Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Версия «Повести временных лет»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из всего этого можно сделать вывод: нельзя относиться к тексту «Повести», как к абсолютно достоверному источнику, Летописи полны неточностей, несоответствий, умышленных искажений фактов и их сокрытия (информация могла искажаться в угоду заказчикам (PR существовал всегда, даже не нося красивого заграничного названия). Нельзя не учитывать также и то, что описываемые события отстояли от времени… Читать ещё >

Версия «Повести временных лет» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В наше время трудно восстановить подлинные исторические факты, имевшие место много веков назад, и повлиявшие на государственное устройство Руси. Историки до сих пор спорят о том, как появилась первая династия русских князей, родоначальником которой считается Рюрик.

Еще 237 лет назад, в 1767 г., впервые на русском языке вышла работа академика Готлиба Байера «О варягах"1 с которой и начинается то, что у нас называют норманнской теорией происхождения Российского государства, — то, с чем идет длительная и упорная борьба, порой облекающаяся в форму научной полемики, но неизменно приобретающая идеологический оттенок.

Существует популярная версия, основанная на тексте «Повести временных лет», первом письменном документе русской истории, что «Чудь и словене, … и кривичи"2 сами обратились к варяжскому племени Руси и пригласили оттуда князей.

Дискуссии же об этом разгорелись в 1749 г., когда другой академик, Герард Миллер, должен был выступить в Петербурге на торжественном заседании с речью «О происхождении народа и имени российского"3.

Ранние русские князья были действительно явно скандинавскими именами, слегка переделанными в народе на славянский язык. В греческих хрониках есть торговые документы от 912 и 945, подписанные из России явно скандинавскими именами. Никто из князей не отрицал их происхождение от Рюрика. Однако противоречия и несоответствие хроники заставили даже крупных историков отстаивать неубедительные гипотезы. Действительно, получается, что славяне сначала отдавали дань варягам, а потом выгоняли варягов, но сразу после этого они просили их «владеть нами» 4. Несуразица очевидна. И потому, что В. О. Ключевский предположил, что их называют «другими варягами». Что «другое»? Г, В. Вернадский, а вслед за ним Л. Х. Гумилев в «нашем» Рюрике увидел Рюрика (Рорика, Реэрика) Ютланда. Если это так, то все встает на свои места: они обратились не к незнакомому незнакомцу, а к известному человеку. Не стыдитесь генеалогии от этого. Но в этой гипотезе еще больше противоречий, чем в анналах. Во-первых, от Новгорода до Ютландии, почти две тысячи километров. Трудно представить, что скандинавские саги никогда не упоминали столь далекое путешествие своего соотечественника.

Варяги чаще называли славян, чем викингов, то есть морских разбойников норманнов и финнов, легитимные скандинавские правители редко бывали в России. Викинги были изгоями, вынуждены покинуть свои родные поселения в Вике (буквально).

Был ли Рюрик просто лидером бродячего отряда разных викингов? Но в этом случае Рюри мог захватить один, может быть, два города, врасплох и военное превосходство, в других местах он встретил бы массовое сопротивление, так как набеги викингов всегда жестоко отличались от побежденных. И Рюрик взял города, по-видимому, почти не встречая сопротивления, как если бы имел право, признанное горожанами. Скорее всего, Рюрик и его команда служили наемниками Новгорода. В этом случае Рюрик больше не мог быть связан с племенем Руса, и его ополчение могло быть воинами из разных племен (в том числе славянами, по некоторым данным). Что было на самом деле в это далекое время? Были разногласия и разногласия. Это известно наверняка из разных хроник. Об этих событиях рассказывает «Повесть временных лет», но она была создана лишь через несколько столетий после событий, традиционно датируемых 862 годом. На протяжении более трех веков Русь управлялась князьями из династии Варяжского Рюрика. Они, Рюрикович, крестили Русь и ввели ее в христианскую цивилизацию. Они, Рюрикиевы, занимали трон везде и всюду. Более трехсот лет многие поколения изменились в стране. Что и кто мог вспомнить первых князей войны, монахов и смердов в 12 веке? Конечно, князья вдохновлялись тем, что их власть была от Бога, что они были призваны, и они законно заняли свой трон. И понятно, что Нестор (предполагаемый автор «Повести временных лет») так думал и писал. Хорошо, если мы предположим, что он знал правду, мог ли он написать, сидя под рукой и с мечом киевского принца, что семья Рюриковичей — от бандитов, которые насильно захватили власть? Маловероятно. Таким образом, факт, что иностранцы появляются на российском троне, не вызывает сомнений, но кем же были эти таинственные варяги?

Таким образом, исключая наиболее спорные варианты, можно придти к единственному выводу — Рюрик был датчанином. Имя это часто встречается в западных источниках: во франкских летописях (Рорики), у датского историка Саксона Грамматика, и в скандинавских сагах. Один из самых известных Рюриков (Рориков) — ютландский — скорее всего и есть Рюрик новгородский.

Повесть временных лет" также указывает на то, что на княжение был приглашён варяжский князь: «В л? то 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в соб? волод? ти. И не б? в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобиц? в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: „Поищемъ сами в соб? князя, иже бы волод? лъ нами и рядилъ по ряду, по праву.“ Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, ин? и и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словен?, кривичи и вся: „Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней н? тъ. Да поидете княжить и волод? ть нами“. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по соб? всю русь, и придоша къ слов? номъ п? рв?е. И срубиша город Ладогу. И с? де стар? йший в Ладоз? Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Б? л? озер?, а трет? й Труворъ въ Изборьсц?. И от т? хъ варягъ прозвася Руская земля. По дъвою же л? ту умре Синеусъ и братъ его Труворъ. И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом, и прозваша им Новъгород, и с? д? ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити: овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Б? лоозеро. И по т? мь городомъ суть находниц? варязи; п? рвии населници в Нов? город? словен?, и в Полотьск? кривичи, Ростов? меряне, Б? л?озер? весь, [3, c. 86] Муром? мурома. И т? ми вс? ми обладаше Рюрикъ.» — «В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: „Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону“. Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.» «Согласно «Повести временных лет», этническую основу русского государства составляли славяне, финно-угорские племена, западные славяне (от Карпат на западе до Волги, на севере — Балтика, на юге — Чёрное море): поляне, древляне, вятичи, радимичи и другие племена индоевропейского происхождения, а также скифы в Северном Причерноморье. В 862 г. Для прекращения междоусобийц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. Откуда призвали варягов, в летописи не уточняется. Примерное местожительство — побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»). Кроме того, варяги ставятся в один ряд со скандинавскими народами — шведами, норманнами, англами и готами. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»: «И сказали себе {словене}: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

В подтверждение норманнской теории можно привести некоторые «следы», оставшиеся в русской культуре. Так, русскими стали норманнские имена — Аскольд, Рюрик, Дир, Олег, Ольга, Игорь. Существует версия, что русское слово «один» — начало счёта — происходит от имени верховного скандинавского бога Одина.

Данной точки зрения придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.

Но полностью полагаться на «Повесть временных лет» не стоит, так как многие историки отмечают тот факт, что в русские летописи делались вставки, и они неоднократно переделывались.

Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 — 997 годов. Позднее, в 1037 — 1039 годах, переписанный, он вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по приказу князя Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет». 1, c.72].

Из всего этого можно сделать вывод: нельзя относиться к тексту «Повести», как к абсолютно достоверному источнику, Летописи полны неточностей, несоответствий, умышленных искажений фактов и их сокрытия (информация могла искажаться в угоду заказчикам (PR существовал всегда, даже не нося красивого заграничного названия). Нельзя не учитывать также и то, что описываемые события отстояли от времени летописца почти на 200 лет, следовательно, знакомы ему (в лучшем случае) по устным легендам.

Довольно серьезным выглядит аргумент историка: «Нестор, писавший свой труд в 1100 — 1113гг., — сторонник великого князя Святополка Второго, который был другом немецких и датских феодалов, противником греческой митрополии и ее защитника Владимира Мономаха… понимал историю как » политику обращенную в прошлое" и защищал интересы своего монастыря и своего князя, ради чего грешил против истины" .

Ряд исследователей считают, что легенда о призвании варягов была вставлена в летопись при Владимире Мономахе в политических целях. Князя Мономаха самого призвали в Киев для правления и наведения порядка (урегулирования народного волнения). Также А. А. Шахматовым было доказано, что «Повесть временных лет» была окончательно отредактирована князем Мстиславом Великим, не позднее 1118−1119 гг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой