Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ремесла для обеспечения нужд царского двора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Денежный переулок напоминает о Денежной слободе, в которой жили денежники, чеканившие монеты. Впервые чеканка монет в Москве началась в конце 14 века при Дмитрии Донском. Среди них, кроме собственно денежных мастеров, имелись чеканщики, подметчики, резальщики, тянульщики, отжигальщики. Эти мастера принимались на Денежный двор «из вольных и из торговых людей, кто похочет». Принимаемый в мастера… Читать ещё >

Ремесла для обеспечения нужд царского двора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 17 веке в Москве был целый ряд дворцовых слобод, жители которых обязаны были обеспечивать царский двор.

Существовали следующие слободы: Барашская, Денежная, Дорогомиловская (ямская или «гонная»), Иконная, Казенная, Конюшенная, Котельная, Огородная, Переславская гонная, Печатная, Садовничья, Суконная, Хамовная, Ямская и многие другие.

В Москве существовало учреждение, которое ведало царской едой — Сытный двор. Пространство между нынешними Поварской и Большой Никитской улицами в XVII в. было занято «кормовой» Поварской слободой. Её обитатели дали названия Поварской улице, Хлебному, Скатертному, Ножовому и Столовому переулкам. По данным 1573 г., организацией продовольственного обслуживания царского дворца занималось 477 человек. Даже сейчас, гуляя в тех краях, можно догадаться, кто где жил. В Ножовом переулке — точильщики ножей, в Скатёрном — скатертники, отвечавшие за столовое бельё, в Хлебном — дворцовые пекари. Среди приписанных к Сытному двору работников числились сытники (они подавали царю сосуды с питьем (сытой) и несли свечи перед шествием, если царь отправлялся куда-нибудь вечерней порой), помясы (занимались сбором лекарственных трав), хлебники, подключники (помощники ключников, в ведении которых находились продовольственные запасы) и представители других специальностей. Еще об одной слободе — Блинниках напоминает церковь Николая Чудотворца, «что в Блинниках» (иногда она упоминается «что в Кленниках»), располагавшаяся в начале улицы Маросейки. Слободу населяли блинники — мастера, изготовлявшие блины.

Проживавшие в Кисельных переулках кисельники варили кисели — причём не только из ягод и фруктов, но и из гороха и овса.

Есть в городе Кисловские переулки: Большой, Малый, Средний и Нижний. Их названия — всё, что осталось от Кисловских слобод, где жили кислошники. Они готовили квасы и квашенную капусту, солили впрок грибы и овощи. А овощи выращивали в Огородной слободе.

Между сегодняшними Покровкой и Мясницкой располагалась дворцовая Огородная слобода, обитатели которой поставляли различные овощи. Из них наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из других овощей наиболее распространенными культурами являлись морковь, лук, чеснок, редька, свекла. Из фруктов наиболее популярными были яблоки. Несмотря на суровость московского климата, для нужд двора здешние огородники умудрялись выращивать в парниках даже арбузы и дыни. Память о слободе сохранилась в названии переулка Огородная слобода. Она была одной из самых больших в Москве. В 1638 году в ней значились 174 двора, а к 1679 году их число возросло до 373.

В непосредственной близости от Кремля рос огромный царский сад. Здесь располагались Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселённые княжескими садовниками. О существовании этих слобод напоминают сегодняшние Садовнические набережная, улица и переулок. Вдоль Москвы-реки, от современного Краснохолмского моста до моста Крымского, рос огромный царский сад (на карте — внутри зелёного контура) По соседству с Садовыми слободами располагалась в 17 веке Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Выделка овечьих шкур являлась особым видом производства со своей спецификой и ею занимались овчинники, которые жили на правом берегу Москвы-реки. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 годах в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия Овчинниковской набережной и переулков — Большого и Среднего (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего Руновского.

Находящийся близ Арбатской площади Филипповский переулок прежде именовался Иконным, по находившейся здесь до середины 17 века Иконной слободе, в которой жили царские иконописцы.

Чтобы обеспечить русских государей и их свиту услугами ткачей, на берег Москвы-реки из-под Твери переселили целую деревню ткачей — хамомвников. Так возникла Хамомвнная слобода, давшая название современному району Хамомвники. Хамомвники делали ткани, украшавшие комнаты в царских дворцах. Мастера хамомвники находились на особом положении. Они не могли уходить на жительство из своей слободы куда-либо еще, не имели права отдавать дочерей и сестёр замуж в другие слободы. Поселиться же в Хамовной слободе было практически невозможно. Для этого следовало подать челобитную самому государю.

Ткачи — кадашим жили и в деревне Кадашёво, в районе теперешней Кадашёвской набережной и трёх переулков. Они изготавливали, главным образом, льняные ткани. Здесь жили ткачи, швеи, вышивальщицы.

Долгое время ткачи работали на дому, а если оставалась лишняя материя, могли её продать или оставить себе. Но в 17 веке Кадашёвская слобода стала поселением со строгим режимом жизни: ткачей собрали в мастерской, за их работой постоянно наблюдала представительница царицы, все изделия забирал царский двор, а жители слободы не имели права без особого разрешения уходить за пределы своего поселения.

Есть среди улиц Москвы Колпачный переулок. Как полагают, он был назван по Колпачной слободе, где жили ремесленники, делавшие колпаки — колпачники. Сейчас под этим словом, имеющим татарское происхождение, понимают головной убор. Но в древности первоначально так именовали высокую суживающуюся кверху шапку.

У неё был узкий меховой отворот и одна или две прорехи, к которым прикреплялись пуговицы и запоны (специальные застежки для кольчужной сетки, привешивавшейся к шлемам типов колпак и шишак). Зимой колпаки подбивали мехом, который затем выворачивали наружу широкой полосой. Колпаком также называли воинское наголовье, состоявшее из венца или околышка и навертья или высокой остроконечной тульи. Иногда для защиты щек, затылка и плеч к этому наголовью прикреплялась кольчужная сетка, застегивавшаяся у шеи или на груди запонами. Позднее словом «колпак» стали называть головные уборы простонародья.

В старину русские носили высокие остроконечные шапки — колпаки. Потом стали носить шапки с мягкою, придавленною к голове верхней частью, от чего они казались низкими и плоскими. У людей богатых и знатных, например князей, колпаки были из тонкого сукна и бархата; у государей — из бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. Меха в таких колпаках были самые лучшие и дорогие. Для простонародья же головные уборы делались из войлока и других дешёвых материалов, на зиму — с дешёвой меховой отделкой.

Денежный переулок напоминает о Денежной слободе, в которой жили денежники, чеканившие монеты. Впервые чеканка монет в Москве началась в конце 14 века при Дмитрии Донском. Среди них, кроме собственно денежных мастеров, имелись чеканщики, подметчики, резальщики, тянульщики, отжигальщики. Эти мастера принимались на Денежный двор «из вольных и из торговых людей, кто похочет». Принимаемый в мастера обязан был принести присягу в добросовестной работе и, кроме того, представить поручительство посторонних лиц, которые гарантировали, что мастер не будет красть серебра, примешивать в серебро медь и олово, воровать, подделывать чеканы и делать фальшивые деньги. Но и этого было недостаточно. По свидетельству подьячего Посольского приказа, писателя 17 века Григория Котошихина, когда мастера «для денежного дела ходят на Двор, или из Двора, и их осматривают донага, чтоб они не приносили меди и олова и свинцу, или из Двора чего не снесли». Шесть Монетчиковских переулков расположились на месте Монетчиков — слободы мастеров монетного дела. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Два Казенных переулка (Большой и Малый) сохраняют память о Казенной слободе, располагавшейся с правой стороны улицы Покровки. В древней Руси казной называли запасы всяких вещей, драгоценных камней, денег и т. п. Отсюда выражения: казна домовая, казна постельная, казна золотая, казна серебряная… Но чаще всего это слово употреблялось по отношению к великокняжеской, а затем царской казне. С конца 15 века ею заведовали казначеи, а затем Казенный приказ, впервые упоминающийся в 1578 году. Сама казна помещалась в Кремле, при Благовещенском соборе. Ее обширные и прекрасно устроенные кладовые под собором сохранялись очень длительное время, вплоть до начала XX в. Значительной частью казны являлись меха, различные наряды и другие ценные вещи. Основное население слободы составляли дворцовые служители, хранившие различного рода дворцовое имущество.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой