Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Франко-русские отношения в 1880-1890-х гг.: путь к созданию Антанты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историкам разобраться в характере русско-французского союза мешает научная неразработанность вопроса о военных аспектах сотрудничества Франции и России в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Я делаю попытку более глубоко и комплексно исследовать взаимосвязь франко-русских отношений и внести ясность в вопросы военного сотрудничества Франции и России в различных направлениях их внешней… Читать ещё >

Введение. Франко-русские отношения в 1880-1890-х гг.: путь к созданию Антанты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Международная обстановка в Европе в конце XIX в. способствовала сближению России и Франции, несмотря на то, что еще недавно они были противниками, как в своей внешней политике, так и в военных конфликтах на Ближнем Востоке. Рассматривая годы, предшествовавшие Первой мировой войне, я хочу воссоздать целостность картины международных отношений в Европе в конце XIX начале XX вв. Развитие отношений между Россией и Францией в этот период времени привело к образованию военнополитического блока Антанты. Существование в Европе двух военнополитических блоков: Антанты и Тройственного союза, привело к расколу мира и перспективе Первой мировой войны, следствием которой стал передел мира.

Дипломатическая история союзнических отношений Франции и России сравнительно хорошо изучена, но об их практическом «наполнении» мы знаем по прежнему немного. Исключение составляет, пожалуй, лишь сфера финансовых отношений, связанных с кредитованием французскими банками России при поддержке официального Парижа.

Историкам разобраться в характере русско-французского союза мешает научная неразработанность вопроса о военных аспектах сотрудничества Франции и России в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Я делаю попытку более глубоко и комплексно исследовать взаимосвязь франко-русских отношений и внести ясность в вопросы военного сотрудничества Франции и России в различных направлениях их внешней политики, с момента возникновения союза до начала Первой мировой войны.

Объектом работы являются франко-русские отношения периода 1880-х 1890-х гг.

Предметом работы является процесс создания Антанты как составная часть франко-русских отношений 1880−1890-х гг.

Цель работы: изучить процесс установления союзнических отношений между Россией и Францией на рубеже XIX — XX вв., вплоть до начала Первой мировой войны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть причины франко-русского сближения.

Показать взаимоотношения между Россией и Францией на Ближнем Востоке.

Рассмотреть, как выполнялись союзные обязательства обеими странами на рубеже XIX — XX вв.

Выявить противоречия между Россией и Францией, возникшие в решении вопросов дальневосточной политики.

Исследовать англо-русские отношения в начале XX в.

Показать, как франко-русское сближение отразилось на международной обстановке в Европе в начале XX в.

Анализ источников и историографии Источники

Для написания своей работы я использовала воспоминания С.Ю. Витте1 и В.Н. Ламздорфа2. К этим источникам нужно относиться критично. В воспоминаниях очень много авторского субъективизма. Стремясь оправдать те или иные свои действия, авторы мемуаров обрушиваются на своих политических противников. В мемуарах Витте хорошо показаны взаимоотношения между Николаем II и Вильгельмом II. Витте дает личностные характеристики русских политических деятелей. Несмотря на некоторые недостатки, мемуары закладывают фундамент для исследования проблем международных отношений.

В качестве основных источников я использовала советские публикации в сборниках документов: «Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и Временного правительств. 1878−1917"3 и.

«Материалы по истории франко-русских отношений за 1910;1914"4. Материалы по истории франко-русских отношений за 1910;1914 гг. содержат обширную переписку русского посла в Париже А. П. Извольского за 1911;1914 гг. По опубликованным материалам можно проследить, как в течение ряда лет Франция и Россия готовились к войне с Германией.

Издание «Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и Временного правительств. 1878−1917» построено по хронологическому принципу, и день за днем отражает внешнюю политику русского правительства. В издание включены телеграммы иностранных дипломатических представителей в России. Переписка министерства иностранных дел с русскими представителями за границей содержит интересный материал о внешней политике Франции, Англии, Японии и других государств.

Историография Крупнейший советский исследователь А. З. Манфред в своей работе «Образование русско-французского союза"5 основательно разобрал основные аспекты заключения союза между Францией и Россией в конце XIX в. Автор подробно рассматривает предпосылки франко-русского сближения. Он считает, что франко-русский союз был продиктован глубинными свойствами и потребностями русского и французского народов. По его мнению, союз вырос естественно из вековых связей между Францией и Россией, не меньше, чем из тех потребностей, которые были порождены общеевропейской ситуацией во второй половине XIX в. Главной причиной франко-русского сближения он называет политические интересы. Манфред полагает, что финансовые отношения во время заключения союза играли незначительную роль.

В своем труде «Международные отношения в конце XIX века"6 Ф. А. Ротштейн обращает внимание на нежелание России заострять союз против Германии. Именно это побудило Францию настоять на укреплении союза в 1899 г.

Э.М. Розенталь в своей монографии «Дипломатическая история русскофранцузского союза в начале XX века"7 подробно рассматривает заключение русских заграничных займов в начале XX века. Главный вывод, к которому приходит Розенталь, состоит в том, что Россия, заключая иностранные государственные займы с Францией, становится финансово зависимой от Парижа к 1906 г., и постепенно теряет свою независимость во внешней политике, что стало следствием заключения англо-русского соглашения 1907 г.

Монография «Из истории возникновения первой мировой войны. Отношения России и Франции в 1912;1914 гг."8 В. И. Бовыкина имеет то достоинство, что она написана на основе широкой документальной базы. Автор обращает внимание на зависимость внешней политики России от международного фактора. В работе уделяется особое внимание ближневосточной политике России, ее содержанию и основным направлениям в начале XX в.

Современный исследователь И. С. Рыбачёнок в монографии «Союз с Францией во внешней политики России в конце XIX века"9 рассматривает формирование внешнеполитического курса России в конце XIX в. Также она прослеживает взаимоотношения стран-союзниц в данный отрезок времени. Историк использует новые архивные материалы и углубленно разбирает отдельные аспекты проблем во внешней политике России и Франции в конце XIX в.

Английский историк А.Дж.П. Тэйлор в своем труде «Борьба за господство в Европе, 1848−1918"10 пишет о том, что Первая мировая война была неизбежна.

Он полагает, что история международных отношений представляет собой неизбежное чередование периодов мира и войны. Тэйлор видит главную задачу России не в захвате черноморских проливов, а в укреплении собственной безопасности на Ближнем Востоке. Поэтому полагает, что союз России с Францией себя оправдал.

Французский историк Константин Грюнвальд в своем труде «Франко-русские союзы"11 исследовал историю отношений России и Франции с древнейших времен до начала XX века. Автор считает, что Франция была вынуждена следовать в фарватере восточной политики России, оказывать ей дипломатическую, финансовую поддержку. В целом Грюнвальд оценивает значение союза положительно как для Франции, так и для России.

Научная значимость темы заключается в систематизации и обобщении материала по вопросу франко-русских отношений в 1880—1890-х гг. и выявлении особенностей их становления.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученного материала при изучении истории России. Также данную тему можно преподавать в средней школе при изучении истории Нового времени. Структура работы: введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой