Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рефлексия и методологическое сознание в исследовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время бессмыленны претензии на создание некоей «единой теории деятельности». Возможны попытки создания разных вариантов деятельностной теории, в том числе и для объяснения социально-гуманитарного познания. В основе одного из них может лежать представление об социально-гуманитарном познании как конструктивной творческой деятельности по воспроизводству социальной реальности в научном… Читать ещё >

Рефлексия и методологическое сознание в исследовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимым условием и обязательным компонентом научного познания и исследовательской деятельности является рефлексия. В настоящее время понятие рефлексии употребляется, с одной стороны, как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, с другойкак принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок «благодаря чему становится возможным присвоение познанного». Рациональный смысл рефлексии в научном познании связывается с осознанием скрытых, неявных предпосылок научного знания. В социально-гуманитарном исследовании рефлексия приобретает особое значение в рамках деятельностного подхода, различные варианты которого в отечественной философской традиции разрабатывались такими учеными, как В. А. Лекторский, М. К. Мамардашвили, В. С. Швырев и др.

Деятельностный подход сегодня, по мнению В. А. Лекторского, нуждается в переосмыслении. Современная деятельностная теория, по-видимому, должна включать ряд моментов: момент трансформации внешнего предмета (ситуации) и момент коммуникации. Эта теория деятельности неотделима от соответствующих речевых актов, которые вплетены в реальные практические действия и сами тоже рассматриваются как действия.

В настоящее время бессмыленны претензии на создание некоей «единой теории деятельности». Возможны попытки создания разных вариантов деятельностной теории, в том числе и для объяснения социально-гуманитарного познания. В основе одного из них может лежать представление об социально-гуманитарном познании как конструктивной творческой деятельности по воспроизводству социальной реальности в научном сознании, обусловленной социокультурным и эпистемологическим контекстами методологической позиции субъекта познания, а также научно — исследовательскими средствами. В таком понимании рефлексия связана с преодолением представлений, отождествляющих содержание социально-гуманитарного знания с социальной реальностью. Обобщая различные подходы к пониманию рефлексии можно утверждать, что в социально-гуманитарном познании она, с одной стороны, направлена на осмысление ученым своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), с другой — на осмысление исследовательских действий самого ученого, представляя собой рефлексию над рефлексией (внешняя рефлексия).

Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок ученого в конкретном научном исследовании, а внутренняя — с выявлением условий постановки научной проблемы и ее осознанием, определением цели и задач исследования, выбор методологических его оснований поиска методов решения конкретных исследовательских задач.

Внутренняя рефлексия осуществляет две функции: проектную и контрольную. Проектная функция — это формирование конструктивных установок научного исследования. Контрольная функция — осмысление собственных научно — исследовательских действий.

Внешняя рефлексия в социально-гуманитарном познании — это работа с фактически осуществляемым познанием и существующим знанием. Она выступает условием и средством анализа познавательной деятельности в социально-гуманитарных науках. Такое представление о внешней рефлексии оказывается сопряжённым с образом деятельности по изучению социально-гуманитарного познания с позиций определённого идеала научно-исследовательской деятельности, принятого в научном сообществе.

Отсюда следует, что если внутренняя рефлексия является индикатором научности социально-гуманитарного исследования, то внешняя рефлексия выступает показателем уровня развития социально-гуманитарных наук. Иными словами, развитие социально-гуманитарных наук может и не предполагать внешнюю рефлексию. Потребность в ней особенно возрастает в период кризисного состояния социально-гуманитарных наук или в ситуации обострённой конкуренции между используемыми в ней парадигмами.

Значение рефлексии в социально-гуманитарных науках обусловлено тем, что познавательная деятельность в них складывается на основе культурно-исторических и уже проверенных научных традиций, требований, навыков, приёмов и методов научного исследования.

Вместе с тем она сопряжена с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения реальности, с разработкой более совершенных средств научного социально-гуманитарного познания, формированием новых идей даже тогда, когда решение вопроса уже найдено. Поэтому рефлексия в социально-гуманитарном исследовании представляет собой деятельность методологического характера, а познавательная деятельность в социально-гуманитарных науках претерпевает постоянные изменения.

Когнитивная эффективность внешней и внутренней рефлексии в социально-гуманитарных науках зависит от уровня развития в ней методологического сознания, которое составляет сфера интеллектуальной деятельности и ее результаты, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства научных знаний и его оптимальной организации. Методологическое сознание — идеальная конструкция реальных исследовательских действий ученого и сформированная на ее основе система представлений о когнитивной стратегии социально-гуманитарного познания, способах ее реализации и рациональных требованиях к конечному научному результату. Методологическое сознание в социально — гуманитарных науках содержит множество рационально связанных между собой разнородных компонентов обеспечивающих его когнитивную эффективность в частных познавательных ситуациях.

Можно выделить 2 генетических уровня методологического сознания:

  • 1. Опытный уровень составляет совокупность содержательных элементов, которые были выработаны, в основном, средствами научной интуиции в процессе «живой» практики научных социально-гуманитарных исследований и осмысления их результатов, которые закрепляются в формах методологического опыта ученого. Их концептуальная связанность базируется на операциональных понятиях.
  • 2. Теоретический, в составе которого результаты специальной профессиональной деятельности, представленной методологическими исследованиями в социально-гуманитарных науках.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой