Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивы человека. 
Исследование потребностно-мотивационной и ценностной сфер физической культуры студентов факультета физической культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотивы также подразделяют на внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся социогенные мотивы (индуцируемые социальной средой), культурогенные (индуцированные культурным окружением), деятельностные (индуцированные целями и характером деятельности, в которую вовлечён человек). К внутренним же относятся биогенные мотивы (индуцированные биологической природой человека) и индивидуально-личностные… Читать ещё >

Мотивы человека. Исследование потребностно-мотивационной и ценностной сфер физической культуры студентов факультета физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение понятия «мотив» и его классификации

Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу _ это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов [17].

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. А. Н. Леонтьев, рассматривая механизм возникновения мотивов, указывает на решающую роль преобразующей предметную действительность деятельности человека. Автор понимает под мотивом «то объективное, в чём потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как побуждающее её» [7].

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми:

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой — функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена [18].

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов [6].

Мотивы также подразделяют на внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся социогенные мотивы (индуцируемые социальной средой), культурогенные (индуцированные культурным окружением), деятельностные (индуцированные целями и характером деятельности, в которую вовлечён человек). К внутренним же относятся биогенные мотивы (индуцированные биологической природой человека) и индивидуально-личностные мотивы (мотивы устойчиво входящие в конфигурацию структуры личности человека). Внутренние мотивы в значительной степени автономны от средовых условий жизнедеятельности человека и являются его индивидуально личностными характеристиками. В то время как внешние мотивы более лабильны и тесно связаны с видом деятельности и социокультурным окружением человека [3].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой