Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основная часть. 
Повышение эффективности производственно-коммерческой деятельности в молокоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенные исследования показывают, что процесс образования холдинговой компании на базе ОАО «Бабушкина крынка» начинается с горизонтальной интеграции. На начальном этапе образования молокоперерабатывающего холдинга сельскохозяйственные организации рассматриваются лишь как сырьевая зона, а не полноценные участники интеграционного формирования. По нашему мнению, для эффективного функционирования… Читать ещё >

Основная часть. Повышение эффективности производственно-коммерческой деятельности в молокоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Около десятилетия назад в Беларуси начинали создаваться различного рода многоотраслевые и узкоспециализированные (продуктовые) вертикальные объединения в виде агропромышленных хозяйственных групп по производству продукции животноводства, включающие сельскохозяйственные предприятия, животноводческие комплексы, комбикормовые заводы, а также молокои мясоперерабатывающие предприятия и организации системы хлебопродуктов и выступающие как интеграторы всех участников технологических цепей — от сырья до готового продовольствия по конкретным видам продуктов. Одновременно в республике формировались интеграционные структуры, на базе которых хозяйственный процесс организован по схеме «производство_переработка_сбыт». Примерами таких организаций являются: СПК «Агрокомбинат „Снов“», ОАО «Агрокомбинат „Дзержинский“», совхоз-комбинат «Заря» и др.

В последние годы в республике взят курс на создание технологически интегрированных структур_холдингов и научно-производственных объединений в промышленности и сельском хозяйстве. Прорабатываются предложения по созданию холдингов в льняном и кожевенно-обувном секторе, сахарной, молочной, нефтяной, деревообрабатывающей промышленностях. Это могут быть холдинги как горизонтальной, так и вертикальной интеграции. Все зависит от того, какую цель и экономический смысл преследуют сторонники идеи создания холдинга. Преимущество таких холдингов состоит в том, что они включают в себя предприятия, работающие на местных ресурсах, которые способны обеспечить значительный рост производства и экспорта при минимальном приросте импорта.

Создается специальная правовая база организации и функционирования холдингов. В первую очередь это Указ президента Республики Беларусь № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» от 28 декабря 2009 г. и Указ № 458 от 13 октября 2011 г. «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов» [5].

Холдинги как объединения субъектов хозяйствования, основанные на долевом участии в собственности, де-факто существовали в Беларуси и до издания указа и действовали как единое целое в рамках законодательства о хозяйственных обществах. С принятием указа № 660 статус холдинга приобрели лишь те группы компаний, которые зарегистрированы в качестве таковых в Минэкономики. На конец 2010 г. в республике насчитывалось 20 холдингов. На конец 2011 г. действовал 31 холдинг с участием 180 коммерческих организаций. Ежемесячно регистрируется 1−2 холдинга, т. е. количество холдингов стабильно растет.

Формирование холдингов в перерабатывающей отрасли предполагается осуществлять за счет горизонтального объединения предприятий. Сельскохозяйственные организации, как правило, остаются в стороне. В то же время анализ показывает, что в современных условиях у производителей молока, например, нет материальной заинтересованности в поиске более привлекательных каналов сбыта продукции, так как действуют единые закупочные цены. В основном каждое сельскохозяйственное предприятие, производящее молоко, закреплено за перерабатывающими предприятиями по административно-территориальным зонам. Как правило, на перерабатывающие предприятия поставляется сырье из близлежащих сельскохозяйственных предприятий, и это позволяет переработчику продукции нести наименьшие затраты по транспортировке.

Эти условия, а также законодательная база в большей степени благоприятствуют рентабельному развитию перерабатывающих и торговых предприятий, нежели производителей сельхозпродукции.

Для того чтобы предприятия производственной и перерабатывающей сфер оказались в одинаковых финансовых условиях, по нашему мнению, необходимо совместить все стадии движения товара от производителя к потребителю в одном крупном объединении путем создания интегрированной холдинговой структуры. Так, например, В. Г. Гусаков отмечает: «При создании продуктовых кооперативно-интеграционных компаний и фирм следует четко соблюдать завершенность технологической цепочки продвижения продукции от сельскохозяйственного сырья до готовых товаров. Именно завершенность технологии от сырья до готового продовольствия (товаров) под рыночный разнообразный потребительский спрос позволяет получить максимальную добавленную стоимость» [4].

Перед отечественными молокоперерабатывающими организациями поставлена стратегическая задача по выпуску конкурентоспособной на мировом рынке продукции. При этом для укрепления позиций на внешнем рынке белорусским предприятиям необходимо учитывать мировые тенденции по укрупнению производства и созданию мощной экспортоориентированной производственной структуры. Какие же преимущества появляются у интегрированной холдинговой структуры перед традиционными формами организации молокоперерабатывающей промышленности и почему мировой опыт подтверждает тенденции по укрупнению производства? Структурная реорганизация молокоперерабатывающих организаций позволяет повысить эффективность работы за счет экономии затрат, связанных с закупкой сырья и материалов, т. е. будет иметь место экономия, связанная с эффектом масштаба производства. Создается возможность более рационально использовать действующий производственный потенциал, интегрировать функции реализации продукции и развития собственной товаропроводящей сети как отдельного направления хозяйственной деятельности холдинга. В результате укрупнения повысится конкурентоспособность продукции за счет использования не только единого, а нескольких ключевых брэндов, определится оптимальная структура линейки экспортной продукции [6].

Минсельхозпрод Республики Беларусь предлагает создавать крупные компании в каждой области. За основу может быть взят опыт Гомельской области, где создан мощный холдинг с управлением государства. Холдинг демонстрирует неплохие результаты хозяйственной деятельности: в 2011 г. прибыль от реализации продукции выросла в 4,3 раза, рентабельность продаж — в 2,4 раза, материальные затраты уменьшились в 6,8 раза [10].

В Могилевской области предполагается создание холдинга на базе ОАО «Бабушкина крынка», который станет первой молочной компанией в республике с годовым объемом переработки сырья в 1 млн. тонн. ОАО «Бабушкина крынка» неоднократно становилось победителем престижного профессионального республиканского конкурса «Лучший экспортер». Президиум Белорусской торгово-промышленной палаты по итогам конкурса «Лучший экспортер 2011 года» принял решение о награждении ОАО «Бабушкина крынка» специальным призом «За стабильно высокие показатели в экспорте и продвижении на внешние рынки товаров белорусского производства». За 2011 г. экспортная выручка предприятия составила более $ 104 млн., что на 14% превышает результат 2010 г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности достигло более $ 99 млн. Всего же на экспорт в 2011 г. было реализовано 62,4% производимой продукции без ущемления интересов внутреннего потребителя.

Проект укрупнения связан с инвестиционными планами. Прежде всего по модернизации оборудования. В Славгороде недавно была установлена технологическая линия по нарезке твердых сыров. Уже в третьем квартале текущего года будет запущен сыродельный цех в Осиповичах мощностью до 10 тонн производства сыра в сутки. Предстоит модернизация славгородского цеха, в Чаусах необходимо провести работы по компоновке помещений.

В настоящее время завершается процесс слияния. Но уже сегодня ОАО «Бабушкина крынка» де-факто осуществляет оперативное управление всеми вышеупомянутыми компаниями и контролирует денежные потоки. В соответствии с принятым в государстве регламентом прохождения процедур холдинг «Могилевская молочная компания» де-юре будет создан к концу 2012 г. Предполагается, что управление холдингом станут осуществлять общее собрание акционеров и наблюдательный совет, также будут назначены генеральный директор и его заместители. Уже есть решение о присоединении ОАО «Осиповичский молочный комбинат», перерабатывающего 330 тонн молока в сутки. В холдинг также войдут присоединенные ранее ОАО: «Бабушкино подворье», «Быховмолоко» — куда входят четыре филиала и прежние семь структур предприятия, а также сырный цех в Белыничах. Все вышеперечисленные предприятия включены в состав «Бабушкиной крынки» как цеха или филиалы. Планируется, что холдинг будет перерабатывать 78% объема молока, производимого в Могилевской области, а сырьевой зоной будут являться 17 из 21 сырьевого района области. Трудовые ресурсы холдинга составят около 3 тыс. человек, будут функционировать три сыродельных и два цельномолочных цеха, расширятся мощности по сушке молока. Улучшатся возможности диверсификации производства с перераспределением сырьевых потоков на выпуск более востребованной и рентабельной продукции, рационального технологического передела, повышения специализации с целью максимального использования производственных мощностей и энергетических ресурсов. Также будет продвигаться единый бренд «Бабушкина крынка». Продажи брендированных товаров, как известно, позволяют получать более высокие доходы по сравнению с реализацией малоизвестной покупателю продукции.

Российский рынок остается для предприятия самым масштабным и емким. Вместе с тем вопрос диверсификации экспортных рынков не теряет актуальности. Используя фактор популярности продукции ОАО «Бабушкина крынка» в Украине, предприятие приняло участие в международной выставке «Белэкспо» в Киеве, где получило массу заявок на поставку цельномолочной продукции. Первые объемы йогурта, масла, сметаны уже отправлены в Киев, теперь ведется работа по формированию партий всего ассортимента цельномолочной продукции. Параллельно создается торговопроводящая сеть в Украине, в частности в Киеве планируется открыть торговый дом.

Проведенные исследования показывают, что процесс образования холдинговой компании на базе ОАО «Бабушкина крынка» начинается с горизонтальной интеграции. На начальном этапе образования молокоперерабатывающего холдинга сельскохозяйственные организации рассматриваются лишь как сырьевая зона, а не полноценные участники интеграционного формирования. По нашему мнению, для эффективного функционирования агрохолдингов, а также для того, чтобы предприятия производственной и перерабатывающей сфер оказались в одинаковых финансовых условиях, необходимо совместить на одном предприятии все стадии движения товара от производителя к потребителю, т. е. осуществлять интеграцию в вертикальном направлении, а также целесообразно перераспределить акции головной холдинговой компании ОАО «Бабушкина крынка» между участниками отдельных подразделений для стимулирования экономического интереса и, следовательно, роста эффективности интеграционного объединения в целом, что создает возможность стимулирования устойчивого развития сырьевой зоны, в том числе посредством финансовых вложений в ее модернизацию. Данный аспект, по нашему мнению, очень актуален для Беларуси в условиях явного финансового преимущества перерабатывающей промышленности над поставщиками сельскохозяйственного сырья.

При формировании вертикально интегрированного холдинга на основе ОАО «Бабушкина крынка», совмещающего все этапы производства (от сельскохозяйственного до переработки и торговой деятельности), возникают вопросы о взаиморасчетах участников между собой. При взаимодействии подразделений между собой и оказании друг другу услуг могут действовать внутренние или трансфертные цены, которые являются ценой продажи для одного участника (продающего) и себестоимостью товара или услуги для другого (покупающего).

Внутренние (или трансфертные) цены формируются на договорной основе заинтересованными подразделениями. Подразделение, продающее свою продукцию или услуги, безусловно, должно получать некоторую прибыль, но уровень цен должен быть ниже того, который существует на внешнем рынке. Все трансфертные цены проверяются и утверждаются холдинговой компанией.

При установлении трансфертных цен необходимо:

  • — учитывать рыночную стоимость затраченных ресурсов (корма, ГСМ) при производстве сельхозпродукции;
  • — осуществлять обязательное начисление амортизации на животных основного стада;
  • — при реализации бычков доращивания, выбракованных животных дойного стада и ремонтного молодняка необходимо считать эту продукцию побочной при производстве молока.

Так как в холдинге денежные средства являются собственностью холдинговой компании, то производится корректировка внутренних взаиморасчетов расчетного центра участника на сумму трансфертной продажи («виртуальная оплата»). Остальные участники агрохолдинга должны видеть текущее состояние внутренних взаиморасчетов и принимать управленческие решения.

Для эффективного управления финансами в холдинговой компании необходимо наличие сильной финансово-экономической службы.

Систему внутренних взаиморасчетов целесообразно осуществлять путем учета внутренних долгов только между холдинговой компанией и остальными участниками агрохолдинга, когда последние не ведут взаиморасчеты между собой. Таким образом, при перемещении любого актива (товар, деньги, перевод дебиторской задолженности) от одного участника агрохолдинга (например ОАО «Шкловский маслодельный завод») другому (СПК) произойдет уменьшение внутреннего долга перед холдинговой компанией у ОАО «Шкловский маслодельный завод» и увеличение внутреннего долга перед холдинговой компанией у СПК.

Эта модель компактнее и проще в применении по сравнению с той, при которой каждый участник агрохолдинга учитывает все взаиморасчеты с другими по следующим причинам:

  • — снимается проблема очередности погашения внутренних долгов, их перевода между участниками агрохолдинга;
  • — вопрос внутренних взаиморасчетов субъекты агрохолдинга обсуждают только с холдинговой компанией;
  • — структура внутренних взаиморасчетов становится прозрачнее и удобнее для анализа;
  • — снижается риск возникновения конфликтов, поскольку более прибыльные субъекты агрохолдинга в состоянии заблокировать финансирование других участников объединения, ненужных с их точки зрения, но на самом деле перспективных или необходимых для холдинга в целом;
  • — руководство холдинга может самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов между участниками объединения так, чтобы это было выгодно всем.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой