Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Массмедийная коммуникация и функции основных имиджеформирующих компонентов радиопередачи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В предложенной статье проводится исследование имиджеформирующих компонентов радиопередачи на основе анализа процессов мифопроизводства в виртуальном пространстве массмедиа с использованием социально-психологического и культурологического подходов, что показало неоднородную природу имиджевой коммуникации, включающую в себя аудиальный и содержательный компоненты. Последний связан с коммуникативным… Читать ещё >

Массмедийная коммуникация и функции основных имиджеформирующих компонентов радиопередачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Массмедийная коммуникация и функции основных имиджеформирующих компонентов радиопередачи

Средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов, или мифотворчеством. В качестве адресанта в схеме коммуникативного процесса СМИ выступают как поставщики новой информации, которая способствует формированию и дальнейшей жизни мифов в массовом сознании.

В работе рассматриваются имиджеформирующие механизмы, использующиеся в процессе создания радиопередачи, не вошедшие в полной мере в новое русло исследований средств массовой коммуникации.

Объект исследования характеризуется мультипарадигмальностью, включающей в себя достижения теории коммуникации, медиапсихологии. Объектом исследования выступают также коммуникативные процессы, отражённые в передаче «Фрэнки-шоу» на радио «Серебряный дождь».

Средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов, или мифотворчеством. В качестве адресанта в схеме коммуникативного процесса СМИ выступают как поставщики новой информации, которая способствует формированию и дальнейшей жизни мифов в массовом сознании.

Начиная с периода массового вещания — 30-х гг. ХХ века, — радио становится не только наиболее многофункциональным средством информирования, но и мощным мифокультивирующим средством коммуникации. Психологическое обоснование имиджирования стало объектом и предметом исследования психологов в различных областях наук. Владея знаниями законов процесса социального восприятия и субъектного осознания внешнего образа, они придали этой проблеме теоретикоприкладное обоснование. В целом задачи имиджирования весьма специфичны. С одной стороны, процесс имиджирования есть некая технология, основанная на строгих правилах, разработках ряда процедур, критериях и методах замера результатов. С другой — он имеет вполне творческий характер, близкий задачам искусства.

Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности — многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия. Эти принципы — обязательные требования к организации имиджирования. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощённых в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства работников социологической деятельности.

Имидж — синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению. Имидж — это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение — достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения.

Имиджеформирующие механизмы, использующиеся в процессе создания радиопередачи, не в полной мере вошли в новое русло исследований средств массовой коммуникации, характеризующееся мультипарадигмальностью, включающей в себя достижения теории журналистики, теории коммуникации, филологических наук, социологии, медиапсихологии, маркетинговых исследований. Взгляд на проблему имиджеформирования с этих позиций является актуальным для осмысления результатов деятельности и поиска путей преодоления негативных явлений в современных массмедиа. Тема актуальна в аспекте проблем массмедийной коммуникации.

В предложенной статье проводится исследование имиджеформирующих компонентов радиопередачи на основе анализа процессов мифопроизводства в виртуальном пространстве массмедиа с использованием социально-психологического и культурологического подходов, что показало неоднородную природу имиджевой коммуникации, включающую в себя аудиальный и содержательный компоненты. Последний связан с коммуникативным и речевым поведением ведущего эфира, использующего в процессе воздействия на аудиторию определенные семиотические коды. Глубинным интегрирующим фактором этих процессов являются психологические, а именно архетипические основания имиджепроизводства. Дан анализ основных имиджеформирующих компонентов радиопередачи (формата, коммуникативной деятельности радиоведущего).

Объект исследования — коммуникативные процессы, отражённые в передаче «Фрэнки-шоу» на радио «Серебряный дождь». В имиджировании той или иной радиопередачи нашли своё выражение мифодизайнерские технологии, способствующие конструированию коммуникативно-предметного поля станции и поддержанию к ней доверия слушателей. Основным объектом мифодизайна становится формат радиостанции, в который естественным образом вписываются стилистика и направление звучащей в эфире музыки, набор идентификационных джинглов, коммуникативное поведение радиоведущих. Опора на эти компоненты эфирного дискурса, на наш взгляд, напрямую связана с реализацией рекреативной функции радиопередачи.

Понятие «имидж» имеет различные определения. Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном сознании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социальноправового воздействия [1, с. 60]. В области социологии управления и имиджелогии имидж — индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания [2]. В менеджменте имидж — это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления [3].

Мы будем определять имидж как некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению. Имидж — это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение — достичь эффекта личного притяжения.

Изучение природы имиджа требует обращения к феномену массовой коммуникации (МК), в которой выделяют по крайне мере три уровня её функционирования:

  • а) процесс связи, опосредованный техническими средствами распространения информации;
  • б) процесс социального взаимодействия субъектов, определенный пространственными и временными рамками;
  • в) процесс знакового, образного, «художественного символического» общения, обязательный атрибут которого — набор кодовых посылов.

Из функционального потенциала МК сегодня исследователи выделяют функцию социального контроля, информационную, социоцентрическую, культурологическую, аксиологическую, рекреативную функции. Особого внимания заслуживает рекреативная (гедонистическая) функция, устанавливающая эмоционально-рациональный баланс между средствами МК и их аудиторией, что обусловило появление нового типа содержания многих медиа — инфотейнмента, основанного на подаче медиаканалами информации в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности.

В структуре МК ведущую роль играет не только медийный канал, но и коммуникативная личность — основная организующая и контролирующая средства массовой коммуникации сила. Если вошедшее в современный научный обиход понятие языковой личности предполагает актуализацию вербально-семантических характеристик, то понятие коммуникативная личность опирается на совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, понимаемых как коммуникативная компетенция индивида.

В условиях стремительного развития средств МК, увеличения потока информации, а также усложнения содержательной стороны этой информации происходит мифологизация сознания человека информационной эпохи. Миф — «идеальная упрощенная образно-понятийная схема мира в целом либо отдельно взятых явлений действительности, объясняющая их и задающая определенное отношение к ним и соответствующий определенный способ действий» [4. с. 101]. Имидж должен опираться на тот или иной распространенный стереотип, соответствовать ему и выглядеть давно известным. Тогда он легче запомнится людям, закрепится в массовом сознании. С помощью сообщений, символов или мифов медиаканал осуществляет собственное позиционирование. Инструментом взаимодействия медиаканала с аудиторией становится имидж — многомерная, иерархическая структура, включающая когнитивный, перцептивный и аксиологический компоненты, способствующие успешной коммуникации объекта с аудиторией. Имидж задает положительные символические характеристики объекту, его интеллектуальной составляющей — бренду, который, являясь ярко выраженным социальнокоммерческим мифом, строится на корреляционных связях с основными архетипическими образами. Исследователи рассматривают имидж как инструмент общения с массовым сознанием, полагая, что через развлекательность и «иллюзионизм» действительность подвергается примитивизации, редукции, что свойственно именно массовому сознанию [5−6].

Такие качества мифа, как его убедительность, воздействие одновременно на рациональную и эмоциональную сферу человека, соответствие стереотипам социума создают особое мифологическое поле — коммуникативную среду, отражающую систему мира, отдельные его явления и объекты в упрощённой образно-понятийной схеме, обеспечивающей общность смыслов передаваемой информации для всех участников процесса.

Имиджирование радиопередачи ведётся с опорой на мифологические пласты сознания человека, на архетипические образы, соответствующие основным идеям станции, заложенным в брендах радиоканалов. В соответствии с этими образами происходит включение слушателя в мифологическое пространство передачи. Успешное функционирование радиопередачи обеспечивает мифодизайн — особый способ организации коммуникативного поля создаваемого объекта потребления. Именно мифодизайн рассматривается как инструмент, максимально полно удовлетворяющий потребности аудитории через опору на мифологическое сознание [4].

Проведение имиджевых стратегий — это прежде всего нацеленность на эффективность и привлечение внимания. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным, позволяет без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Из всех СМИ радио является самым комфортным для восприятия аудиторией. Разнообразие интересов аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания, что способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям.

Наиболее существенным критерием, определяющим формат радиоканала, и, как следствие, радиопередачи, является стилистика звучащей в эфире музыки, своеобразный музыкальный имидж эфира, задающий набор идентификационных джинглов, форму подачи музыкального материала, его компоновку, микширование и, самое главное, манеру работы ведущих.

Особую роль в поддержке имиджа радиопередачи играют слоганы. Они выражают основную линию своей деятельности и концепцию передачи. Слоган «Фрэнки-шоу» звучит как «Закрой глаза и смотри». Это ключевая фраза, в которой дается четкое представление о той мифологической реальности, которая репрезентируется во время эфира. Здесь присутствует и особая эмоциональная тональность. Она создается такой актуальной формой коммуникативной деятельности, как языковая игра.

Элементы, складывающиеся в единый механизм имиджирования, формируется в фирменный стиль. Центральным компонентом в создании имиджа радиопередачи является личностный компонент — образ ведущего. Развлекательная направленность современных радиоканалов определяет и интонационную составляющую акустического воздействия радиоречи на аудиторию. Позитивный настрой, создаваемый ведущим в эфире, неизменно характеризуется насыщенной приподнятой интонацией, взрывным тембром. Мы можем наблюдать это в каждом выпуске «Фрэнки-шоу». Это способствует идентификации ведущего с радиопередачей и аудиторией.

Устойчивость имиджа радиопередачи во многом определяется коммуникативным поведением ведущих эфира. Радиоведущий — идейный выразитель концепции канала, его коммуникативное поведение определяется той психологической ситуацией, в которой он находится. Это требует от коммуникатора владения языковой системой и способности учитывать конкретные коммуникативные обстоятельства: сферу и ситуацию, речевой жанр, адресата, пространство взаимодействия. Это обеспечивается когнитивным и прагматическим уровнями языковой личности. Содержательный аспект коммуникативного поведения радиоведущего определяется установкой самой радиостанции. Коммуникативное поведение радиоведущего, опирающееся на вербально-семантический потенциал языковой личности и коммуникативную компетенцию её функциональной реализации — коммуникативной личности, характеризуется широким использованием языковой игры в ее разнообразных проявлениях — иронии, шутках, трансформированных фразеологических оборотах и афоризмах, а также в использовании заимствованной лексики, в стремлении к стилистической гетерогенности радиодискурса. Это создает образ ведущего как яркой индивидуальности, обеспечивающей индивидуализацию имиджа радиопередачи. Установка на демократический стиль общения объясняется стремлением ведущих к общей речевой раскованности и раскрепощенности и оправдывается эмоционально-позитивной установкой коммуникативного поведения ведущего. В дискурсе преобладают литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы речевой культуры, указывающие на владение ведущими одной стилевой разновидностью литературного языка — разговорной речью.

Коммуникативное поведение ведущих направлено на сокращение дистанции между ним и аудиторией и является одним из условий прямой или косвенной идентификации ведущего со слушателями. Доверительный стиль общения, создание необходимого уровня интимизации, нейтральноразговорный или экспрессивно-разговорный синтаксис обеспечивает психологический комфорт. В поле речевого воздействия, формируемом ведущим, выделяется и такое явление, как тайм-таргет — высказывания или действия в эфире, побуждающие аудиторию к более продолжительному прослушиванию или приглашения настроиться на волну станции в какой-то определенный момент. Так, популярность «Фрэнки-шоу» можно связать с сильной харизмой актера, который играет Фрэнки. Имидж Фрэнки построен на минимальном осведомлении публики о личности играющего его актера. Фрэнки — мистическая личность, ореол мистицизма окружет его не только в рамках радиоэфира, но и за его пределами. Сотрудники радио «Серебряный дождь» обязаны дать подписку о неразглашении личности актера, играющего безумца.

Успешное применение имиджа предполагает опору на психолого-педагогические принципы, как-то: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия.

Профессиональная культура радиоведущего включает в себя культуру речевого воздействия. Его речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь радиоведущего позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог, полилог. К профессиональным качествам речи радиоведущего следует отнести такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. Особое внимание следует уделить суггестивности (способности голоса внушать эмоции и влиять на поведение слушателя).

Выбору технологии формирования имиджа всегда предшествует разработка имиджевой стратегии, главная цель которой заключается в формировании и продвижении в массовое сознание наиболее благоприятного представления об объекте. Выработка имиджевой стратегии сводится к определению основных факторов, которые обусловливают действенность имиджа. Действенность зависит от того, насколько удачно формируемый имидж выполняет основные функции. Прежде всего, имидж должен формировать мнение об объекте. В рамках имиджелогии выделяют следующие технологии формирования имиджа: технология перфоманса, создание имиджевой легенды и технология типажа. Основной технологией ускоренного создания имиджа является технология перфоманса. По мнению Д. В. Ольшанского, роль перфоманса очень значима для имиджелогии, только регулярно участвуя и, главное, организуя «перфомансы», можно быстро сформировать необходимый имидж [7].

Любая система занята созданием позитивного имиджа. Для этого и нужны «перфомансы» — либо персональные, либо системные. Перфоманс — это специальная, как правило, символическая и обычно ритуальная деятельность, осуществляемая индивидом или группой в целях произведения определенного впечатления на другого индивида, группу или массы людей.

Перфомансы покоятся на отработанных веками приемах работы с массовой аудиторией, при воздействии на которую практически не бывает «сырого материала», все давно отрепетировано и срежиссировано, и даже внезапно возникшая трогательность также на самом деле является заранее задуманной. Ни одна массовая технология не может носить случайный характер. Совокупность перфомансов и воспоминаний о них создает имиджевую легенду — информационную основу имиджмейкинга, рекламной кампании и всей PR-работы.

Некоторые исследователи считают, что стратегия, основанная на использовании наведенного (приписанного) имиджа (технология типажа), заслуживает особого внимания. Они позиционируют ее как схему с минимальными затратами. Эта стратегия состоит в том, чтобы определить наиболее подходящий типаж и реализовать его. После определения основного типажа можно переходить к наполнению образа деталями. В каждой профессиональной сфере существует свой перечень наиболее распространенных типажей. Чаще всего технология типажа используется в политике.

Таким образом, в имиджировании той или иной радиопередачи нашли своё выражение мифодизайнерские технологии, способствующие конструированию коммуникативно-предметного поля станции и поддержанию к ней доверия слушателей. Основным объектом мифодизайна становится формат радиостанции, в который естественным образом вписываются стилистика и направление звучащей в эфире музыки, набор идентификационных джинглов, коммуникативное поведение радиоведущих. Опора на эти компоненты эфирного дискурса напрямую связана с реализацией рекреативной функции радиопередачи.

коммуникация радиопередача имиджеформирующий.

  • 1. Социология: Учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  • 2. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [текст]: мастер-класс / В. М. Шепель. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 472 с.
  • 3. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR: Учебное пособие для вузов / А. Б. Зверинцев. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 288 с.
  • 4. Ульяновский, А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы / А. В. Ульяновский. — СПб., — 544 с.
  • 5. Гуревич, П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия [Текст]: Учебное пособие для вузов / П. С. Гуревич — М.: Искусство, 1991. — 221 с., 16 с. ил (л).
  • 6. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения [текст]: Учебное пособие для студентов вузов / А. С. Ковальчук. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 282 с.
  • 7. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2001. — 300 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой