Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… отСчСствСнных психологов, сфСры Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, общСния, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ личности тСсно связаны ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° ΠΈ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ дСтской Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈ ΡΠ»ΠΈΡ‚ности. Но Ρ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ изучСния мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ понятия, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ мСТличностныС Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹. Π­Ρ‚ΠΎ понятия «ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ΅ взаимодСйствиС», «ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Π΄Π΅Ρ‚ской Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅»

Роль Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ свСрстников Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ, личностном Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°-дошкольника освСщСна Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских, психологичСских, пСдагогичСских Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ…. ИмСнно Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ свСрстников Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивно Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ мСТличностного восприятия ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ, Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ формирования Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… личностных качСств, ΠΊΠ°ΠΊ сочувствиС, стрСмлСниС ΠΊ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ качСства, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ. Π’ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ свСрстников Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ учится Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ повСдСния, «ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡΡΡŒ Π½Π° Ρ‚рСбования Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ», Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½ΡΡΡΡŒ Π² Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ, Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… систСмой мСТличностного взаимодСйствия Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅. ΠžΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ обСспСчиваСт Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ самовыраТСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚вСрТдСния, способствуСт увСрСнности, активности, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ.

НапримСр, Π’. А. Π Π΅ΠΏΠΈΠ½Π° (ΠΊΠ°Π½Π΄ΠΈΠ΄Π°Ρ‚ пСдагогичСских Π½Π°ΡƒΠΊ дошкольного воспитания) выдСляСт ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ваТнСйшиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ дошкольной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹:

  • 1) функция ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ социализации (Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ взаимодСйствия со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅, ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ общСния, взаимодСйствия Π½Π° Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹Ρ…, ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ коопСрирования);
  • 2) функция интСнсификации процСсса ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ социализации ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, которая ярко проявляСтся ΡƒΠΆΠ΅ с ΠΏΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста;
  • 3) информационная функция ΠΈ Ρ„ункция формирования цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ (особСнности ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π΄Π΅Ρ‚ском саду Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π΅Π³ΠΎ цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния, хотя, ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ ΠΆΠ΅, влияниС Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… взрослых Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎ);
  • 4) оцСночная функция, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰Π°Ρ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ самооцСнки ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Ρ притязаний Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ нравствСнного самосознания ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π»Π° Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… отСчСствСнных психологов ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ². МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ основныС направлСния, связанныС с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ дСтских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС:

  • 1. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских исслСдований, Π³Π΄Π΅ основным ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ исслСдований Π±Ρ‹Π»ΠΈ структура ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ измСнСния дСтского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (Π―.Π›. Коломинский, Π’.А. Π Π΅ΠΏΠΈΠ½Π°); влияниС практичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ дСтских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (А.Π’. ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ).
  • 2. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ЛСнинградской психологичСской школой, Π³Π΄Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ исслСдований Π±Ρ‹Π»ΠΈ восприятиС, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй (А.А. Π‘ΠΎΠ΄Π°Π»Π΅Π²).
  • 3. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ гСнСзиса общСния М. И. Лисиной, Π³Π΄Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ внутрСнняя психологичСская основа общСния ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ.
  • 4. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ частных Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… пСдагогичСских ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских исслСдований (Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅, друТСскиС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ‚. Π΄.).

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, исслСдованиС Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ Π² ΠΎΡ‚СчСствСнной психологии ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΠ²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ. Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ остановимся Π½Π° Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ понятий, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… основныС мСТличностныС Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… отСчСствСнных психологов, сфСры Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, общСния, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ личности тСсно связаны ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° ΠΈ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ дСтской Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈ ΡΠ»ΠΈΡ‚ности. Но Ρ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ изучСния мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ понятия, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ мСТличностныС Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹. Π­Ρ‚ΠΎ понятия «ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ΅ взаимодСйствиС», «ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅», «ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ».

ВзаимодСйствиС — это элСмСнт любой совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии ΠΏΠΎΠ΄ мСТличностным взаимодСйствиСм ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ связи ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ людьми Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…. Π”Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ понятиС ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ для характСристики систСмы Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… мСТличностных ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² людСй Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π΄Π»Ρ описания Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚Ρ‹Ρ… Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ людСй Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ — это спСцифичСский Π²ΠΈΠ΄ взаимодСйствия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… срСдств, состоящий Π² ΠΎΠ±ΠΌΠ΅Π½Π΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°.

Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… исслСдований понятия «ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅» ΠΈ «ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ», ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΎΠ΄ΡΡ‚ся. Π’ ΠΎΡ‚СчСствСнной психолого-пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ эти Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Ρ‹ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся синонимами. Π’Π°ΠΊ, Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ М. И. Лисиной ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ особая коммуникативная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, направлСнная Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π’. А. Π Π΅ΠΏΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ понимаСтся коммуникативная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, процСсс спСцифичСского контактирования Π»ΠΈΡ†ΠΎΠΌ ΠΊ Π»ΠΈΡ†Ρƒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π° установлСниС личностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠœΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ΅ ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ», — это многообразная ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ устойчивая систСма ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, осознанных ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‡Π»Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Π­Ρ‚ΠΈ связи ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ориСнтациями. Они находятся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ся Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ, совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, поступках ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°Ρ… Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. Π’ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… случаях, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½Π΅ Π½ΠΎΡΡΡ‚ дСйствСнного Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сфСрой Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ скрытых ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ мСТличностныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ «ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся», Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ своСй части Π² ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠ°Ρ… людСй, сама Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вования Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡˆΠΈΡ€Π΅. Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π’. А. Π Π΅ΠΏΠΈΠ½Π°, мСТличностныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ айсбСргу, Ρƒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ лишь надводная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ прСдстаСт Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… аспСктах личности, Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°Ρ, подводная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ, большая, Ρ‡Π΅ΠΌ надводная, остаСтся скрытой.

МногиС психологи ΠΏΡ‹Ρ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ основныС ΠΈΡ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹.

Π―.Π›. Коломинский Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎ Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ‚ΠΈΠΏΠ°Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ — Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ…, основанных Π½Π° Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅ симпатии ΠΈΠ»ΠΈ нСприязни.

Π£ Π’. Н. ΠœΡΡΠΈΡ‰Π΅Π²Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ личностныС ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ (ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΡΠ·Π½ΡŒ, Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, чувства симпатии, любви, нСнависти) ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокого, осознанного уровня: ΠΈΠ΄Π΅ΠΉΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅.

А.А. Π‘ΠΎΠ΄Π°Π»Π΅Π² большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ.

А.Π’. ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ выдСляСт особыС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ — Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Π”Π“Π­Π˜ (дСйствСнной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ).

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π’. А. Π Π΅ΠΏΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ Ρ‚Ρ€ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π° мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅: собствСнно Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π·Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΠΈ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Она Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сущСствуСт Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌΠΈ, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΈ ΡΡ„Π΅Ρ€ΠΎΠΉ ΠΈΡ… Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅Π³ΠΎ проявлСния, Π² ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π°Ρ… общСния с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ людьми, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ. Но, Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС ΠΈΠ·-Π·Π° нСпосрСдствСнности Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ…, сблиТСны ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², проявляСтся взаимосвязь ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ ярко выраТаСтся ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ всСх Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ