полностью блокировано войсками. В 9 час. 20 мин. подошедшие танки открыли огонь по зданию. К 17 час. все было кончено. Руководители обороны Белого дома А. Руцкой, Р. Хасбулатов, В. Баранников, В. Ачалов, А. Макашов и другие были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово. По официальным данным 3−4 октября 1993 г. погибли 145 чел. Оппозиционные газеты называли значительно большее число погибших.

Реформирование органов власти

7 октября 1993 г. Указом Президента были распущены Советы в Москве.

В результате целого ряда указов Советская власть, просуществовавшая 76 лет, была ликвидирована. Исполнительной власти оставалось только закрепить достигнутые успехи принятием новой Конституции и проведением выборов в новый парламент России.

12 декабря 1993 г. одновременно с референдумом по принятию новой Конституции проходили выборы в Государственную Думу.

Итоги голосования в Государственную Думу по общефедеральным спискам распределились следующим образом. Из 225 мест, предусмотренных законом для избранных по партийным спискам, 59 мест получила ЛДПР, 40 — «Выбор России», 32 — КПРФ, 21 — Аграрная партия, 21 — «Женщины России», 20 — ЯБЛоко (по имени трех его лидеров: Г. Явлинского, Ю. Болдырева и В. Лукина), 18 — ПРЕС, 14 местДПР. Вместе с избранными в одномандатных округах и вошедшими позднее в соответствующие фракции в Думе, из 450 депутатских мандатов у «Выбора России» оказалось 96, у ЛДПР — 70, КПРФ — 65, у Аграрной партии — 47. Верховная палата Федерального Собрания — Совет Федерации пополнился за счет представителей национальных и региональных элит, он приобрел больший вес и создал предпосылки для будущего перемещения политического влияния из центра на места.

По официальным данным за проект Конституции проголосовало 32,9 млн. чел. (58,4% от числа принявших участие в референдуме и 32,3% от общего числа избирателей страны). Ельцин, оценивая факт принятия Конституции, подчеркнул: «подведена окончательная черта под советским коммунистическим режимом».

Выборы Президента России

1996 г. — год выборов Президента.

Первый тур президентских выборов состоялся 16 июня. За Б. Ельцина проголосовали 35,3% принявших участие в выборах избирателей, за Г. Зюганова — 32, за А. Лебедя — 14,5, за В. Жириновского — 5,7, за Г. Явлинского — 7,3, за С. Федорова -0,9, за М. Горбачева— 0,5, за М. Шаккума — 0,4, за Ю. Власова — 0,2 и В. Брынцалова — 0,2%. Одиннадцатый кандидат А. Тулеев незадолго до выборов снял свою кандидатуру в пользу Г. Зюганова. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов.

Второй тур выборов состоялся 3 июля 1996 г. За Б. Ельцина проголосовали 55%, за Зюганова — 40,7%, против обоих кандидатов — 4,9% избирателей. Победа Б. Ельцина означала неизменность прежнего курса России.

Взаимоотношения России с её субъектами

После распада СССР начался новый этап в развитии российского федерализма.

Начавшиеся в России реформы подхлестнули активность местных этноэлит в борьбе за суверенитет.

31 марта 1992 года Федеративный договор был подписан.

В 1992;1993 гг. Татарстан, Башкортостан, Чечня, Тува, Саха (Якутия) перестали отчислять налоги в федеральный бюджет. И это тогда, когда центр помогал стабилизировать экономику 43 субъектам Российской Федерации.

В 1991;1993 гг. в Татарстане происходили массовые выступления национал-сепаратистов под лозунгами независимости. Республика начала проводить самостоятельную экономическую политику, оставляя у себя практически все налоги, ранее отправлявшиеся в центр, используя созданные за многие десятилетия производственные мощности, запасы нефти, и добилась существенных результатов.

Особенно острый характер приобрела борьба за независимость в Чечне.

В ноябре й990 года в Чечне к власти приходит Д. Дудаев и устанавливает свой непоколебимый режим. Первым указом Д. Дудаева стал указ об объявлении суверенитета Чечни.

Между тем продолжалось финансирование республики из федерального бюджета. Крупные суммы в валюте перечислялись в Чечню некоторыми частными банками. Чеченские власти исправно получали квоты на вывоз за рубеж больших партий нефти и нефтепродуктов. Российское правительство не контролировало поступление денежных средств от торговли нефтью и нефтепродуктами Чечней. С прекращением Центральным Банком России с июня 1992 г. расчетов с Чеченским национальным банком государство и вовсе утратило контроль над прохождением огромных денег. Особым промыслом в Чечне стало изготовление фальшивых российских денег и проведение незаконных финансовых операций с так называемыми фальшивыми «авизо» (платежные бумаги), по которым было получено более 4 трлн. руб. Фактически Чечня превратилась в особую зону России, в которой осуществлялся беспошлинный ввоз и вывоз товаров, незаконная торговля нефтепродуктами, нелегальная торговля оружием, финансовые спекуляции. На территории республики осуществлялся прямой разбой и грабеж. Чечня стала крупным производителем и перевалочным пунктом торговли наркотиками. Преступники со всей страны могли спокойно укрываться в Чечне от уголовного преследования.

29 ноября 1994 г. состоялось заседание Совета безопасности России, на котором было принято решение о начале военных действий. Восстановление конституционного порядка предполагалось завершить в течение 25 дней. Но операция оказалась плохо подготовленной.

В июле 1995 г. группа чеченских боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила небольшой город Буденновск в Ставропольском крае в 150 км от границы с Чечней. Были захвачены свыше 1500 заложников, в том числе дети и женщины.

Федеральная власть продемонстрировала неспособность довести подавление вооруженного мятежа до конца.

В российском обществе зрело недовольство неспособностью властью разрешить конфликт. Стало очевидным, что военное разрешение конфликта в создавшихся условиях невозможно.

В сентябре в Дагестане в поселке Хасавюрт секретарь Совета безопасности А. Лебедь и начальник штаба чеченских боевиков А. Масхадов подписали соглашение о прекращении войны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой