Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ темы и образа героя в документальном кино 2010-2015

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельное место в тематике документального кино занимает проблема аутизма. Это не стабильная тематика, она впервые широко была поднята режиссером Любовью Аркус в фильме «Антон тут рядом». Фильм получил широкий резонанс, был освещен во многих СМИ. По итогам фильма был открыт центр поддержки и развития детей, больных аутизмом с одноименным названием. Затем на некоторое время эта тема утихла и снова… Читать ещё >

Сравнительный анализ темы и образа героя в документальном кино 2010-2015 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнительный анализ тем документального кино с 2010 по 2015 год

Рассмотрев все фильмы и обозначив основные поднимаемые темы можно обобщить собранный материал в следующий вид:

Итого:

  • 2010 г.:
    • — терроризм
    • — сексизм
    • — отцы-дети
    • — предательство
    • — материнство и семья
    • — взросление
    • — построение идеологии партии (внутригосударственный процесс)
  • 2011 г.:
    • — детство
    • — алкоголизм
    • — семья
    • — люди без определенного места жительства
    • -мечта
    • — поиск родителей
    • — отпечаток истории на жизни человека
    • — смерть
    • — любовь
  • 2012 г.:
    • — любовь
    • — мечта
    • — семья
    • — политика (внутригосударственный процесс)
    • — болезнь
    • — отпечаток истории на жизни человека
  • 2013г:
    • — наркомания
    • — материнство и семья
    • — взросление и детство
    • — транссексуалы
    • — мечта
    • — болезнь
    • — смерть
    • — свобода
  • 2014 г.:
    • — труд в суровых условиях
    • — семья
    • — наркомания и алкоголизм
    • — преступление и наказание
    • — революция
  • 2015 г.:
    • — любовь
    • — семья
    • — дискриминация однополых отношений
    • — наркомания
    • — болезнь
    • — преступление и наказание
    • — религия
    • — коррупция (внутригосударственный процесс)

Выше представленный основные поднимаемые темы в документальном кино с 2010 по 2015 год. Несмотря на то, что в анализе представлена выборка из 5 фильмов каждого года, тем не менее, можно определить основные тенденции в тематике.

Определяются так называемые вечные темы, которые затрагиваются фактически каждый год:

  • 1. Проблемы семьи, отцов и детей, материнства, взросления или поиск биологических родителей
  • 2. Мечты «маленьких людей» о счастливом будущем
  • 3. Любовь
  • 4. Алкоголизм и наркомания
  • 5. Люди без определенного места жительства

Представленные темы постоянно фигурируют и являются безусловно важными в жизни общества. Кроме того, это вечные темы, про которые можно и нужно снимать кино, что это неиссякаемый источник проблем, говорить не приходится. Также одним из объяснений этого факта хотела бы предложить идею Марины Разбежкиной. Кино «маргиналов о маргиналах» — отмечала она. Так как представленные проблемы лежат по сути своей на поверхности, их довольно просто и интересно снимать. Как правило, такую тематику даже предлагают учащимся первых курсов факультетов «Журналистика». Эти люди с чаще всего беззаботно разрешают себя снимать. Как отмечала сама Марина Разбежкина, в России нет качественного документального кино об интеллигенции. И связано это прежде всего с «зоной змеи», которая у интеллигенции слишком велика. Напомню, что «зона змеи» — это личное пространство человека, за границу которого он никого к себе не подпускает. Маргиналы, кроме того, что имеют довольно маленькую «зону змеи», они довольно охотно впускают в ее границы самого режиссера. Поэтому в какой-то степени снимать про проблемные семьи, алкоголиков, наркоманов, бомжей проще, набирается масса яркого материала, из которого в итоге может получиться душещипательная история человеческой жизни.

Важно отметить и особый интерес к жизни человека как носителе отпечатка эпохи и исторических событий в 2011;первой половине 2012 года. Эти события отображаются в жанре кинодневников («Дневники счастливого человека», «Победа»), а также в форме интервью в сопровождении исторической хроники («Моя перестройка»). Все эти фильмы снимались довольно длительное время, режиссеры пытались уловить и понять, как те или иные исторические события повлияли и были осмыслены людьми. Не совсем ясно, почему было выбрано именно это время. В то же время, отдельного внимания заслуживает уже упомянутый факт, что процесс съемки был довольно медлительным, поэтому фильмы могли увидеть свет намного даже позже, чем они были показаны.

Отдельное место в тематике документального кино занимает проблема аутизма. Это не стабильная тематика, она впервые широко была поднята режиссером Любовью Аркус в фильме «Антон тут рядом». Фильм получил широкий резонанс, был освещен во многих СМИ. По итогам фильма был открыт центр поддержки и развития детей, больных аутизмом с одноименным названием. Затем на некоторое время эта тема утихла и снова появилась в 2015 году. Теперь ее уже поднял шведский режиссер Ежи Сладковски. Он снял картину про мальчика, больного аутизмом из Нижнего Новгорода. Отличие этой картины состоит в том, что особый фокус был направлен уже не на ненужность и сложность этих детей, а на семью. Таким образом, в фильме поднимается проблема влияния семьи на ребенка и его болезнь, а также проблема заболевания, которое можно преодолеть не только в специализированных центрах, но и самостоятельно. Поднятие проблемы аутизма с кратковременными перерывами может быть связано прежде всего с напоминанием обществу важно проблемы, которая, к сожалению, довольно быстро забывается, если о ней не говорить. Более того, разрешение проблемы открытия дополнительных центров поддержки больных аутизмом детей логично вызывает поднятие вытекающей проблемы поддержки таких детей внутри семьи в том числе.

Настолько же нестабильной тематикой стала проблема транссексуалов и гомосексуальных связей. Одной из первых эту тему затронула режиссер из Казахстана — Мадина Мустафина в фильме «Еще чуток, мрази!». Как отмечает сама Мадина, «Давно хотела снять и понять человека, который меняет пол, или историю про однополую любовь. Интересно было как это вообще. Примеряла на себя что было бы если бы мне нравились девочки, — как бы я жила в своём маленьком городе, как бы скрывала это, как бы родителям сказала и т. д. Интересно как они занимаются любовью. Все было интересно, все подробности и каждая мелочь. Такое сильное любопытство.» Наверное, каждый или почти каждый человек думал о том же, но никто не мог это полноценно снять. У Мадины Мустафиной получилось. Она фактически дала старт этому направлению. Уже позже после выхода фильма и почти с ним не связанного особую популярность и обсуждаемость получили ЛГБТ сообщества. Однако фильмы про то фактически ушли с фестивалей. В другом ключе эта проблема обострилась в 2015 году во время фильма «Можно я просто буду?» про гомосексуальный пару из Москвы. Однако здесь особый интерес составляли не только сама пара, но и условия, в которых им приходится строить свои отношения. В какой-то степени появляется подтекст принятия политических решений касательно узаконивания однополых браков. Другими словами, в документальном кино появляется тематика однополых союзов ровно в тот момент, когда об этом утихают в той или иной степени СМИ. Это снова своего рода напоминание обществу об определенных напряженных моментах в существующем положении дел.

Безусловно, документалисты никак не могли обойти стороной политическую тему. Этот подтекст в той или иной степени отражается даже в фильмах, которые казалось бы не имеют отношения к политике. Анализируя фильмы, я обратила внимание на следующую тенденцию: 2010;2013 годы наибольший интерес для документалистов составляют выборы президента РФ и депутатов ГД. Эта тема освещается как через людей, так и через определенные политические партии. Причем фокус передвигается от партии в лицам. Лозунг «Россия без Путина» — протягивается красной лентой через 3 года. Режиссеры, в попытках оставаться объективными все равно высказывают свою политическую точку зрения, но не очевидно, а через мелкие и тонкие кадры. В то же время важно отметить отсутствие на фестивале «Артдокфест» фильмов, поддерживающих власть. Все фильмы направлены именно на развитие «левой» пропаганды. Хотелось бы отдельно обратить внимание, что в попытках снять хорошее кино о «левых» режиссеры показывали героев такими какие они есть, отчего оппозиционные силы не всегда такое кино поддерживали. Так, говоря о фильме «Марш! Марш! Левой!», один из зрителей и блогеров «Живого журнала» отмечает: «В том хаотическом нагромождении кинохроники, снятой о событиях двух последних лет, например, ничего нет о подробностях апрельской голодовки левофронтовцев в редакции „Свободной прессы“ — спасибо Жене Монтанья за то, что она приоткрыла дверь в эту комнату с резиновыми матрасами на полу… И, конечно, главная ценность фильма — в душераздирающе подробном и детальном показе беспрецедентного избиения и охоты на живых людей 6 мая. Оператор снимает не с крыши дома, не с фонарного столба и не с безопасного расстояния, а изнутри толпы, в пяти сантиметрах от карающей дубинки, слышен хруст ломаемых костей, хриплое дыхание участников битвы, а с экрана, кажется, несёт потом — таким, специфически липким, которым покрываешься каждый раз, когда над твоим лицом занесены дубинка или сапог.» Следующей ступенью в документалистике стала тема переворота в Украине. Тут режиссеры снимали все, начина с событий на Майдане, заканчивая отдельными эпизодами о Донецкой и Луганской народных республиках. В данном секторе превалирует жанр кинохроники, альманахов. Особенно это касается историй, действия которых происходят в Киеве. Ограниченность самопровозглашённых территорий же позволила режиссерам снять кино более «личное», брать интервью, а не просто наблюдать. После утихания революции в Украине документалисты снова все вернули на круги своя. Правда, теперь они уже внимали не о оппозиционных силах. Особый фокус был сделан на некачественную организацию действующей власти. Разоблачительные фильмы-расследования, обращение взора на внутренние проблемы — стало новой тенденцией в фильмах с политическим уклоном. Исходя из представленных наблюдений, полагаю, что первое и третье течение сольются к следующим выборам президента, когда эта тематика станет снова актуальной.

Еще одной поднимаемой время от времени темой является профессия. Безусловно, чаще всего снимают про необычные профессии или про работы в сложных условиях. В рассматриваемых фильмах это были патологоанатом, работники в суровых северных условиях и школьный библиотекарь. Так, режиссер фильма «Морфология», Инна Лесина, отметила в одном из интервью: «Там должно быть очень много жизни. И у нас были дебаты на тему того, что в основном наверно все патологоанатомы — они такие и это какой-то собирательный образ. Я не могу сказать, что знала много патологоанатомов, но знала нескольких. Они далеко не все такие жизнелюбивые. Таким образом я пошла в морг искать жизнь, потому что этот человек полон жизни.». Фильм о работе школьного библиотекаря, безусловно, не сводился к одной лишь профессии, автор фильма пытался разобраться, почему человек, мечтающий уехать из глухого места всю жизнь, никак оттуда не уезжает. Это история не просто о работе в школе, это история о попытке сделать мир лучше. В общем-то, режиссеры часто обращают внимание на необычные профессии не просто как на факт работ, а как на процесс или людей, как на проблемы, которые решают эти люди в процессе своей работы, для чего они это делают в принципе. Можно сказать, что выбор профессиональной тематики скорее повод, подход к герою, нежели сама цель съемок документального фильма.

В 2014;2015 году особое место в документалистике занимает тема спасения «через веру». Режиссеры снимают фильмы о людях в местах лишения свободы или уже отбывших длительное наказание, которые пришли к покаянию, к вере в Бога. У каждого такого героя есть свой наставник, который показывает истинный путь. С чем связано возрастание актуальности этой темы пока не известно. Однако, полагаю, что это может стать «вечной» темой. Если не с точки зрения героев-заключенных, так с другого угла подачи.

Таким образом, хотелось бы отметить наличие в документальном кино постоянных тематик, таких как семья, материнство, отцовство, люди без определенного места жительства, детство, любовь, мечта, смерть. Некоторые темы появляются время от времени, например, профессии, гомосексуализм и транссексуалы. Тема политики существует в документальном кино всегда. Однако от вечных тем она отличается тем, что меняет свои фокусы в зависимости от реалий и событий, тогда как социальные темы крутятся вокруг одних и тех же проблем. Особую актуальность в последние 2 года приобрела тема людей, заключенных под стражу или отбывших длительное наказание в местах лишения свободы, которые пришли к православной религии.

Итак, выходят, что тематика документального кино эволюционирует следующим образом:

  • 2010;2015 — семья, детство, любовь, смерть, наркомания и алкоголизм, места, люди без определенного места жительства
  • 2011;2012 — отпечаток истории в жизни человека
  • 2013;2015 — гомосексуальные и транссексуальные связи
  • 2014;2015 — преступление и наказание, спасение верой
  • 2010;2013 — «Россия без Путина», 2014 — революция в Украине, 2015 — внутригосударственные проблемы, кризис власти.

Таким образом, важно отметить, что каждый год имеет свою специфику тематики. Нельзя не обратить внимание на то, что режиссеры в интервью о принципах выбора темы своего фильма часто обращаются не только к тому, что выбранная ими тема давно их интересовала и не только из-за того, что они встречали какие-то необычайные факты и истории, но и исходили из особых потребностей обществе в тот или иной период времени. Особенно это касается политических тем или же тес тесно с ними связанных. Например, невозможно снимать о революции, если она не происходит здесь или сейчас, ровно, как и тема однополых отношений всплывает на фоне определенных принятых политических решений или постфактум. Евгения Монтанья Ибаньес, говоря о своем фильме, подтвердила эту теорию словами: «Я-документалист, а страну трясет, значит, я обязана снять и сделать фильм.» Матвей Трошинкин, режиссер фильма «Можно я просто буду», отмечает следующее касательно связи, выбранной им темы с современными событиями в политике: «У нас в стране, это уже политика, что сегодня люди с такой ориентацией, вы знаете, эта антипропаганда, из них делают врагов и прочее. Но люди, которые этим занимаются, политтехнологи, они прекрасно знают, что такие люди были, есть и будут.» В то же вр…

На эту тему было снято два фильма: «Еще чуток, мрази» Мадиной Мустафиной и «Можно, я просто буду?» Матвея Трошинкина. Первый фильм рассказывает о парне, мечтающем сменить пол, а второй о гомосексуальной паре, проживающей в Москве. Задавая вопрос режиссерам о том, почему эта тема и эти герои, вот чем они со мной поделились. Мадина Мустафина: «Давно хотела снять и понять человека, который меняет пол, или историю про однополую любовь. Интересно было как это вообще. Примеряла на себя что было бы если бы мне нравились девочки, — как бы я жила в своём маленьком городе, как бы скрывала это, как бы родителям сказала и т. д. Интересно как они занимаются любовью. Все было интересно, все подробности и каждая мелочь. Такое сильное любопытство.». Чуть позднее Мадина признается: «Но потом, когда я получила ответы на все эти вопросы, это оказалось не важным. Ничего особенного там нет, все тоже самое.». Матвей Трошинкин, отвечая на мой вопрос, отметил то же самое, что изначально, безусловно, ему важно было понять, как строятся эти отношения, а в результате работы он выяснил, что ничего особенного в этих отношениях нет, что они ровно такие же, как и у любой другой гетеросексуальной пары. Таким образом в героях с нетрадиционной ориентацией режиссеры прежде всего приходили к выводу о том, что эти люди такие же, как и все остальные, они любят все то же самое, занимаются тем же самым и т. д. В то же время, открывая для себя эту сторону героя, они задавались новыми вопросами, которые уже отличались между собой. Мадина Мустафина заинтересовалась, какой Женя из себя человек в принципе, чего он хочет и чего добивается. Матвей Трошинкин же остановился на проблеме беспрепятственного существования этой семейной пары в реалиях современной жизни, о том, с какими трудностями они сталкиваются.

Больные аутизмом дети

На эту тему и про этих героев было снято два фильма: «Дон Жуан» Ежи Сладковски и «Антон тут рядом» Любови Аркус. Оба героя одного возраста. Однако несмотря на единую тему, герои крайне отличаются друг от друга и прежде всего по уровню жизни и семейному положению. Если Любовь Аркус ищет своему герою отца после смерти матери, она в какой-то момент сама становится родным человеком мальчику, показывает необходимость понимания и тепла близких, то Ежи Сладковски демонстрирует неправильное понимание помощи матерью, ее неправильную стратегию и губительность в процессе социализации ребенка. В данном случае наоборот, посторонние люди помогают, тогда как мать откатывает достигнутый прогресс назад. Выходит, что снова повторяется ситуация: при поднятии одной и той же проблемы, герои фокусируются на разных точках. Герои одинаковые, а проблемы разные.

Заключенные

В данном вопросе режиссеры (Ирина Васильева «Брат твой Каин» и Наталья Кононенко «Здравствуй, папа!») фокусируются ровно на одной теме спасения души через религию. Однако выбраны совершенно разные герои. Один герой находится на пожизненном лишении свободы, тогда как второй герой уже освободился и вернулся к нормальной жизни. Один герой в Боге ищет смысл жить в местах заключения, а другой через эту же религию пытается вернуться к той жизни, которая была у него до совершения преступлений. Другими словами, в данном случае, несмотря на поднятие одной тематики и похожих героев, режиссеры выбрали разный подход интерпретации слова «спасение». Однако и в том и в другом случае получилось «сильное кино» об оступившихся и исправившихся через Бога.

Профессия

Особенностью данной тематики является то, что у режиссеры не могут выбрать одни и те же профессии. Каждого режиссера интересуют в этом плане разные люди. Тем не менее, хотелось бы отметить, что все представленные в этой тематике герои среднего возраста. Из них нет пенсионеров или только начинающих специалистов. Так, Елена Давыдова, рассказала в своем фильме «Мужской выбор» о работниках в суровых условиях севера, Инна Лесина в «Морфологии» о патологоанатоме, Марина Разбежкина в «31-м рейсе» о предпринимателях, Ули Гаульке в «Розовом такси» о женщинах таксистках. Все герои обычные, за исключением того, какую профессию они выбрали. Режиссеров интересует, почему именно эта профессия, а не какая либо другая, в чем причина выбора профессии, какие сложности у героев, о чем они мечтают и чем живут в повседневной жизни, кроме своей работы.

Таким образом, режиссеры, выбирая героев своих фильмов зачастую выбирали тех, кого уже знали до съемок не 1 день. Эти герои появлялись самостоятельно, подсказывая тему нового фильма, или же наоборот, режиссера интересовала какая-то определенная тема и они лишь искали подходящего героя. Иветта Лёкер, режиссер фильма «Когда слепит, открой глаза», говоря о поисках героя заметила: «Я хотела найти таких людей, которые стали наркоманами уже в 90-е, потому что тогда это все началось в таком массовом масштабе, скажем так. Я просто пошла в разные организации, „Матери против наркотиков“ и так далее, и я пошла вот в эту организацию.». В тоже время, интересен тот факт, что в 2011 году внезапно и довольно четко появляется кратковременная тенденция к фильмам, где герой и режиссер в одном лице, причем эти режиссеры снимают о себе и о своей жизни, показывая зрителю близких и знакомых ему людей. То есть возрастает роль кинодневников, которое на определенное время впоследствии канут в лету и более эта тема фактически не будет появляться. Как и в при анализе тем документального кино, я обратила внимание на «вечных» героев, к таким, например, можно смело относить детей и подростков, а также мужчин средних лет. Женщины же встречаются намного реже, а если и встречаются, то в основном в роли жен и матерей. Как правило, они являются героями второго плана, тогда как их мужья и дети — главные герои. Интересно также и то, что в большинстве случаев режиссер ставил цель рассказать и показать героя одним образом, но в процессе съемок менял ракурс на своего героя. Например, Мадина Мустафина по этому поводу говорит: «Но потом, когда я получила ответы на все эти вопросы, это оказалось не важным. Ничего особенного там нет, все тоже самое. А стало интересно понять, что за человек Женя, — чего она хочет, за что беспокоится, чего боится, что ценит и т. д.». Другими словами, женщины в документальном кино несколько реже являются лейтмотивными героями, а если и являются таковыми, то занимают позиции «мужские», как например в фильме «Розовое такси», где женщина занимается мужской профессией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой