Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ВыявлСниС Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-нравствСнной ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ личности школьника Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Духовная ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° отоТдСствляСтся с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ ΠΈ Π²ΡΠ΅ΠΉ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: достиТСниями Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π°, прСдставлСниями ΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, цСнностными ориСнтациями, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ. На ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСском ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ духовная ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ систСма ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ², Π½ΠΎΡ€ΠΌ, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВыявлСниС Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-нравствСнной ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ личности школьника Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ВсСсторонний Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· тСорСтичСских источников ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» Π½Π°ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΉΡ‚ΠΈ ΠΊ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ рассматриваСтся Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития личности, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ чСловСчСскоС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ мотивируСтся Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌΠΈ общСчСловСчСскими цСнностями, Π° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности направляСтся Π½Π° ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… потрСбностСй; Π° Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ваТнСйший рСсурс, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои дСйствия ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии со ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ систСмой цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ людьми ΠΈ Ρ ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ собой Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΠΈ ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚вСнности [3].

Духовная ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° отоТдСствляСтся с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ ΠΈ Π²ΡΠ΅ΠΉ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: достиТСниями Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π°, прСдставлСниями ΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, цСнностными ориСнтациями, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ [6]. На ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСском ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ духовная ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ систСма ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ², Π½ΠΎΡ€ΠΌ, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅.

Под Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ личности слСдуСт ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ систСму личностно Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… свойств ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π², связанных с ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ личности Π½Π° Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ цСнности чСловСчСства, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ мировоззрСнчСскофилософскиС ΠΈΠ»ΠΈ смыслоТизнСнныС цСнности (Тизнь, ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒ, Π²Π΅Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ врСмя, ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ΅, настоящСС, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅, ΡΡƒΠ΄ΡŒΠ±Π°, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·ΠΌ, творчСство, свобода ΠΈ Π΄Ρ€.), нравствСнныС цСнности (Π΄ΠΎΠ±Ρ€, Π·Π»ΠΎ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, милосСрдиС, ΡΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, достоинство, Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄ΠΎΠ»Π³, ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΠ·ΠΌ, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ»ΡŽΠ±ΠΈΠ΅, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΡΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Π°, любовь ΠΈ Π΄Ρ€.), эстСтичСскиС цСнности (гармония, красота, прСкрасноС, Π²ΠΎΠ·Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅, трагичСскоС, комичСскоС).

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ исслСдовании ΠΌΡ‹ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅ΠΌ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ школьника ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ΅ качСство личности, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ худоТСствСнного общСния с Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ цСнностями, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства, ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π° Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ цСнности ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ саморазвитии ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ взаимодСйствии.

Π’ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… нашСго исслСдования Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π° ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½ΠΎ-ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ НОШ № 65 Π³. Π“омСля Π² 4 классС. Π‘ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ выявлСния Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ Π½Π° Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ «ΠœΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ° Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΡΡ‚Π΅Π»Π°. БиблСйскиС ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Ρ‹».

Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ выстроСн Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π΅ пространствСнно-Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² искусств. Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ сопоставлСния ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡ…ΠΈ, рассматриваСтся ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΎΡ‚ ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡ Π΄ΠΎ Π½Π°ΡˆΠΈΡ… Π΄Π½Π΅ΠΉ, анализируСтся ΠΈ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой.

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ источники: Библия, Π‘Π” Π΄ΠΈΡΠΊ «Π‘вятыС Π»ΠΈΠΊΠΈ», Π‘Π” Π΄ΠΈΡΠΊ «Π›ΡƒΠ²Ρ€» (интСрактивная энциклопСдия Π½Π° Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΎΠΌ языкС), Π‘Π” Π΄ΠΈΡΠΊ «Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ°Ρ худоТСствСнная энциклопСдия», Π‘Π” Π΄ΠΈΡΠΊ «ΠœΡƒΠ·Π΅ΠΈ Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΡ‹», Π‘Π” Π΄ΠΈΡΠΊ «Π—Π΅ΠΌΠ»Π΅ русская» (пСснопСния ВсСнощного бдСния ΠΈ Π‘оТСствСнной Π»ΠΈΡ‚ΡƒΡ€Π³ΠΈΠΈ), Π‘Π” Π΄ΠΈΡΠΊ «ΠžΡ€Π³Π°Π½Π½Π°Ρ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ° И.Π‘. Π‘Π°Ρ…Π°», Π‘Π” Π΄ΠΈΡΠΊ «Π­Π½Ρ†ΠΈΠΊΠ»ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡ классичСской ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ», Π°ΡƒΠ΄ΠΈΠΎΠ·Π°ΠΏΠΈΡΡŒ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π›ΡƒΠΈ Армстронга.

На ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС экспСримСнта ΠΌΡ‹ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΠ»ΠΈ исходный ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников. Диагностика ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…. На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ характСристики Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ личности ΠΌΡ‹ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ сформированности исслСдуСмого качСства, согласно Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ (Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 1).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 1 ΠšΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ уровня развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников

ΠšΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ личности школьника школьника.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ уровня развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьника.

ΠšΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ.

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностях чСловСчСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹; Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… цСнности Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹; Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ² дСйствий ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΡ… людСй (ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², исполнитСлСй), ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π°ΠΌ мировоззрСнчСских, нравствСнных ΠΈ ΡΡΡ‚СтичСских цСнностСй.

ЦСнностный.

Бформированная систСма Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностСй, Ρ‚ΠΎΠ»Π΅Ρ€Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ цСнности Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ; ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Сдинство с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π° Π½Π΅Π³ΠΎ.

ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ.

Π‘Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ активности ΠΈ Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚СрСсованности школьника Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ искусством Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ², ΠΆΠ°Π½Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ; ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ использовании ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; стрСмлСниС Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ; ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства.

Π£ΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ обусловили Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников: высокий, срСдний, ΠΈ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ.

Высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ характСризуСтся:

  • -Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ искусства, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… цСнности Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΈ ΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΡˆΠΈΡ€Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌ с ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°ΠΌΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ классичСского, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ искусства;
  • -Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ установки Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ;
  • ? Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ прСдставлСний ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°Ρ… худоТСствСнной Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства;
  • ? ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½ΠΎΠ΅ состояниС Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ чувства, ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ воспринимаСмым, посрСдством ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ, ΠΏΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ (Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ТСсты);
  • ? ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ согласно худоТСствСнно-эстСтичСским критСриям, Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ качСства ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • ? Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; устойчивым стрСмлСниСм ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ искусством.

Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ характСризуСтся:

  • ? Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ искусства, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… цСнности Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π² ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌ с ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°ΠΌΠΈ классичСского, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ соврСмСнного искусства;
  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ установки Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ,
  • -Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… прСдставлСний ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°Ρ… худоТСствСнной Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства;
  • -Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ проявлСниСм способности Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½ΠΎΠ΅ состояниС Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ чувства, ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ воспринимаСмым, посрСдством ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ, ΠΏΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ (Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ТСсты);
  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ способности Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ «Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ΅» ΠΈ «ΠΏΠΎΠ²Π΅Ρ€Ρ…ностноС», «ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅» ΠΈ «Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅», «Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΡ…удоТСствСнноС» ΠΈ «Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅» Π² ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅; Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ проявлСниями способности ΠΊ Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅;
  • ? нСустойчивым стрСмлСниСм ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ искусством, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Низкий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ характСризуСтся:

отсутствиСм Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… цСнности Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹;

  • -отсутствиСм ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ установки Π½Π° Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ,
  • — ΠΎΡ‚сутствиСм прСдставлСний ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°Ρ… худоТСствСнной Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства;
  • -Π½Π΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π° Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ проявлСния Π΄ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ чувства, ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ воспринимаСмым, посрСдством ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ, ΠΏΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΈ (Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ТСсты);
  • — Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ худоТСствСнныС достоинства ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ произвСдСния, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ° оцСниваСтся школьником прСимущСствСнно ΠΏΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Сриям популярности, ΡˆΠ»ΡΠ³Π΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, разрСкламированности;
  • — ΠΎΡ‚сутствиС стрСмлСния ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ искусством (Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΆΠ°Π½Ρ€ΠΎΠ², Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ); ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ знания ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ нСвострСбованными Π² ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ исходного уровня исслСдуСмого качСства Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΠ»ΠΎ Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ школьникам Π΄Π²ΡƒΡ… Π°Π½ΠΊΠ΅Ρ‚ ΠΈ Ρ‚Сста.

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ количСствСнной ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ этапС экспСримСнта Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ Π² Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π΅ 2.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 2 Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ этапС экспСримСнта.

ΠšΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹.

Π£Ρ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ.

высокий.

срСдний.

Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ.

Π­Π“.

ΠšΠ“.

Π­Π“.

ΠšΠ“.

Π­Π“.

ΠšΠ“.

ΠšΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ.

17%.

18%.

48%.

47%.

35%.

35%.

ЦСнностный.

29%.

32%.

37%.

35%.

34%.

33%.

ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ.

31%.

30%.

33%.

35%.

36%.

35%.

Основной Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ этапа ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½ΠΎ-ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ явилась ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ° эффСктивности примСнСния худоТСствСнного общСния ΠΊΠ°ΠΊ пСдагогичСского срСдства Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников.

На Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС Π½Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ ΡƒΡ€ΠΎΠΊ «ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ° Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΡΡ‚Π΅Π»Π°. БиблСйскиС ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Ρ‹».

Π”ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-творчСскиС ситуации Π±Ρ‹Π»ΠΈ связаны с ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π΄Π²ΡƒΡ… основных Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² худоТСствСнного общСния: Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ (Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ со Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ «Π―», с ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅ΠΌ произвСдСния; с ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, Π΅Π³ΠΎ смысловым содСрТаниСм) ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅Π³ΠΎ (Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ ΠΎ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, одноклассниками) Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠ². Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-творчСских ситуаций стали Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ставили школьника ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ поступки ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π² произвСдСния ΠΈ Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅ΠΌΡƒ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ; ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ дСйствий ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΎΠ² Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π²; Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ нравствСнно ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π»ΡŒ этих поступков.

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ процСсса ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ худоТСствСнного общСния ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π»ΠΈ ситуации, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников. На Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС ΠΊΡƒΠ»ΡŒΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΡ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ Π½Π° Π²Π²ΠΎΠ΄Π½ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ (завязка, Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°, постановка ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹), основной Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΎ знакомство учащихся с Π±ΠΈΠ±Π»Π΅ΠΉΡΠΊΠΈΠΌΠΈ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠΉ, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ цСнности Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ худоТСствСнно-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства (срСдства ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ) ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ взаимодСйствия учащихся с ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (худоТСствСнного общСния).

На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ использовались Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, ΠΊΠ°ΠΊ рассказ, инсцСнированиС (ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ³Ρ€Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ситуации, ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π² ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅), «Π²Ρ…оТдСния» Π² ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΡƒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ сравнСния.

ΠŸΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ стало ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ школьниками способности ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ, «Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ» чувства, эмоции ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π² ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ.

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ этап экспСримСнта (ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ) Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΠ» Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ диагностичСский срСз Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ выявлСния Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ измСрСния ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ… ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ, цСнностный Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ возросли (Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 3 Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС экспСримСнта.

β„–.

ΠšΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹.

Π£Ρ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ.

высокий.

срСдний.

Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ.

Π­Π“.

ΠšΠ“.

Π­Π“.

ΠšΠ“.

Π­Π“.

ΠšΠ“.

1.

ΠšΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ.

36%.

28%.

40%.

40%.

24%.

32%.

2.

ЦСнностный.

37%.

28%.

37%.

44%.

26%.

28%.

3.

ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ.

35%.

28%.

40%.

36%.

25%.

36%.

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄

Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² экспСримСнта ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ худоТСствСнноС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ эффСктивным пСдагогичСским срСдством развития Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ школьников.

Из Π²ΡΠ΅Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… дисциплин СдинствСнно ΠΏΠΎ-настоящСму Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-нравствСнноС Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ являСтся ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌ, Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°Π³ΠΎΡ€Π°ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ чувства. Если Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΌΡ‹ Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π΅Π»ΠΎ, ΠΌΠΎΠ·Π³ ΠΈ Π΄ΡƒΡˆΡƒ, ΠΌΡ‹ Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΠΌ своСго Π΄ΠΎΠ»Π³Π° ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ ΡƒΡ‡ΠΈΠΌ.

Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΌΡ‹ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ приобщСния учащихся ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΡΠ»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ воспитания, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ нравствСнныС качСства школьников.

Наша Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π° нашла своё ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅: ΠΌΡ‹ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ духовная ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ° ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ΅ влияниС, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ нравствСнныС качСства Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся. Они становятся спокойнСС, сдСрТаннСС, Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠΈΠΌΠ΅Π΅.

ВоспитаниС отвСтствСнности, Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Ρ… чувств ΠΈ Π»ΡŽΠ±Π²ΠΈ ΠΊ Π ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π΅, людям, ΠΌΠΈΡ€Ρƒ — основа Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ становлСния личности ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π²Π½Π΅ Π΅Π³ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ