Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Применение БПЛА в условиях боевых действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор типа двигателя для беспилотного летательного аппарата сегодня невелик: электрический или поршневый ДВС. Турбореактивные двигатели — это экзотика, ввиду высокой стоимости, и сложности исполнения самого аппарата. Наиболее распространены электролеты. Электрический двигатель — это низкий уровень шума, отсутствие теплового следа, что делает невозможным поражение аппарата с помощью носимого ПЗРК… Читать ещё >

Применение БПЛА в условиях боевых действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Какие беспилотные летательные аппараты нужны российской армии, чтобы победить в современной войне? Попробуем ответить на этот вопрос на основе опыта волонтерской организации АРМИЯ SOS, опытно-конструкторское бюро которой вот уже год разрабатывает и производит БПЛА различных классов; а мобильные добровольческие группы постоянно занимаются боевой работой в зоне АТО. Есть опыт разработки, есть опыт обучения, есть опыт эксплуатации, опыт боевого применения. Можно подвести промежуточные итоги.

С начала войны и по сегодняшний день на фронте используются легкие разведывательные БПЛА, сконструированные почти исключительно любителями, или небольшими частными компаниями — на основе любительских конструкций. Попытки переоборудовать такие аппараты в носители оружия не увенчались успехом ввиду малой грузоподъемности БПЛА, отсутствия системы целеуказания, специальных боеприпасов для беспилотников, и небезопасности кустарных боевых систем. Заниматься созданием ударных БПЛА надо серьезно, вместе с разработкой специальных малогабаритных и легких высокоточных боеприпасов.

Успех использования БПЛА зависит не только от качества самих аппаратов, но и от подготовки пилотов, используемой модели боевого применения, соблюдения условий эксплуатации, проведения регламентных работ по поддержанию ресурса, т. е. наличия сервисной поддержки и ремонтной базы; а также необходимых условий для хранения; и от мобильности экипажа БПЛА при перемещении по фронту.

Все беспилотные летательные аппараты можно разделить на два основных класса: самолеты и коптеры (многороторные вертолеты). БПЛА, построенные по самолетной схеме имеют большую дальность полета, могут значительно дольше находиться в воздухе; имеют меньшую стоимость, и проще в обслуживании. Однако для управления самолетным БПЛА надо иметь специальную подготовку (если это не полностью автоматический аппарат); и для взлета и посадки — подходящую площадку. Коптер стартует и садится вертикально; пилотировать его проще. Но он имеет ограниченный радиус боевого применения — до 10 км, зависящий от времени полета, а время полета зависит от емкости батарей. В холодное время года емкость батарей уменьшается, соответственно уменьшается полетное время и дальность. Так как подъемная сила у коптера создается только за счет вращения винтов, то выход из строя одного из двигателей, регуляторов, другой электроники может иметь фатальные последствия для аппарата. Самолетные БПЛА более живучи, универсальны — в первую очередь, из-за большей дальности и большего времени полета. В то же время, коптеры с успехом применяются при разведке на малых дистанциях, и в спецоперациях.

Беспилотники, построенные по самолетной схеме также можно условно разделить на два основных класса: созданные по классической самолетной схеме — с традиционным крылом и хвостовым оперением; и бесхвостки, построенные по схеме «летающее крыло». В общем случае самолеты классической схемы более устойчивы в полете, а имеющие крыло большого удлинения — летают дальше и дольше. К недостаткам можно отнести большие габариты, трудность перевозки, необходимость сборки перед вылетом и разборки после полета, что потенциально снижает уровень надежности таких аппаратов, и увеличивает время развертывания/свертывания. Летающие крылья менее подвержены поломкам в результате неудачных посадок; имеют, как правило, неразборную конструкцию при размахе крыла не более 2 метров, что уменьшает время развертывания. Для посадки летающему крылу «по самолетному» требуется меньшая площадка, так как крыло заходит на посадку по более крутой глиссаде, и быстрее гасит посадочную скорость.

Время развертывания/свертывания — важнейший параметр, определяющий живучесть комплекса БПЛА. Если беспилотник имеют малую дальность и стартует с линии фронта, или используется непосредственно в боевой обстановке, то время развертывания (готовности к старту) должно составлять считанные минуты. Для разведчика средней и большой дальности, стартующего с безопасных площадок в тылу, время развертывания может быть десятки минут.

Дальность полета беспилотника, или боевой радиус — это предельное расстояние, на которое можно запускать БПЛА для выполнения боевой задачи. Аппарат должен не просто долететь до указанной отметки на карте, но и произвести разведку заданного района, или осуществить корректировку огня артиллерии, после чего благополучно вернуться на базу. Под задачей выполнения разведки мы подразумеваем картографирование или видеосъемку района площадью не менее 3 кв. км, или нахождение над объектом не менее 15 минут в случае использования БПЛА в качестве корректировщика. При этом подразумевается, что полет происходит при среднегодовой силе ветра для данного региона; и при возвращении к месту старта остаток емкости аккумуляторных батарей или жидкого топлива составляет не менее 10%. Сила ветра прямо влияет на дальность полета, особенно для легких аппаратов весом не более 10 кг с маломощной двигательной установкой. Особенно сила ветра критична для электролетов. Дальность полета легкого ближнего разведчика обычно составляет 25−35 км.

Высота полета БПЛА, точнее — диапазон рабочих высот — это минимальная и максимальная высоты полета, в пределах которых аппарат ведет разведку. Многие разработчики стремятся сделать аппарат высотным, резонно полагая, что полеты на большей высоте — более безопасны. Однако на Донбассе с октября по апрель очень мало ясных дней; погода преимущественно облачная, и нижний край облачности редко превышает 300 метров. В таких погодных условиях крупный тихоходный самолет с хорошей «зумящей» оптикой оказывается непригодным, и весьма подверженным атакам с земли.

Мы считаем, что легкий фронтовой БПЛА должен обеспечивать высоту ведения разведки в пределах 200−300 метров; для дорогостоящих, более габаритных и дальних разведчиков — 300−1500 метров в зависимости от применяемой аппаратуры разведки. При этом аппараты с двигателями внутреннего сгорания применять на низких высотах неоправданно ввиду сильного уровня шума, который демаскирует БПЛА, и теплового пятна (следа), по которому может быть наведена зенитная ракета с ИК-головкой.

Полетное время беспилотника зависит от емкости батарей или запаса жидкого топлива, и от погодных условий. В сильный ветер аппарат тратит дополнительную энергию на поддержание устойчивости в полете, и на борьбу с боковым или встречным ветром, из-за чего сокращается полетная дистанция. Правильно составленный маршрут позволяет использовать беспилотники легкого класса даже в сильный ветер в качестве разведчика. Да, при этом неизбежно будет сокращаться радиус ведения разведки, но даже легкий разведчик — до 10 кг весом — должен устойчиво летать при средней силе ветра 6−10 м/с. Для корректирровщика огня полетное время является ключевым параметром — аппарат должен иметь способность длительное время находиться в зоне барражирования, что при наличии сильного ветра затруднительно. Время полета легкого ближнего разведчика с боевым радиусом 25−35 км составляет 60−90 минут.

Выбор типа двигателя для беспилотного летательного аппарата сегодня невелик: электрический или поршневый ДВС. Турбореактивные двигатели — это экзотика, ввиду высокой стоимости, и сложности исполнения самого аппарата. Наиболее распространены электролеты. Электрический двигатель — это низкий уровень шума, отсутствие теплового следа, что делает невозможным поражение аппарата с помощью носимого ПЗРК с тепловой головкой наведения, простота обслуживания, и легкость управления. У электрических БПЛА один, но серьезный недостаток — низкая удельная энергоемкость аккумуляторных батарей, что налагает ограничение на дальность полета беспилотника. Боевой радиус электролетов редко превышает 40 км. БПЛА с двигателями внутреннего сгорания летают куда дальше — до нескольких сотен километров. Однако ДВС более капризны, имеют высокий уровень шума, и выделяют тепло, что, в большинстве случаев, не позволяет использовать беспилотники с ДВС на низких высотах.

Оптика.

БПЛА ведут в основном визуальную разведку в различных оптических диапазонах. Преимущественно в видимом диапазоне — для чего используются фотоаппараты и видеокамеры; а также в инфракрасном диапазоне — с помощью тепловизора или чувствительной ИК-камеры. Выбор разведоборудования (камеры) зависит от высоты полета и выполняемых БПЛА задач. Дорогие многофункциональные и многорежимные БПЛА с большой грузоподъемностью могут нести на борту полный набор камер для ведения дневной и ночной разведки. Однако массовый фронтовой беспилотный разведчик нет смысла оснащать дорогостоящим оборудованием; камера должна быть достаточно простой в эксплуатации, надежной, и обеспечивать требуемые параметры. Если аппарат не высотный, рассчитанный на работу в диапазоне высот 200−300 метров, то оптимальной — по нашему опыту — является камера типа GoPro 4, снимающая потоковое видео в режиме 4К. Этот режим обеспечивает масштабирование полученной «картинки» на 280% без потери качества. При этом камера обеспечивает с высоты 250 метров ширину полосы разведки не менее 700 метров. Для более низких высот — до 200 метров, мы используем на микрокоптерах более миниатюрные камеры с меньшим разрешением.

Для съемок с большой высоты нужны либо камеры с очень большой матрицей, либо с длиннофокусной оптикой. На высотах 300−500 метров возможно использование двух камер: широкоугольной для получения общей картины, и длиннофокусной для детального исследования района разведки. На высотах более 500 метров следует использовать только длиннофокусную оптику, однако при этом ширина захвата будет ограниченной, и есть риск недополучения развединформации в районе пролета БПЛА. На многорежимных беспилотниках, работающих на разных высотах, устанавливают камеры с изменяемым фокусным расстоянием (камеры с зумом). Камеры с большим фокусным расстоянием или камеры с зумом необходимо ставить на гиростабилизированную платформу, иначе «картинка» будет дрожать, и трудно будет сфокусировать камеру на объекте разведки. Гиростабилизированная платформа обязательна для использования на аппаратах с ДВС, независимо от фокусного расстояния и высоты полета — ввиду высокого уровня вибраций, вносимого двигателем внутреннего сгорания. На электролетах, работающих на низких высотах, гиростабилизация, как правило, не применяется.

Отдельный вопрос: делать ли картографирование местности фотоаппаратом или снимать потоковое видео? — Картографирование имеет смысл при ведении разведки с больших высот широкоугольной камерой с большой матрицей; в других случаях предпочтительно вести видеосъемку, тем более, что «продвинутые» видеопроигрыватели позволяют работать с полученным изображением покадрово.

Ночная разведка с применением тепловизора или чувствительной ИК-камеры не получила широкого распространения по трем причинам:

  • 1. Сложность ночного пилотирования.
  • 2. Высокой стоимости оборудования.
  • 3. Сложности дешифрирования полученной информации, особенно в условиях высокой плотности застройки на Донбассе.

В зоне конфликта имеется множество объектов, автомобилей, людей, которые при ночной съемке трудно распознать как гражданские или военные. Тепловизор имеет смысл применять на специальных разведывательных аппаратах (как правило, коптерах), при поддержке действий спецподразделений в ночное время в ограниченном районе. Например, при штурме зданий, военных баз, штабов, и т. д. Кроме того, тепловизор может применяться для выявления целей в плотной «зеленке».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой