Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Список использованных источников и литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Революция которой не было" Алена Полунина: фильм снят в 2008 году и был участников фестиваля «Артдокфест» в 2010 году. Фильм о политической оппозиции в лице Национал-Большевистской Партии (НБП). Главными героями картины являются как простые партийцы, так и лидеры. Но они архетипические, эти русские революционеры из подполья, описанные еще в отечественной литературной классике, — идеалисты… Читать ещё >

Список использованных источников и литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Абрамов Н. И. Дзига Вертов. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. 166 с.
  • 2. Андроников И. Л. Рассказ на экране // Лит. Газ. М. 1959.
  • 3. Бабак М. М. Документ — сценарий — фильм: учеб. пособие.; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Каф. режиссуры докум., науч.-попул. и учеб. фильма.М.: ВГИК, 1989. 68 с.
  • 4. Багиров Э. Очерки теории телевидения М.: Искусство, 1978. 152 с.
  • 5. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966. 320 с.
  • 6. Вильчек В. Самарий Зеликин, документалист // Телевидение и радио. 1977. № 9. С. 36−39.
  • 7. Голдовская М. Е. Женщина с киноаппаратом. М.: Материк, 2002. 251 с.
  • 8. Голдовская М. Е. Человек крупным планом: заметки теледокументалиста. М.: Искусство, 1981. 215 с.
  • 9. Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986. 320 с.
  • 10. Дыховичная О. Настоящее документальное кино — это кино нюанса // Риа Новости: сайт. URL: http://ria.ru/openshow_blog/20 121 003/715818686.html.
  • 11. Зоркая.Н. История советского кино, М., 2005. 544 с.
  • 12. Интервью: Марина Разбежкина // Российская газета: сайт. URL: http://rg.ru/interviews/1569.html.
  • 13. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М.: Искусство, 1958. 232 с.
  • 14. Колосов С. Документальность легенды. М.: Искусство, 1977 г. 184 с.
  • 15. Косаковский В. Обилие реальности девальвирует реальность // Colta.ru: сайт. URL: http://archives.colta.ru/docs/15 437.
  • 16. Косаковский В. А. Стоп, спасибо, прожито // Сеанс: сайт. 2007. № 32. URL: http://seance.ru/n/32/vertigo32/stop-spasibo-prozhito/.
  • 17. Кузнецов Г. В. Цвик В.Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика: учебник. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2002. 304 с.
  • 18. Кузьмина О. Курсовая работа. Этические принципы в процессе создания документального кино (на примере фильмов «Милана» и «Антон тут рядом»). М. 2015. Научный руководитель Колчина Анна Сергеевна.
  • 19. Кулешов Л. Кинематографическое наследие. Статьи. Материалы // В. П. Михайлов. М.: Искусство, 1979. 279 с.
  • 20. Ларин Е. Евгений Соломин. На обочине жанров кино // Евгений Ларин. Персональный сайт: сайт. URL: http://e-larin.narod.ru/weekend/solomin.html
  • 21. Левер И. От хроники к документальной драме // Современный документальный фильм. 1970.
  • 22. Лященко В. Необходимо снимать, происходит что-то необычное: интервью с режиссером Мариной Разбежкиной // Газета.Ру: сайт. URL: http://www.gazeta.ru/culture/2011/08/12/a_3 731 265.shtml.
  • 23. Мессианская роль искусства исчерпана: интервью с Мариной Разбежкиной // NEWSru.co.il: сайт. 2015. URL: http://newsru.co.il/rest/05nov2015/razbezhkina501.html.
  • 24. Муратов С. А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М.: ВК, 2009. 363 с.
  • 25. Муратов С. А. Искусство в мерцающих колбах // Искусство кино. М., 1964. № 12. С. 46−55.
  • 26. Муратов С. А. Пристрастная камера: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 187 с.
  • 27. Открытый фестивать документального кино «Россия»: сайт. URL: http://www.rossia-doc.ru/glavnaya.html.
  • 28. Правда в кино и «киноправда» / под ред. С. В. Дробашенко. М.: Искусство, 1967. 384 с.
  • 29. Прожико Г. С. Экран мировой документалистики. М.: ВГИК, 2011. 285 с.
  • 30. Разбежкина М. А. Всепобеждающая жажда жизни // Октябрь. М. 2008. № 2. С. 147−159.
  • 31. Ромм М. И. Беседы о кино. М.: Искусство, 1963. 168 с.
  • 32. ТОП-50 2013. Любовь Аркус // Собака.ру: сайт. СПб., 2013. URL: http://www.sobaka.ru/oldmagazine/glavnoe/16 935.
  • 33. Франк Г. Карта Птолемея: записки документалиста. М.: Искусство. 1975. 231 с.
  • 34. Цулая Д. Гори, Голливуд, Гори! // КиноПоиск: сайт. М., 2013. URL: http://www.kinopoisk.ru/blogs/hollywood/post/3010/.
  • 35. ArtDocFest. Фестиваль документального кино. Новости. Программа мероприятий. Расписание показов. Сайт. URL: http://www.artdocfest.ru/.
  • 36. Grierson J. The fate of British film. London: The Fortnightly, Jul. 1937.
Приложение № 1

В этом приложении я предлагаю ознакомиться с сюжетами проанализированных фильмов для того, чтобы исследование было понятно для тех, кто представленные фильмы не смотрел.

«Розовое такси» Ули Гаульке: фильм снят в 2009 году в период с 23 февраля по 8 марта. Выбор такого промежутка времени был не случайным для режиссера, а сцена празднования всемирного женского дня лаконично завершает кинокартину. Сами съемки проходили в довольно экстремальных условиях: маленький салон такси, недостаток освещения, языковые барьеры и другие проблемы с коммуникацией. Во время съемок оператор находился рядом с героем, а режиссер с переводчиком ехал за ними в другой машине и следил за происходящим при помощи рации. Весь съемочный процесс длился около месяца, съемочной команде приходилось часто менять шоферов второго авто (среди них были и военные и профессиональные водители), которые не поспевали за розовыми машинками и сдавались на третий день съемок. Несмотря на сложности, у немецкого документалиста получилась довольно лирическая кинокартина, очень искренняя, теплая и актуальная. Критики фильма «Розовое такси» отмечают, что Ули Гальке не вошел в интимную зону своих героинь, не изведал их глубоко и старается показать своих героинь исключительно с положительной стороны. От просмотра фильма остается масса впечатлений. Зритель видит перед собой сильных русских женщин-тружениц, которые не отчаиваются и смотрят на жизнь с улыбкой несмотря на свое одиночество и ежедневные проблемы. Фильм-участник фестиваля «Артдокфест» в 2010 году.

«Адская машина. Сон смертницы» Расим Полоскин: съемки фильма проходили в 2009 году в г. Грозный Чеченской республики. Фильм участвовал в кинофестивалях «Сталкер», «Послание к Человеку» и «Человек и война», где брал награды. Фильм также был представлен на фестивале документального кино «Россия». В основе фильма лежит монолог девушки, присутствующей в фильме только в закадровом голосе и под измененном именем. Она в 17 лет была водителем начиненной взрывчаткой машины, которая по случайности не взорвалась. Вокруг монолога героини строится множество побочных сюжетов: Чеченская война, история войны, вербовка террористов, политическая составляющая военных действий, интервью с участниками боевых действий и т. д. Фильм содержит историческую хронику, а также реконструированные события.

«Революция которой не было» Алена Полунина: фильм снят в 2008 году и был участников фестиваля «Артдокфест» в 2010 году. Фильм о политической оппозиции в лице Национал-Большевистской Партии (НБП). Главными героями картины являются как простые партийцы, так и лидеры. Но они архетипические, эти русские революционеры из подполья, описанные еще в отечественной литературной классике, — идеалисты, зараженные вирусом бунта, социальные экспериментаторы, готовые потрясти мир. Их страсть к потрясениям ведет их на баррикады, их жажда справедливости способна привести их монастырь. Но они или на баррикадах, или в монастыре, но никогда — в покое и устроенности. Фильм Полуниной — хроника года борьбы и сокрушительного поражения на президентских выборах этих вечных русских мятежников. Партия была распущена в 2007 году и с 2010 года она существует под названием «Другая Россия». Кроме политической проблемы, здесь поднимается проблема преданности, предательства, ответственности, страсти и, конечно, проблемы религиозного толка.

«Трамвайный проспект» София Гевейлер: фильм снят в 2010 году и был номинирован на множестве фестивалей, в том числе «Артдокфест» в 2010 году, «Дебют», «Радонеж». Картина начинается с закадрового голоса, который рассказывает о том, что Трамвайный проспект — это улица, где никогда не ездили трамваи. Это улица, где находится приют для несовершеннолетних мам, а которых у самих нет родителей. Это ряд интервью, где героини отвечают на различные вопросы, начиная с того, как все так получилось, заканчивая их местами. Между интервью недолгие кадры досуга, который проводят героини в приюте. Автор указывает, что спустя год все героини будут вынуждены покинуть приют и отправить в дом, который им выделило государство. В конце фильма — эпилог, сообщающий что одна из героинь спустя год снова оказалась беременна. Это короткометражный фильм о взрослении, боли, любви, семье, мечтах и многом другом голосами тех, кто слишком рано стали взрослыми.

«Плотогоны» Кирилл Макаренков: фильм снят в 2010 году и представлен на «Артдокфест» в 2010 году. В центре картины три главных героя, объединённых своей работой. Их работа — лесорубы, которые по приходу весны спускают по реке дерево, но даже в такие минуты, находящие время для увлекательных историй, шуток и русском космосе. Герои очень разные, но кроме работы их еще объединяет сложность судьбы, в которой они несмотря ни на что не разочарованы.

«Милана» Мадина Мустафина: Фильм «Милана» представлялся на многих фестивальных площадках, в том числе на «Артдокфесте», снят в 2010 году. История создания фильма такова, что Мадина Мустафина однажды посмотрела 2 фильма: «Розетта» Дарденнов, и «Куколка» Исаака Фридберга и ей тоже захотелось снять фильм о подростках. Пыталась найти своего героя в детском доме, но не вышло, ведь не объяснить чиновнику, что ты о людях внимать пришел, а не об условиях проживания детей. Идея фильма фактически не оставляла надежд, пока не позвонил брат Мадины и не предложил снять кино о людях без определенного места жительства, которые существуют недалеко от дома Мадины. Режиссер очень боялась сделать из этого остросоциальный фильм, но познакомившись с девочкой Миланой поняла, что получится отличная и трогательная история про конкретного человека.

«Остановите поезд (Все будет зашибись)» Влад Резниченко: документальный фильм снят в 2011 году и тогда представлен на «Артдокфест». Героиня фильма — школьный библиотекарь, которую занесло в старый и полупустой поселок. Она много мечтает, пытается научить детей доброте, сама развивает все свои творческие начала и всегда мечтает покинуть этот Богом забытый край, но каждый, раз покупая билет, рвет его в уверенности, что счастливым можно быть везде, а ее миссия заключается в воспитании нового поколения, наполненного добротой и мудростью, для чего она и старается.

«25 сентября» Аскольд Куров: Фильм снят в 2010 году и был представлен на «Артдокфест» в 2011 году. Филь — история одного дня о 20-ти летнем парне, который спустя 16 лет разлуки со своей семьей отправился на ее поиски. Картина с самого утра до поздней ночи — о том, как сейчас живет отец, как умерла вся семья и сколько они для него значат. В диалогах много слов о прощении, семье, любви и смерти.

«Дневники счастливого человека» Феликс Якубсон: фильм был завершен в 2011 году, тогда как съемки фильма начались задолго раньше. Представлен на фестивале документального кино «Россия». Фактически фильм-хроника 1 человека. Режиссер «просто снимает» свою жизнь и людей, которых он встречает. По зарисовкам заметны отпечатки исторических событий и эпохи, самого же режиссера мы видим редко. Откровения разных людей на совершенно разные темы, а потом скоры переезд в Израиль и жизнь в Израиле. Разговоры о простом в разные времена разными людьми.

«Победа» Александр Куприн: документальный фильм — кинодневник снят в 2011 году и тогда же представлен на фестивале «Артдокфест». По признанию самого Александра, этот фильм, одним из героев которого он сам является, снимался более 10 лет. Эпизоды частично заимствованы из его домашнего архива. Кроме самого режиссера-героя фильм повествует о людях, которых он встречал на своем пути и о тех, кто всегда на этом пути был. У каждого из героев своя беда, у кого-то смерть, у кого-то любовь. Кто приходил и уходил из жизни героев. Эпилог фильма — как закончилась история каждого из героев. Важно отметить, что никто не погиб, хотя и ожидал смерти.

«31-й рейс» Денис Клеблеев: Документальный фильм снят в 2011 году и в 2012 представлена на «Артдокфест». Картина представляет из себя дипломную работу мастерской документального кино Марины Разбежкиной. Камчатка. Приморский поселок, отрезанный от цивилизации сотнями километров полного бездорожья. Света и несколько мужиков на старых гусеничных сооружениях привозят в поселок продукты. Через болота и леса на старых развалюхах, разбирая железки, работая ломом и травя армейские байки живут эти мужики и семейный бизнес. Кроме вот этой экстремальной обыденности фильм рассказывает и про семейную жизнь, человеческую трагедию. То такое любовь, мечта, дети, семья — это все на примере трех мужиков и их жизни.

«Моя перестройка» Робин Хессман: Фильм отражает довольно продолжительный отрезок времени — с 1985 по 2008. Работа по созданию фильма завершилась в 2010 году, а в 2012 картина была представлена на «Артдокфест». Это история пяти простых семей о том, как для них прошли эти годы, как она воспринимали происходящие события. В фильме использована документальная историческая хроника. Фильм снят нейтрально, никто ни в чем не обвиняется, не ставится печатей ни на прошлом, ни на настоящем. Все герои среднестатистические, живо общаются и рассказывают о своих мыслях. Может даже показаться, что режиссер попытался идеализировать своих героев.

«Марш! Марш! Левой!» Евгения Монтанья Ибаньес: фильм снят в 2012 году и тогда же представлен на фестивале «Артдокфест». Главный герой — Сергей Удальцов, политический деятель, симпатии к которому режиссер не скрывает. В фильме Удальцов, как и его сторонники, персонаж с одной стороны загадочный и отчаянный, а с другой, смелый и без башенный, если так, можно сказать. Но Удальцов в фильме появляется и исчезает, а сквозной сюжет — голодовка протеста, объявленная группой его соратников. Это небольшое пестрое собрание странных людей, затворившихся в офисе какой-то правозащитной организации.

«Антон тут рядом» Любовь Аркус: Документальный фильм снимался на протяжении довольно долгого времени, но был представлен на фестивале «Артдокфест» и завершен в 2012 году, после чего взял массу наград и призов. Это картина о мальчике Антоне, аутисте, который в течение съемок остался без матери, научился общаться с людьми и нашел новую семью. По итогам этой картины был открыт центр поддержке детей, больных аутизмом, с одноименным названием «Антон тут рядом». Это кино о болезни, о страхе, любви сострадании и доброте, я бы сказала так.

«Путин, люби нас!» Юлия Бывшева, Роман Кочергин, Мария Перкунова: фильм представлен на фестивале «Артдокфест» в 2012 году. Кирилл Серебренников ставит спектакль по мотивам книги Прилепина «Отморозки». Действия со сцены театра медленно перетекают на улицы Москвы, а потом снова возвращаются на сцену театра. Политическая и гражданская позиция, простые желания народа, художественность и реальность переплетаются в жанре искусства документалистики.

«Больныесукалюди — 2» Юрий Речинский: Работа над фильмом завершилась в 2013 году, тогда же была представлена на фестивале «Артдокфест». Это вторая часть истории о бездомных детях, которые живут по своим собственным правилам жизни. Это часть рассказывает о уже повзрослевших ребятах, переживших наркозависимость и уже вступивших на путь осознанной жизни. Один герой ищет свою мать и сталкивается с тем, что ему никто не хочет помочь, девушка хочет стать матерью, но находится под влиянием уговоров сделать аборт. Как и чем живут эти люди?

«Еще чуток, мрази» Мадина Мустафина: Фильм снят и представлен на фестивале в 2013 году. Кино о молодой девушке, не обремененной сложными процессами, она живет, встречается с парнями, ходит на вечеринки и в клубы, пользуется косметикой, делает пластическую операцию. Но это необычная операция — Женя наконец хочет быть полноценной девочкой, ведь от природы она мальчик. Простая казалось бы на первый взгляд история в итоге оказывается захватывающей драмой и иллюстрацией стремления достичь своей мечты.

«Лиза, домой!» Оксана Бурая: Документальный фильм представленный на фестивале «Артдокфест» и снятый в 2013 году. Фильм о маленькой девочке Лизе, живущей в неблагополучной семье, где родители употребляют алкоголь и живут своей жизнью. Лиза постоянно убегает из дома. Родители задавая вопрос: «Почему?» не могут услышать ответа от Лизы, которая не может объяснить своим взрослым родителям, почему ей так плохо дома.

«Прощёный день» Дана Баринова: Документальный фильм представленный на фестивале «Артдокфест». История о слепых от рождения людях, которые научились жить самостоятельно, не теряют веры, выживают и остаются глубокими и добрыми в душе. Кино еще и о окружающих людях, помогающих им, не придавая значения их слепоте. Кино о том, как можно видеть без глаз.

«Морфология» Инна Лесина: Документальный фильм был представлен на фестивале «Артдокфест» в 2013 году. История о человеке с необычной профессией патологоанатома. Как и чем живет патологоанатом? Казалось бы, такая страшная профессия, а человек, как и все остальные любит слушать музыку, картины, читать книги и всю жизнь пытается понять, как и от чего умирают люди. Это кино о профессии, о деятельности и простой жизни живого человека среди мертвых.

«Мужской выбор» Елена Демидова: Документальный фильм снятый и представленный на фестивале «Артдокфест» в 2014 году. Рассказ о нескольких мужчинах разных возрастов и поколений, работающих на Ямальском полуострове. Картина рассказывает о том, как меняет людей север, какие возникают трудности из-за долгого расставания с семьей и стоят ли эти трудности того, чтобы работать в суровых условиях ради обеспечения своих близких.

«Евромайдан. Черновой монтаж» Владимир Тихий, Андрей Литвиненко, Роман Бондарчук, Екатерина Горностай, Юлия Гонтарук, Роман Любый, Андрей Кисилев, Александр Течинский, Алексей Солодунов, Дмитрий Стоиков: Документальный фильм о Евромайдане, представленный на «Артдокфест». Летопись новейшей истории Украины, картина об эйфорическом состоянии революции, желании свободы в смятении и беспорядках. Фильм представляет собой хронику, альманах событий.

«Человек живет для лучшего» Ханна Полак: фильм снят и представлен на «Артдокфест» в 2014 году про девушку, живущую на крупнейшей в Европе свалке — Московской свалке. История о мечтах, любви и стремлении жить лучше в суровых условиях действительности.

«ДНР. Удивительная история о самодельной стране» Энтони Баттс: Документальный фильм снятый и показанный на фестивале «Артдокфест» в 2014 году. Кино о другой стороне революции, о том, как регион стал государством. Как построилось это государство? Кем? И что изменилось, когда процесс завершился? Обо всем этом рассказывает документальная картина о Донецкой народной республике.

«Папа, здравствуй…» Наталья Кононенко: Фильм снят и представлен на фестивале «Артдокфест» в 2014 году. Кинокартина о пути, пройденном героем от колонии для несовершеннолетних до долгих лет в тюрьме. Зачем человек идет на это? Пытается ответит герой и режиссер фильма. Долгое расставание и встреча с отцом, прощение, сожаление о упущенном и любовь.

«Можно я просто буду?» Матвей Трошинкин: Фильм представлен на «Артдокфесте» в 2015 году. Это кино о почти супружеской паре: он водителя автобуса, а он актер-пародист. Это история о том, с какими сложностями сталкивается гомосексуальная пара, как строятся их отношения. Картина показывает, что такие отношения ничем не отличаются от отношений гетеросексуальных пар, я бы даже сказала показывает, что эти отношения более искренние и прочные. Вопросы искусства и любви поднимаются в фильме на первый план.

«Когда слепит, открой глаза» Иветта Лёкер: Картина, представленная на фестивале «Артдокфест». Это история о супружеской паре, принимающих наркотики уже многие годы. Сейчас они пытаются излечиться и теперь принимаю методон. Как они и чем живут? Какие у них бывают радости? Любовь, мечта, борьба с зависимостью и рассуждения о будущем — это то. О чем говорят и думают герои картины.

«Брат мой Каин» Ирина Васильева: Это же не первый фильм на эту тематику Ирины Васильевой. «Брат мой каин» был представлен на фестивале «Артдокфест» в 2015 году. Это история о заключенном, осужденном пожизненно, которому впоследствии заменили этот срок на 25 лет лишения свободы. Вторым героем является священник, поддерживающий осужденного на протяжении всего этого времени. Грешник и священник оказываются самыми близкими людьми, как заключенный пришел к вере в Бога и как он видит свое будущее.

«Дон Жуан» Ежи Сладковски: Фильм был показан на «Артдокфесте» без участия самого режиссера. Кино о мальчике, больном аутизмом, как он мечтает стать обычным человеком, борется со страхами и любит в театральной школе. В то же время — это картина о том, как семья вредит во благо, мешая мальчику стать полноценным взрослым человеком, потому что в него не верит.

«Чайка» Фонд борьбы с коррупцией А. Навального: Документальный фильм получил специальный приз фестиваля «Артокфест» в 2015 году. Это фильм-расследование о генеральном прокуроре России — Юрии Чайки, о его материальных благах, бизнесе и близких людей прокурора. Фильм делает попытку раскрыть коррупционные связи и был широко анонсирован в обществе.

Приложение № 2.

В рамках исследования было необходимо пообщаться с рядом режиссеров-документалистов. Им задавались следующие вопросы:

  • 1. Как Вы выбирали героев своего фильма?
  • 2. Что именно Вас в них заинтересовало?
  • 3. Есть ли связь между Вашим жизненным опытом и темой фильма?
  • 4. Какую главную задачу Вы ставили перед собой во время съемок фильма?
  • 5. Поддерживаете ли Вы связь своим героем? Отслеживаете ли его судьбу?

Ниже представлен сборник ответов режиссеров.

София Гевейлер

Все героини фильма «Трамвайный проспект» — воспитанницы приюта «Маленькая мама». На момент съёмок картины кризисный центр «Маленькая мама» в Санкт-Петербурге был уникальным для России приютом, где могли жить малолетние матери, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Этот кризисный центр располагал на то время всего лишь 8 местами, стояла очередь. Воспитанницы детских домов получают жилье только после 18, при этом жить с ребенком, если забеременела, в детском доме нельзя. Остается 3 варианта — сделать аборт, отказаться в родильном доме от новорожденного или отдать его до наступления совершеннолетия в дом малютки. Но забрать ребенка можно только в течение года, после того, как матери исполнится 18 лет, при этом она должна иметь соответствующую жилплощадь и заработок. Что не просто для 18-летней выпускницы детского дома… Из 8 проживающих в приюте «Маленькая мама» девушек я выбрала три героини, чьи судьбы и мировоззрение показались мне наиболее яркими.

2. Что именно Вас в них заинтересовало?

Мне хотелось понять, как человек, который вырос в условиях детского дома и никогда не знал родительской любви, пытается воспитать собственного ребенка, старается построить семью.

3. Есть ли связь между Вашим жизненным опытом и темой фильма?

Я, слава Богу, никогда не была в ситуациях, которые пережили героини фильма, но на момент съёмок фильма мне было 18 лет, я чувствовала близость с героинями в плане возраста. И меня всегда интересовали истории людей, стоящих перед жизненно важным выбором и принимающих наперекор всему созидательное решение…

4. Какую главную задачу Вы ставили перед собой во время съемок фильма?

Во время съёмок мне было важно максимально раскрыть девочек, докопаться до сути их историй, передать через фильм их боль.

5. Поддерживаете ли Вы связь своим героем? Отслеживаете ли его судьбу?

Связь поддерживаю со всеми тремя героинями. Каждая из них живёт, конечно, не просто, но они не унывают. У Даши родился ещё сын, она работает кассиром, тянет двоих детей одна. Ира встретила хорошего человека, родила ещё мальчика и девочку от него, она сейчас домохозяйка. Люся работает уборщицей, её близнецы здорово учатся в школе. Я надеюсь, что когда-нибудь вернусь к девчонкам, сниму новую серию о том, что они смогли преодолеть кучу препятствий, искушений, сохранили детей и пытаются вырастить их в любви, не повторяя ошибок своих родителей.

Мадина Мустафина

  • 2. В 1-м есть ответ на этот вопрос
  • 3. Нет
  • 4. Не ставила задач и никогда их не ставлю. Просто иду и снимаю, — наблюдаю за героем, не зная, что будет происходить через 5 минут. Задача — снять гениальное кино)))
  • 5. Не общаемся. Мы расстались на плохой ноте. Героиня не хотела, чтобы был фильм. Даже угрожала. Сейчас фильм уже есть в сети в свободном доступе, не знаю, смотрела ли она его. Интересно было бы узнать её реакцию.

Продолжение 1-го пункта: Но потом, когда я получила ответы на все эти вопросы, это оказалось не важным. Ничего особенного там нет, все тоже самое. А стало интересно понять, что за человек Женя, — чего она хочет, за что беспокоится, чего боится, что ценит и т. д.

Она с большим энтузиазмом согласилась и рвалась показать все на камеру. Но потом резко изменила решение, я не знаю почему. Мы расстались плохо и не общаемся с тех пор. Но есть версия, — она отказалась сразу практически сразу после операции на грудь. М/б она начала чувствовать себя полноценной девушкой, и не хотела, чтобы кто-то знал её прошлое. Но как на самом деле не известно.

Евгения Монтанья Ибаньес

1) Красной линией — создать из хроники событий кино, не упустить их и не уйти в манифест. Я-документалист, а страну трясет, значит, я обязана снять и сделать фильм. Я знала, где Сергей должен появиться, на каком митинге и гнала туда с операторами. Около часа всегда тратили просто на его поиски в толпе. Нашелся, ура! Старалась не пропустить событие, а они накатывали волнами. То его в ментовку забирают, то он объявляет голодовку, а то его срочно увозят в больницу с истощением. Да, наверное, задача не потерять героя, не упустить, найти и снять — была очень актуальна для меня. Я жаждала его понять, что им движет, раскрыть. Все эти полгода я старалась его «визуализировать» в своем воображаемом фильме, простроить его драматургию. Но дистанция была большой, медленно сокращалась, герою не нужны съемки, у него есть дела поважнее, мы с камерами мешаем его «секретной» деятельности. Наверное, я хотела гореть тем, чем так горел он, и искала ответы, что же это? Позже, появилась новая вводная — голодовка в редакции, организованная Сергеем. Здесь мой внутренний документалист наелся до отвалу. Эти женщины, эти голодающие люди, я могла круглосуточно их снимать. Тут и появилась новая цель — а что же движет ими, и как далеко они готовы зайти? Я прониклась к ним, для меня они были отражением, побочной стороной героя — эти изнеможённые люди. Если я не могу приблизиться к герою, я могу приблизиться к его детищу, я могу показать его через них. Такие были мысли. Тогда и пришла идея про «Катехизис революционера». Сергея заинтересовала возможность поработать с Башировым в театре. И у фильма появился «второй план». Уже много позже на стадии монтажа основным желанием было не скатиться в пропаганду, показать события не с какой-то конкретной политической позиции, а «между», со стороны человеческой. Думаю, у меня это получилось, потому что мое кино не любят «левые», плюются и не любят «либералы». 2) Я познакомилась с ним на съемках предвыборной компании Зюганова. Он читал на камеру «Пока свободою горим…», и меня торкнуло. Заинтересовало так, что я захотела его снимать. Такой анттрактивный, волевой, лысый. Я немного узнала о нем прям на площадке, что он устраивал голодовки, зачем и когда. Что за идею он может жертвовать собой. Я подумала: надо его снимать, это что-то интересное. Тогда еще не было всех этих массовых митингов, белоленточников и т. д., но прошло несколько месяцев и все закрутилось.

Иветта Лёкер

В: Как вы вышли на своих героев? Ведь вы из Австрии, герой из Питера, почему русские?

О: В 90-е годы довольно часто были в Санкт-Петербурге, и там, как уже сказали правильно, действительно проблемы наркозависимых, там, и ВИЧ-инфицированных. И сын одной подруги, потом уже сказали, наркоман, и как-то вот тут вот с тех пор меня сопровождает эта тема. И мне интересно было, как они живут сейчас, вот, как они справляются, и почему в России эти люди должны спрятаться, почему там матери молчат об этом, почему это такая табуированная тема. Все это меня интересовало, и я потом просто стала делать исследования. Я хотела найти таких людей, которые стали наркоманами уже в 90-е, потому что тогда это все началось в таком массовом масштабе, скажем так. Я просто пошла в разные организации, «Матери против наркотиков» и так далее, и я пошла вот в эту организацию. У них там есть какой-то автобус, где можно обмениваться шприцами. Там можно получить информацию, можно делать тестирование на ВИЧ и так далее. И мне сказали, что там как бы социальные работники меня встречают, и я не думала, что это больно дешево, конечно. И я сперва не думала, что это обычный социальный работник, в процессе потом обнаружила, что он употребляющий наркоман. Таким образом, я познакомилась с этим миром.

Матвей Трошинкин

В: В отличие от второго фильма нет четкого месседжа. Что именно вы хотите сказать этим фильмом? Я вот вижу перед собой героев, кто в итоге герой-то? Это положительный, отрицательный герой? Что вы хотели сказать?

О: Намного важнее, что видят, а не что хотят сказать, но я скажу, с какими мыслями я это делал. Если вообще обобщить и выйти на социальный… Хотя я стартовал с этого, меня заинтересовал момент, когда конечно начали забывать все эти истории и прочее, я, конечно, под этим градусом взглянул. Но потом уже пошли съемки, пошло знакомство, я понял, что история индивидуальна, никакие другие люди на их месте не могли оказаться. Это принципиально. Это не вообще история о гей-паре, это конкретная история про них. Это отдельный разговор. Одна сторона вопроса. А другая, что мысли таковы, что у нас в стране, это уже политика, что сегодня люди с такой ориентацией, вы знаете, эта антипропаганда, из них делают врагов и прочее. Но люди, которые этим занимаются, политтехнологи, они прекрасно знают, что такие люди были, есть и будут. И сегодня, такая маленькая справочка для тех, кто не очень в курсе, с точки зрения медицины, что в 92 году, гомосексуализм вычеркнут из МКБ, международной классификации болезней, это не болезнь сегодня. Вот в России ещё продолжают очень многие думать, что это так. И насчет политики. Врагов создают, неважно это, из этих людей, из Украины, из Турции, из чего угодно, посредством того, что создают в первую очередь маски. Маски — это не люди. И мы все, извиняюсь, не мы, а так, очень обобщённо, начинаем ненавидеть что-то мертвое, масочное. Так вот, моя задача, одна из задач, показать людей, они перед вами здесь голенькие, и это такой каминг-аут сейчас был, перед всеми вами, что я должен встать на колени перед смелостью этих ребят. Что они это разрешили снять и разрешили показать это. Это в нашей стране граждански сознательный поступок. Вот про что: снять маски. И это буквально происходит, вот, пожалуйста, одно, потом он в буквальном смысле раздевается перед вами, и вот в социальном каком-то смысле, я показываю вам людей, чтобы вы, те, кто посмотрели фильм, перестали видеть маски. А увидели отношения, что они собственно, точно такие же, как у вас.

Иван Головнев

В: У меня два вопроса одновременно. Первый вопрос: перед показом фильма вы сказали, что это, собственно, и есть Россия. И что вы имели в виду, в самом этом фильме, как вы эту идею реализовали. И второй вопрос: сколько процентов постановочного кадра, сколько процентов реального кадра?

О: Имел в виду, что это Россия, только в том смысле, что это одна из территорий, которая является российской территорией, больше никакой метафоры я не собирался вкладывать. Что это есть страна, равно Россия. Что касается постановочного… Ну, вы знаете, мы ничего здесь не шили, никого специально не придумывали, это всё абсолютно настоящие люди. Да, мы какие-то моменты иногда подсматривали, выбирали и просили повторить, может быть, какие-то вещи мотивировали.

  • -И не надо этого бояться. Просто сказать, да, мы снимали кино, как считали правильным, для того, чтобы оно было интересным, и чтоб вам оно нравилось. И тогда всё хорошо, увереннее.
  • -Действительно, дело в том, что это не постановочная картина, не было такой цели, делать постановочное кино. Наоборот, вы знаете, это другая реальность, другая система координат, она настолько отличается от нашей, что она сразу вызывает недоверие, что мы там что-то придумываем, но вот нашей удивление, мы старались его донести, оно почти состоит в этом, что это и есть их реальность. Для нас она кажется, как будто странной.
  • -А мне кажется, она какая-то сказочная у тебя получилась, эта страна. Честно говоря, мне картина очень нравится, но я не верю в то, что в реальности такая может быть бесконфликтная, абсолютно идиллическая жизнь. С другой стороны, ты имеешь право на такую форму рассказа, на такую форму подачи, и на такую вообще авторскую позицию, и это замечательно, потому что никто не говорит о необходимости только выискивать в жизни конфликтные и депрессивные стороны. Но твоя картина действительно серьезно отличается своей такой условностью. Это не вполне реальность, а такая как бы почти поэма о людях, которые живут не просто, и мы за кадром чувствуем, что их жизнь не проста, есть какие-то проблемы бытовые, социальные, экономические, национальные. Это народ, который вымирает, как мы понимаем. У тебя всё прекрасно, и отстаивай свою позицию, если ты пошел таким путем. Мне кажется это правильный путь.

В: Вопрос по поводу героев. Можно ли сказать, что первая героиня, бабушка, насколько я помню, и молодой человек, второй. Вы их специально ставили на контраст как конфликтующий, и можете ли вы выделить какого-то одного героя?

О: Одного героя выделить не могу. Это такой паззл, который случайно собрался, и никого ни изъять, ни отметить особо не получится. Что касается последовательности и того, конфликтуют ли они. Ну да, смотрели, безусловно, выстраивали определенную последовательность. Было дело. Но, знаете, я не думал о том, что они должны непременно так между собой конфликтовать, как вы выделили. Парень и женщина. Конечно, речь идет о трелоге и охотнике, но это часть одного рассказа.

  • -Но это поэтическое кино всё же, документальное.
  • -Да. Научно-поэтическое. Мы его так обозвали…
  • -Научно-поэтическое. Кстати, это новый термин, мне он импонирует.

Чингиз Нарынов

В: По первому фильму вопрос. Я не знаю, в чем был ваш замысел, вернее, хотела бы понять, потому что мы видим такую конкретную историю конкретной женщины вот в этом потрясающем антураже, где непонятно, где начинаются горы-горы, а где заканчиваются горы битых лампочек. Наверняка это шире, чем конкретная биография этой женщины. В целом, наверняка было больше материала, а вы потом пришли к ней. Или в самом начале была она?

О: Нет, на самом деле было гораздо больше материала. Мы много снимали.

  • -Разных героев, или только этих героинь?
  • -Мы снимали много разных героев. И практически, возвращаясь к первому вопросу, то, что я писал в досье, и то, что получилось в итоге, абсолютно два разных фильма. И я просто постоянно искал в этом городе ключ к картине, к истории, и пока она складывается. И потом, когда я встретил эту женщину, я сразу понял, что это то, о чем я буду снимать.
  • -То есть это не была заявка про фильм, стеклянные терриконы, цоколя, это была заявка на фильм о городе?
  • -Да. Ну, в центре должен был быть электроламповый завод, но потом он отошел в сторону.

В: Вопрос по поводу второго фильма. Как этот фильм восприняли в других городах, в других странах? Как его люди увидели?

О: Его хорошо люди воспринимают.

  • -Какие упреки? Когда не хорошо принимают, какие претензии?
  • -В Эстонии он был в широком прокате, он шел во всех кинотеатрах страны, будет показан через какое-то время по телевидению. Ну, в Эстонии все документальные фильмы, которые снимаются, показываются по центральным телевизионным каналам. Он разделился как бы, но скорее по эстетическому восприятию самый простой комментарий был «не распространённость», что он ни о чем. То есть люди выходили, и им казалось, что фильм ни о чем, что он просто… Я понимаю, что там продолжительность фильма, темп фильма… Люди, кто не привык, могут заснуть на таком фильме. Но в целом фильм воспринимается хорошо, я просто боялся сюда приехать, потому что такое ощущение, что я показываю каких-то русских, которые на самом деле в Эстонии, показываю их в России, для вас это может быть, в каждом людом магазине вы можете найти гораздо интереснее персонажей и видите каждый день. Виталий, например, не увидел в Эстонии таких персонажей. То есть здесь вы, может быть, вы наблюдаете регулярно. Я поэтому боялся немного. В Европе его воспринимают совершенно с других углов. Последняя моя поездка была в Брюссель, где одна девушка сказала, что им, женщинам, нужно построить такой же гараж, в Брюсселе, где они могут свои уголки создавать, и жить там собственной жизнью, потому что у них нет такого пространства личного.
  • -Какие претензии в Киргизии по поводу картины?
  • -Честно говоря, особых претензий не было. Ну, это тема достаточно…
  • -Ну, уже вручили государственную премию Киргизии, все рады, счастливы?
  • -Нет, они не видят какого-то негативного дискурса, в том отношении, что…
  • -То есть обвиняют, что очерняешь? Вот у нас завод работает, нет, чтобы показать, как мы выпускаем лампочки, а ты пошел с женщиной куда-то на свалку. И это будет образ Киргизии, прекрасной благополучной страны, лучшей страны мира, быть такой вот…
  • -Думаю, люди, ответственные за такую критику, наверное, скорее не досиживают до конца, и уходят на середине фильма.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой