Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление правовых основ контроля за местами лишения свободы в российской империи XIX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующий этап становления нормативных основ контрольной деятельности в пенитенциарной сфере проходил уже более осознанно и целенаправленно. В середине XIX века основные изменения отечественной уголовно-исполнительной политики были связаны с попытками систематизации уголовных наказаний. Тюремному контролю стало уделяться внимание центральными органами власти. Об этом свидетельствует учреждение… Читать ещё >

Становление правовых основ контроля за местами лишения свободы в российской империи XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XIX век для России во многом явился периодом масштабных реформ и коренных преобразований как государственного устройства, так и сферы общественной жизни. Предпосылки подобных изменений были различны. В социально-экономическом плане было ярко выражено влияние гуманистических идей Запада, разорение крестьянства и негативное влияние крепостного права на экономику государства. К причинам политического характера можно отнести усиление революционных и общественных движений среди основной массы русского населения, кризис русского феодализма, связанный с необходимостью систематизации российского законодательства, а также с созданием органа власти, ограничивающего абсолютную власть царя — Государственного совета, неэффективность судебной деятельности и другие.

Реформирование не обошло стороной и тюремную систему России. В связи с революционными ситуациями, происходившими в начале XIX века, возникло резкое переполнение так называемых политических тюрем — Петропавловской и Шлиссельбургской крепости, Нерчинской каторжной тюрьмы. Данное обстоятельство вызвало необходимость регулирования вопроса размещения арестантов, а также постоянного надзора за условиями их содержания. Возникла идея создания новых мест заключения — смирительных и работных домов, тюремных замков в губерниях, военно-арестантских рот, долговых тюрем.

Для успешной реализации пенитенциарной реформы необходимо было наладить многоуровневый и всесторонний контроль за деятельностью тюремной системы, который бы выражался в непрерывном исследовании и проверке всех мест заключения. В связи с чем первостепенное значение имело создание новой нормативной базы, которая бы регулировала как в целом процесс тюремного преобразования, так и, в частности, осуществление контрольной деятельности за тюрьмами.

Становление законодательства, регламентировавшего контроль за местами лишения свободы в XIX веке, происходило в несколько этапов:

Начало века (1819−1830-е гг.);

Период 40-х-60-х гг.;

Вторая половина XIX века (70-е-90-е гг.).

Характеризуя первый этап, необходимо отметить, что в данный период времени в пенитенциарной сфере идеи реформ только начинали зарождаться, но еще не несли в себе общегосударственное значение. До 1819 года нормативные акты принимались лишь по узкому кругу вопросов, к примеру, относительно расходно-финансовой части тюремного ведомства, либо применительно к деятельности конкретного места заключения. Так, русский историк М. Н. Гернет отмечал, что в 1810 году был издан указ о порядке прокормления арестантов в тюрьме и полиции Петербурга; в 1814 году увеличилось количество денежных средств на содержание арестантов в Петербургской, Лифляндской и Курляндской губерниях [1]. С 1819 года происходило зарождение идей человеколюбия и филантропических основ исполнения уголовных наказаний. В первую очередь, это было связано с общенародным настроением, с влиянием гуманистических идей Запада, а также с желанием русской интеллигенции найти духовное окормление на фоне нарастающих политических противоречий. Именно в этот период времени берет свое начало идея тюремной благотворительности, и предпринимается попытка создания основ общественного контроля за местами заключения в лице Общества Попечительного о тюрьмах, что повлекло за собой опубликование такого документа как «Правила для Попечительного Общества о тюрьмах» (далее Правила) от 1819 года. Хотя, органом общественного контроля Общество Попечительное о тюрьмах, по мнению автора статьи, назвать было трудно. Это, в первую очередь, было связано с тем, что оно «состояло под Высочайшим покровительством Государя Императора», и все члены Общества назначались с его согласия.

Правилами устанавливались цели и задачи такого органа как Общество Попечительное о тюрьмах (далее Общество) и его губернские комитеты, которые должны были, помимо других обязанностей, осуществлять «ближайший и постоянный надзор за заключенными» [2, с. 311]. Предписывалось привлекать к работе Общества лиц из дворян и знатных людей, именуемых благотворителями. Основная цель данной организации заключалась в нравственном воздействии на заключенных. Для этого должен был осуществляться «непрестанный присмотр» за состоянием дел в тюрьмах. Как отмечалось в Докладе министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына «Об учреждении в России Попечительного Общества о тюрьмах» от 19 июля 1819 года, «непрестанный присмотр есть важнейшее средство, коего верное и непременное исполнение не может не произвести полезных следствий … Для того два члена Комитета обязуются посещать тюрьмы два раза в неделю, дабы лично видеть внутреннее устройство, поведение надзирателя тюрьмы и его помощников, справляться о поступках и склонностях заключенных и узнавать, во всем ли они имеют довольство, все ли заняты работами, и соблюдается ли между ними должный порядок и опрятность» [3, с. 308].

С появлением такого вида наказания как ссылка, в 1822 году был принят Устав о ссыльных. Данный нормативный документ определил такие органы по контролю за ссылкой в Сибирь как Тобольский приказ о ссыльных и Губернское правление. В нормах Устава конкретно не говорится о контрольной деятельности данных органов. Но, исходя из ряда положений, можно отметить, что Приказ о ссыльных все же обладал рядом полномочий по контролю за осуществлением пересылки арестантов [4]. Что касается Губернского правления, то относительно его контрольных полномочий отмечалось следующее: «За исполнением Губернское правление имеет неослабное смотрение, и в случае упущения, делает должное взыскание» [5, с. 436].

С 1827 года происходит становление правовых основ контроля на местах за всеми тюрьмами гражданского ведомства. «Местный контроль» охватывал полномочия губернаторов и вице-губернаторов, а также прокурорский надзор. Об этом свидетельствуют следующие нормативно-правовые акты: Высочайшее положение Комитета Министров от 18 января 1827 года «О кормовых деньгах для арестантов, и других издержках, на них употребляемых» [6, с. 27]; Указ Сената от 31 декабря 1827 года «О порядке, коим содержащиеся под стражей могут высылать в присутственные места прошения по собственным делам» [7, с. 1128]; Именной указ Министра внутренних дел от 8 июля 1831 года «О формах всеподданнейших рапортов гражданских губернаторов по годичному обозрению губерний» [8, с. 669]; Высочайше утвержденный общий наказ гражданским губернаторам от 3 июня 1837 года [9, с. 421]; Указ Сената от 5 июля 1837 года «Об обязанностях губернских прокуроров и уездных стряпчих доносить ежемесячно Государю Императору в собственные руки о содержащихся арестантах»; Положение от 1 апреля 1838 года «О порядке производства дел исполнительных С. Петербургской полиции» [10] и ряд других документов. В целом, правовая база контроля этого периода была не многочисленна. Возможно, это было связано с отсутствием на тот период времени централизованного управления местами заключения, следовательно, и тюремный контроль не мог иметь единоначалия.

Следующий этап становления нормативных основ контрольной деятельности в пенитенциарной сфере проходил уже более осознанно и целенаправленно. В середине XIX века основные изменения отечественной уголовно-исполнительной политики были связаны с попытками систематизации уголовных наказаний [11, с. 70]. Тюремному контролю стало уделяться внимание центральными органами власти. Об этом свидетельствует учреждение в 1848 году при Департаменте полиции исполнительной временного отделения для наблюдения за течением арестантских дел [12, с. 64]. В 1856 году на товарища Министра внутренних дел была возложена обязанность ближайшего наблюдения за течением арестантских дел, о чем был принят соответствующий Указ Сената от 24 июля 1856 года [13, с. 594]. Также продолжала пополняться нормативная база прокурорского контроля за местами заключения [14]. Постепенно получала развитие контрольная деятельность Общества Попечительного о тюрьмах. Примером подобного прогресса было принятие таких актов как: Высочайше утвержденное положение Кавказского комитета от 6 марта 1848 года «Об утверждении в г. Ставрополе тюремного комитета» [15], Устав Общества Попечительного о тюрьмах от 7 ноября 1851 года [16], Положение Кавказского комитета от 23 апреля 1865 года «Об учреждении Кавказского Общества Попечительного о тюрьмах» [17] и другие.

Отмена 19 февраля 1861 года крепостного права в России и введение для крестьян судебной ответственности выдвигали перед царским правительством заново вопрос об организации достаточного числа тюрем [18]. В этой связи произошли и изменения хода контроля за местами лишения свободы. В 1862 году было принято Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 11 сентября «Об изменении порядка наблюдения за ходом арестантских дел» [19].

Третий период формирования правовых основ контроля безусловно связан с централизацией российской уголовно-исполнительной системы, с созданием единого органа управления тюремной частью — Главного тюремного управления, а также с передачей мест лишения свободы из ведения Министерства внутренних дел в состав Министерства юстиции.

Государственный контроль за пенитенциарной сферой укрепил свои позиции путем создания не имеющих аналогов в Европе Губернских тюремных инспекций[20], осуществлявших непосредственный надзор за состоянием тюремных дел на местах. Такие контрольные органы внедрялись повсеместно. Например, согласно Закону от 10 июня 1910 года, были введены тюремные инспекции в губерниях Астраханской, Витебской, Нижегородской, Тамбовской [21]. Законом от 28 июня 1912 года подобные органы вводились в Калужской, Минской, Псковской, Рязанской, Тульской губерниях [22].

Из анализа исторической обстановки, сложившейся за период XIX века в сфере исполнения уголовных наказаний, можно сделать вывод о том, что разработка нормативных основ контрольной деятельности происходило параллельно проводимой реформе отечественной пенитенциарной системы и уголовного законодательства. Это может свидетельствовать о важности подобного контроля для высших органов государственной власти Российской империи и его необходимости для эффективного преобразования тюремной части.

Библиографический список

тюремный законодательство лишение свобода.

  • 1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. Государственное издательство юридической литературы. — М., 1951. // URL: http://all-sci.net/istoriya-rossii/uzakoneniya-tyurme-pervoy-chetverti-xix-29 419.html (дата обращения: 27.03.2015).
  • 2. Полное собрание законодательства Российской Империи. Т. XXXVI. Собр. 1. № 27 895.
  • 3. ПСЗРИ. Т. XXXVI. Собр. 1. № 27 895.
  • 4. п. 7 Устава о ссыльных гласит: «Запрещается отправлять уведомления о ссылке к какому-либо другому в Сибирь начальству, кроме Тобольского Приказа о ссыльных» // Устав о ссыльных от 1822 г. // Свод законов Российской империи. Т. 14. // URL: //http://civil.consultant.ru/reprint/books/226/273.html (дата обращения: 31. 03. 2015).
  • 5. ПСЗРИ. Т. XXXVIII. Собр. 14. № 29 128.
  • 6. Данным документом устанавливалась обязанность уездных стряпчих посещать помещения арестантов, спрашивая при этом о том, какова сумма и от каких лиц была получена заключенными. Также отмечается, что наблюдение за выдачей кормовых денег возлагается на личную ответственность губернатора, губернского прокурора. // ПСЗРИ. Т. II. Собр. 2. № 824.
  • 7. Отмечается, что подача жалоб и прошений осуществлялась только через прокуроров и стряпчих // ПСЗРИ. Т. 2. Собр. 2. № 1671. С.
  • 8. п. 11 закрепляет обязанность губернаторов доносить при ежегодных обозрениях губерний о состоянии тюрем. // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 6. № 4689.
  • 9. «Гражданские губернаторы имеют постоянное попечение о содержании в порядке этапов и больниц, так и о безопасном и исправном препровождении ссыльных через их губернию… они также тщательно обращают внимание на места заключения гражданского ведомства…». // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 12. № 10 303.
  • 10. Регламентируется надзор губернских прокуроров за арестантами, содержащимися в арестантских помещениях при С. Петербургском полицейском управлении. // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 13. № 11 109.
  • 11. Аладьина Л. С., Ковалев О. Г., Шабанов Г. Х. Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования. — М., 2007. — 344 с.
  • 12. Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 3 декабря 1848 года. // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 23. № 22 785.
  • 13. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 31. № 30 760.
  • 14. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 16. № 14 643.
  • 15. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 23. № 22 061.
  • 16. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 26. № 25 725.
  • 17. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 40. № 42 034.
  • 18. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. Государственное издательство юридической литературы. — М., 1951. // URL: http://all-sci.net/istoriyarossii/uzakoneniya-tyurme-pervoy-chetverti-xix-29 419.html (дата обращения: 27.03.2015).
  • 19. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 37. № 38 665.
  • 20. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 21 марта 1890 года «Об учреждении губернской тюремной инспекции». // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 10. № 6653.
  • 21. ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 30. № 33 693.
  • 22. ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 32. № 37 563.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой