Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сценический комплекс. 
Генеральный план участка театра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать следующие: ширину — 3,0 м, проема — 2,0 м, высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) — 2,1−2,4 м. Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется принимать не менее 1,3 м². Общая площадь оркестровой ямы принимается равной 30−50 м2. При проектировании имеет смысл предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы… Читать ещё >

Сценический комплекс. Генеральный план участка театра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В состав сценического (демонстрационного) комплекса входят: сцена, помещения технологического обеспечения сцены, помещения художественного и постановочного персонала, административные помещения, производственные мастерские.

В практике проектирования театральных зданий наиболее часто используют две основные системы организации театрального действия: открытая и глубинная (портальная).

Первая объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого пространства. Зрители при этом размещаются с трех сторон сценической площадки. Другая отделяет действие на сцене от зрителей рамой портала.

Портальная глубинная сцена имеет преимущество в широком использовании декораций и возможности с помощью противопожарного занавеса, размещаемого над порталом в пределах сценической коробки, создать защиту зрителей от пожара на сцене. Недостаток этого типа сцены — значительное отдаление зрителей от сцены.

Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно).

Рис. 4 Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно)

Сцена является ядром сценического комплекса. Размеры и состав основных элементов глубинной колосниковой сцены должны быть следующими (тип С-3):

  • * Портал сцены: игровой — ширина 10,0 м, высота 6,5 м; строительный — ширина 12,0 м, высота 7,5 м.
  • * Сцена: ширина 24,0 м, глубина 18,0 м, высота от планшета до колосников 22,0 м, высота над колосниками 2,5 м.
  • * Авансцена: не менее 1,8 м.
  • * Арьерсцена: ширина 18,0 м, высота 12,0 м, глубина 6,0 м.
  • * Карманы ширина 9,0 м, высота 8,5 м, глубина 15,0 м, высота проема на сцену 8,0 м. Количество ярусов рабочих галерей — 4, диаметр вращающегося круга сцены — 14 м. Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны кулис, объемных декораций, мест для нахождения актеров, размещения светоаппаратуры и т. д.

Рис. 5 Схема построения глубинной колосниковой сцены в плане и по высоте (традиционный вариант): 1 — дымовые клапаны; 2 — штанкетная площадка; 3 — колосники сцены; 4 — рабочие галереи; 5 — трюм; 6 — вращающийся круг; 7 — арьерсцена; 8 — крышка сейфа для скатанных декораций; 9 — сцена; 10 — карман сцены; 11 — авансцена; 12 — проем оркестровой ямы; Ш — ширина сцены; Г — глубина сцены; В — высота сцены; Шк — ширина кармана; Гк — глубина кармана; Вк — высота кармана; Шар — ширина арьерсцены; Гар — глубина арьерсцены; Шс — ширина строительного портала; Ши — ширина игрового портала; Га — глубина авансцены; Шяп — ширина проема оркестровой ямы

Планшет сцены, полы карманов и арьерсцены должны быть горизонтальными и иметь один уровень. Рядом со сценой и карманами на одном уровне с ними должны быть расположены склады объемных и станковых декораций с высотой, равной высоте карманов. Эти склады должны сообщаться со сценой и карманами через проемы с противопожарными дверями, шириной не менее 2,5 м и высотой, одинаковой с высотой проемов между карманами и сценой.

Расчетные параметры зрительного зала и сцены театров.

Рис. 6 Расчетные параметры зрительного зала и сцены театров

Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцены. Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м. В случае применения врезного вращающегося круга трюм проектируется одноэтажным.

Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала. С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.

Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать следующие: ширину — 3,0 м, проема — 2,0 м, высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) — 2,1−2,4 м. Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется принимать не менее 1,3 м². Общая площадь оркестровой ямы принимается равной 30−50 м2. При проектировании имеет смысл предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы и трансформации ее барьера и пола. Трансформация оркестровой ямы позволяет многофункционально использовать ее по назначению, увеличивать авансцену или увеличивать вместимость зрительного зала.

В сценографии и архитектуре театральных зданий постоянно идут поиски нового. В практике проектирования театров иногда применяются разновидности глубинной колосниковой сцены с дополнительными сценическими площадками. Их устройство связано с изменениями в функционально-технологической организации демонстрационного комплекса, помещений, обслуживающих сцену, а также в оснащении. Наряду с этим возникает много театров с иными типами сцен. Среди них популярны трехсторонняя и центральная, где зрители частично или полностью окружают сценическую площадку.

Габариты игровой площадки трехсторонней сцены принимаются следующими: круг диаметром 10−12 м, расположение зрителей в пределах горизонтального угла 100−120о, вершина которого лежит на пересечении продольной оси и задней линии окружности игровой площадки. За игровой площадкой необходимо предусмотреть резервную зону для декораций глубиной 3−4 м. Оркестровая яма трансформируется в просцениум шириной 2,2 м. Высота зала за игровой частью сцены — 10−12 м. Над сценической площадкой необходимо предусмотреть колосниковый настил и возможность устройства фоновых задников.

Панорамная и трехпортальная сцены менее распространены в практике проектирования театральных зданий. В них театральное действие охватывает места для зрителей. Постановочный эффект на таких сценах в сравнении с обычной портальной, можно уподобить широкоформатному экрану. Устройство сцены здесь принципиально сходно с обычной портальной.

При панорамной, как и при трехпортальной сцене, надо стремиться к достижению видимости со всех мест зала боковых участков сцены на глубину не менее 2−3 м. Ширина зрительного зала при этом может быть увеличена, пределом расширения которого следует считать просматриваемость с боковых мест глубинной сцены.

При панорамной и трехпортальной сценах создаются условия одновременной работы в нескольких местах игровой площадки. Предусматривается возможность разделения действия на несколько игровых эпизодов с помощью занавеса или света. Глубина игровой части сцены — 6 м. Общая длина портала — 22−24 м. Глубина резервной части сцены — 4−6 м. Высота портала игровой части сцены — 6−8 м. Высота сцены принимается в зависимости от принятого способа смены декораций.

Известны попытки режиссеров и театральных архитекторов создавать кольцевую сцену, охватывающую зрителей со всех сторон, что следует рассматривать как стремление расширить до предела обозреваемую сферу. На разных участках кольца сцены подготовлено оформление разных мизансцен, кольцевая сцена вращается вокруг круглого в плане диска зрительских мест, или последний вращается внутри неподвижной сцены. Зритель при этом оказывается как бы охваченным действием, происходящим вокруг него, увеличивая эффект присутствия. Однако такой планировочный прием создает немало трудностей, особенно при вращающихся местах зрителей.

В зрительный зал с кольцевой сценой можно войти только через люки снизу, где должны находиться вестибюль и фойе. Проход в него осуществляется под сценой. Наличие под ней трюма еще сильнее усложняет пути движения зрителей. Отсутствие разработанных приемов решения сложных задач препятствует внедрению кольцевой сцены в практику.

В практике часто прибегают к комбинированным сценам, где места для зрителей сочетаются не с одной, как обычно, а с двумя или более сценическими площадками. При этом в большинстве комбинаций глубинная портальная сцена является основной сценической формой.

Появление комбинированных сцен вызвано многими причинами: потребностью театров в экспериментировании; необходимостью в разностороннем обучении актеров, режиссеров и художников театра и требует создания учебных театров или малых студийных залов с комбинированными сценами; наконец, постоянно происходящая смена творческих направлений и стилей театрального искусства вступает в противоречие с длительным существованием их физической оболочки — театрального здания, требуя гибкости и приспособляемости к любому художественному замыслу.

Трансформации демонстрационного комплекса Для удовлетворения требований, возникающих при проведении в одном зале спектаклей, различных по жанру и сценическим решениям, а также общественных мероприятий, кинопоказа, концертов и т. п. применяются трансформации сцены и зрительного зала. Возможны планировочные и пространственные трансформации, а также их различные сочетания.

Особенностью планировочной трансформации является ее вспомо-гательный характер. Создавая варианты архитектурно-планировочных решений сцены и зала, она обеспечивает компромиссные условия для проведения различных мероприятий, не затрагивая основные параметры зала — форму и объем. Употребляются три основных вида планировочной трансформации, решающих различные задачи.

Первый вид — трансформация зоны планшета сцены, авансцены и оркестровой ямы. С помощью этого вида можно изменять рельеф планшета сцены, увеличивать число зрительских мест, а также тип глубинной сцены на другой тип.

Второй вид — трансформация зоны партера. Этот вид планировочной трансформации позволяет изменять типы сцены (за счет изменения вместимости зала), а также получать зальное пространство для проведения мероприятий другого рода: танцев, выставок, устройства елок, банкетов и т. п. Третий вид — трансформация зоны портала. Этот вид трансформации обеспечивает необходимые величину строительного портала и количество порталов при различных взаимосвязях зала и сцены, а также позволяет изменять тип сцены. Для достижения этого изменяются размеры и пропорции строительного портала глубинной сцены вплоть до создания таким путем панорамной и трехпортальной сцен. Для осуществления трансформации применяют различные способы и средства: подъемно-опускные площадки (сцена), подъемно-опускные секции партера с трансформируемыми зрительскими местами, раздвижные занавесы, передвижные портальные кулисы, подъемно-опускные осветительные мостики, раздвижные и подъемно-опускные диафрагмы, панели. Пространственная трансформация является радикальным средством, с помощью которого можно изменять как форму и объем, так и количество залов, что обеспечивает соответствующие варианты решения зала для каждого из проводимых мероприятий, повышает эффективность использования всего сооружения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой