Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственный строй, военно-ленная система, войско; роль духовенства в политической и общественной жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствовалась и государственно-политическая система османского государства. Со времени Баязида I в широких масштабах получило использование не только в войсках, но и на государственной службе лиц рабского статусакапыкулу («государевых рабов»). Поскольку прежние источники пополнения не обеспечивали потребностей расширявшегося административного аппарата, начался систематический набор детей… Читать ещё >

Государственный строй, военно-ленная система, войско; роль духовенства в политической и общественной жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внутреннее управление Османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией являлась организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижников бея выступали его родственники — сыновья, братья, которых он назначал правителями захваченных городов и крепостей.

По мере расширения Османского бейлика усложнялась система его управления. При Орхане появились первые везиры, вместо прежних уделов начало вводиться административно-территориальное деление завоёванных земель, стала чеканиться собственная монета — акче. Менялась и военная организация. Были созданы отдельные отряды пехоты яя (пияде) и конницы (мюселлем). Во время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалованье в размере 1 акче ежедневно (серебряная монета весом в 1,15 г.). В мирной обстановке воины обрабатывали земли, выделенные им для личного пользования центральной властью и освобождённые от налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. Военные преобразования в Османском бейлике свидетельствовали о далеко идущих планах его правителей. Но осуществление этих планов растянулось на многие десятилетия.

Османский бейлик и другие малоазийские эмираты, при всех своих различиях, были однотипными государственными образованиями. Об этом свидетельствует практически одновременное появление в них практики раздачи условных земельных пожалований — тимаров. В них отразились как аграрные порядки, существовавшие в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока (в частности, — институт икта), так и византийские формы феодального землевладения.

Первые пожалования, как правило, представляли лишь право сбора какой-то доли податей с завоёванных земель. Получатели тимаров — сипахи — держали их при условии обязательного выполнения определённой, чаще всего военной службы. Постепенно пожалования превратились в ненаследственные земельные держания, различавшиеся прежде всего по величине поступлений с них. Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 до 20 тыс. акче в год. Получавшие их сипахи стали называться тимариотами. Более крупные земельные пожалования — зеаметы — обеспечивали их держателям (займам) доход от 20 до 100 тыс. акче. Самыми значительными условными владениями были хассы с поступлениями свыше 100 тыс. акче. Их получали лица, занимавшие высшие государственные посты, на время своей службы.

Тимарная система должна была обеспечить воспроизводство основной массы сипахи — наиболее многочисленной прослойки складывающегося господствующего класса. Авторы XV — XVI вв. относили их к категории «мужей меча», поскольку сипахи были обязаны не только нести военную службу в рядах конного ополчения, но и отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. Само возникновение этой системы стало возможным в результате расширения османских владений за счёт завоеваний. В свою очередь, увеличение численности владельцев тимаров означало значительное повышение военного потенциала Османского государства. Кроме того, широкая раздача завоёванных земель в качестве условных пожалований свидетельствовала также и о расширении социальной базы султанской власти.

Сипахи не занимались хозяйственной эксплуатацией земельных угодий и заботились не об улучшении техники земледелия или увеличении урожайности, а лишь о своевременном получении ренты. Всю землю обрабатывали зависимые крестьяне — райяты, которые за пользование ею отдавали определённую часть урожая феодалам.

Сипахи имел право на взимание поземельного налога в соответствии с величиной обрабатываемого надела и десятины (ушра), собиравшейся с различных продуктов сельского хозяйства. Крестьяне платили также владельцам земли мельничный сбор, налог со скота, брачный налог, сбор за составление документа о наследственном пользовании землей и всевозможные штрафы. Кроме того, они должны были выполнять различные повинности — участвовали в феодальном ополчении, сооружали и ремонтировали крепости, дороги, мосты и т. п. Положение немусульман — греков, армян, болгар, сербов и других — было ещё более тяжёлым, поскольку с них взимали дополнительную подушную подать (джизью), которая формально представляла собой плату за освобождение от военной службы.

Феодальная рента выступала в денежной, продуктовой и отработочной формах. Преобладание издольной системы определило господство продуктовой ренты. Барщина не имела значительного распространения (всего семь дней в году, при этом существовала возможность откупа).

Преобладание издольщины и продуктовой ренты оказало существенное влияние и на формы внеэкономического принуждения крестьянина. Законы устанавливали личную зависимость сельских жителей от сипахи, но в целом османский райят пользовался относительной личной свободой. Это обстоятельство тесно связано с правами, которыми райяты располагали в отношении своих земельных участков. Крестьянин мог потерять свой участок лишь в том случае, если он его не обрабатывает. Земли крестьян переходили по наследству от отца к сыну. Крестьян, оставивших свои участки, не возвращали на них принудительно.

В немалой степени усилению османского могущества способствовало создание первых частей постоянного войска, состоявшего на казённом содержании. Они получили название янычары. Первый такой отряд пехоты (йеничери) был сформирован ещё при Орхане и насчитывал всего тысячу человек. Специфика янычарского корпуса определялась тем, что формировали его за счёт лиц рабского статуса — военнопленных, купленных невольников. Вырванные из своей культурно-религиозной среды, лишенные родственных связей, отданные в обучение представителям мусульманской религиозной организации (дервишскому ордену бекташей) и обязанные соблюдать устав бекташей, в том числе обет безбрачия, янычары превратились в замкнутую военную корпорацию — султанскую гвардию. В постоянном войске османская верхушка видела важнейший инструмент укрепления сильной центральной власти и единства государства. При его помощи султаны могли ограничивать своеволие сипахи и держать в повиновении население завоёванных стран.

В бейликах складывались схожие формы государственного устройства. В основе своей они имели исламскую модель. Её дальнейшему развитию в немалой степени способствовал приток учёных-богословов (улемов) из разных стран исламского мира. Привлечение их к административному управлению существенно укрепляло тенденцию к усилению централизованной власти. Кроме того, благодаря усилиям улемов суннитский толк ислама приобрел господствующее влияние.

Во всех княжествах активно шли процессы исламизации и языковой ассимиляции местного греческого и армянского населения. Одновременно наблюдался рост этнического самосознания самих турок, отразившийся в создании многочисленных литературных и научных произведений на старотурецком (анатолийском тюркском) языке. Он же стал употребляться и в делопроизводстве вместо ранее использовавшегося персидского языка. Историки связывают с этими переменами зарождение турецкой культуры, важнейшего компонента в процессе этногенеза турок.

Политическая ситуация сложилась таким образом, что именно османским правителям удалось утвердить свою ведущую роль среди малоазийских беев. Этому в большой степени способствовала их завоевательная политика в Юго-Восточной Европе. Свои первые захваты турки-османы совершили в 1352 — 1357 гг., выступая в качестве союзников различных претендентов на византийский престол. Используя сложную политическую обстановку на Балканах, они сумели в течение последующих 30 лет овладеть значительной частью полуострова. В результате успешных завоеваний турки решили перенести свою столицу из Малой Азии на Балканы — в Адрианополь (Эдирне). Оставив Константинополь в тылу, турецкие войска двинулись на север против Сербии. Решительная битва произошла 15 июня 1389 г. на Косовом поле. В ней собранное сербским деспотом Лазарем Хребеляновичем ополчение из сербов и босняков потерпело поражение.

Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно убитый Милошем Обиличем. Эта неудача решила судьбу сербского государства, потерявшего свою независимость. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи.

В 1393 г. турки-османы овладели столицей Болгарии — г. Тырново, а в 1396 г. в кровопролитном сражении под стенами г. Никополя (Северная Болгария) разгромили объединённые силы венгров, валахов, болгар и европейских рыцарей-крестоносцев, насчитывавшие около 60 тыс. человек.

Османская экспансия на Балканах вызвала экономический упадок балканских стран и привела к приостановке естественно-исторического развития балканских народов.

Влияние же военных экспедиций на самих завоевателей было совершенно иным. Очень быстро они перешли от грабительских набегов к захвату земель с целью систематической эксплуатации покорённых народов. В короткий срок небольшой пограничный бейлик превратился в обширное государство. Изменялась и его внутренняя организация. Прежние вольница кочевников-газиев и удельная форма правления захваченными областями уступали место сильной центральной власти. Эта тенденция, обозначившаяся ещё при Орхане, стала особенно заметной при его преемниках — Мураде I (1362−1389) и Баязиде I Йылдырыме («Молниеносном») (1389 — 1402 гг.). Стремясь подчеркнуть могущество правящей династии, Мурад незадолго до смерти принял титул султана.

Османская экспансия на Балканах привела к включению в состав государства народов, которые резко отличались от самих завоевателей как по уровню социально-экономического и культурного развития, так и по этноконфессиональной принадлежности. Отсутствие прочных экономических и социальных связей между подданными султана заставляло правящую верхушку уделять особое внимание не только военной силе, но и исламу, как важнейшему фактору духовного единения. Поэтому первостепенное значение придавалось его распространению на вновь завоёванных территориях в Юго-Восточной Европе как за счёт насильственной исламизации населения, так и путём создания многочисленных религиозно-культурных центров на базе вакуфных владений. османское государство духовенство политический Усиление могущества Османского султаната позволило его правителям подчинить своей власти и малоазийские бейлики. Действуя с помощью подкупов, династийных браков и прямых военных захватов, они утвердились на значительной части Анатолии.

Совершенствовалась и государственно-политическая система османского государства. Со времени Баязида I в широких масштабах получило использование не только в войсках, но и на государственной службе лиц рабского статусакапыкулу («государевых рабов»). Поскольку прежние источники пополнения не обеспечивали потребностей расширявшегося административного аппарата, начался систематический набор детей и юношей из подчиненного христианского населения Балкан, прежде всего из славян и албанцев, в порядке своеобразного «налога кровью» — девширме. Рекруты подвергались насильственному отуречиванию и исламизации, для чего их обычно направляли в турецкие, преимущественно сельские, семьи в Малой Азии. Здесь они использовались на различных работах, главным образом в сельском хозяйстве. После нескольких лет пребывания в Анатолии будущих «государевых рабов» возвращали в янычарские казармы, где из них отбирали кандидатов для службы при дворе, в янычарском корпусе или в различных султанских мастерских.

К первой половине XV в. относятся и первые попытки кодификации османского права в виде сводов законодательных положений (канун-наме) по отдельным провинциям государства. В них обобщались положения по административным, финансовым и уголовным делам, устанавливались принципы налогообложения различных групп податного населения, регулировались вопросы поземельных отношений с учётом практики, сложившейся в данных районах к моменту их включения в Османское государство. С точки зрения мусульманского права подобные кодексы представляли новшество, умалявшее роль шариата. Составлявшие их законоположения базировались в основном на нормах обычного права и регламентах, действовавших до османского завоевания, и потому иногда существенно расходились с шариатскими догмами, которыми обычно руководствовались мусульманские судьи — кадии.

Земельные владения господствующего класса в Османском государстве не ограничивались различными видами условных пожалований. Существовали также мюльки (земли, находившиеся в частном владении) и вакуфные земли (находились в ведении мусульманского духовенства). Большая часть мюльков появилась в начальный период завоеваний в Юго-Восточной Европе и во время присоединения анатолийских бейликов. Они принадлежали представителям влиятельных феодальных родов на Балканах и в Малой Азии.

Поскольку на средневековом мусульманском Востоке частная собственность не была защищена от произвола представителей центральной власти, многие собственники пытались использовать институт вакфа, освобожденный от контроля государства, для получения определенных гарантий хозяйственной самостоятельности, а также сохранения целостности накопленного состояния. Выражением этой тенденции в Османском государстве стало появление наряду с так называемыми истинными вакфами большого числа «неистинных», или «семейных». В отличие от первых, созданных исключительно в религиозных или благотворительных целях, последние представляли собой земли и другое имущество, завещанные владельцем в пользу своих потомков без права передачи управления ими другим лицам и при условии отчисления части доходов в пользу того или иного религиозного учреждения. На практике «неистинные» вакфы выступали как своеобразная (скрытая) форма частной собственности.

В отличие от мюльков и вакфов тимары, зеаметы и хассы основывались на государственных землях. Класс османских «мужей меча» — был неоднороден по своему составу. Держатели тех или иных категорий условных пожалований различались не только по величине получаемых доходов, но и по объёму прав и привилегий. Хассы и зеаметы относились к категории «свободных держаний». Их владельцы пользовались судебным и административным иммунитетами и собирали в свою пользу почти все налоги и сборы с крестьян. Тимары же считались «несвободными», их владельцы не располагали подобными правами и получали лишь часть сборов со своей реайи.

Таким образом, с утверждением тимарной системы в османском правящем классе оформились две основные группировки. Основная часть сипахи представляла собой низшую массовую прослойку господствующего класса, располагавшую незначительной частью феодальной ренты и ограниченными правами в отношении приписанных крестьян. Тимариотам противостояла небольшая по численности, но сильная своим влиянием и богатством правящая элита, состоявшая в основном из держателей зеаметов и хассов. Именно им принадлежала и основная масса частных земельных владений.

Укрепив свое положение в государстве, османская правящая верхушка вновь начала завоевательные походы на Балканах и в Анатолии. Баязид I, прозванный за быстроту перемещения своих армий и быстрые военные успехи на Балканах и в Малой Азии «Молниеносным», стремился к превращению османского государства в империю. Он задумал завоевание Константинополя и приступил к строительству большого флота для осады этой первоклассной крепости. Однако в 1402 г. в Малую Азию вторглись войска Тимура (Тамерлана).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой