Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взгляды Герберта Спенсера на образование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По Г. Спенсеру, жизнь есть непрерывное приспособление к ней и индивидов, и слоев общества, когда человеческая психика выступает в качестве инструмента приспособления организма к среде обитания. Основу этой концепции составляет принцип целесообразности и утилитаризма, по которому человечеству и человеку нужно лишь то, что ему полезно. Нравственность, по Г. Спенсеру, тоже связана с пользой… Читать ещё >

Взгляды Герберта Спенсера на образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XIX столетии на фоне бурного развития науки и техники, беспрецедентного до толе развития промышленного производства, политических изменений, трансформации социальной структуры общества, как никогда раннее остро встал вопрос о необходимости введения такого типа образования, которое бы ориентировалось не столько на классические образцы, сколько учитывало современные достижения и потребности общества. Как никто другой идеалы реального и утилитарного образования отстаивал Г. Спенсер.

Философские и научные взгляды Спенсера определили его подходы к постановке и решению вопросов образования. Для Спенсера весь мир, природа, общество и каждый человек являют собой органическую эволюционирующую целостность. Развитие идет от простого состояния ко все более сложному, индивидуализированному. Каждый новый шаг эволюции ведет к усложнению системы, элементы которой, дифференцируясь и объединяясь с другими, образуют все более тонкое приспособление людей к их естественной и культурной среде. Отдельный человек сталкивается с задачей приспособления к «среде обитания» в целях достижения счастья. Приспособление человека осуществляется за счет его индивидуального психического и физического развития: укрепления здоровья, усвоения знаний, формирования привычек, развития способностей и т. п. Решение этих задач не возможно без образования.

Понимая, что жизнь человека коротка и время, отведенное на приобретение знаний, ограничено, Спенсер пытается установить критерии ценности знания. Он предлагает классифицировать виды деятельности людей, определяющие в своей совокупности круг человеческой жизни, по степени убывания их значимости: Корнетов Г. Б. Герберт Спенсер: образование для жизни. // Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие. Москва: АСОУ, 2007. (Серия «Историко-педагогическое знание». Выпуск 9.С. 69−70. деятельность, прямо направленная к самосохранению; деятельность, доставляющая все необходимое в жизни и косвенным образом направленная на личное самосохранение; деятельность, имеющая целью воспитание и обучение потомства; деятельность, направленная к поддержанию надлежащих социальных и политических отношений; деятельность, наполняющая жизненный досуг и направленная на удовлетворение вкусов и чувств.

Идеальное образование, по мнению Спенсера, должно готовить человека ко всем пяти выделенным им видов деятельности. Отступая от идеала, следует хотя бы сохранять определенную пропорциональность между степенями подготовки к каждому из этих видов.

Для обеспечения личного самосохранения Спенсер предлагает изучать анатомию и физиологию. Для добывания средств к жизни следует овладеть чтением, письмом и счетом, а также освоить те предметы, которые способствуют осуществлению производственной и торговой деятельности (логика, арифметика, геометрия, механика, физика, химия, астрономия, геология, биология, обществоведение). Для сохранения рода посредством воспитания изучать физиологию, психологию и педагогику. Для выполнения общественных обязанностей — естественную историю общества, которую Спенсер называет социологией. Для досуга следует изучать то, что формирует эстетическую культуру человека — литературу и искусство.

Образование предполагает приобретение знаний, которые, по мнению Спенсера, различаются по своему достоинству. Существенное достоинство имеют научные истины, верные всегда, везде и для всех (например, законы физики и химии). Квази-существенные знания значимы для отдельных групп населения (например, английский язык для англичан). Условно значимые знания не имеют никакого отношения ни к какой сфере нашей деятельности (например, история, состоящая из ничего не значащего переплетения имен, дат, событий).

Спенсер обращает внимание на то, что усвоение нужных и полезных знаний должно одновременно способствовать умственному развитию человека, ибо знания могут быть значимы как условия для осуществления той или иной деятельности, а также как упражнения, влияющие на развитие умственной дисциплины человека, его мышления. «Было бы высшим противоречием прекрасному порядку в природе, — пишет он, — если б один род занятий предназначен был для приобретения сведений. А другой служил бы лишь умственной гимнастикой». Спенсер Г. Образование умственное, моральное и физическое. М., Просвещение — М., 1984. С. 58−61.

Взгляды Спенсера формировались и развивались в русле структурно-функционального анализа, согласно которому основными социальными структурами общества выступают социальные институты — органы общественного суперорганизма, которые делают возможной совместную жизнь и сотрудничество людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в существо общественное, способное к коллективным действиям, другими словами, создают условия для социализации личности.

Характеристику института образования мы находим в спенсеровском анализе профессиональных учреждений. В соответствии с базовой схемой эволюции мыслитель усматривает потребность в данных институтах в необходимости защиты жизни, механизмах ее регулирования и поддержания. Подобно тому, как врачи, например, борясь со смертью, «способствуют возрастанию жизни», «учителя, развивая своих учеников и увеличивая их пригодность для деятельности, также способствуют возрастанию жизни». Спенсер Г. Синтетическая философия / Пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997, с. 375.

Истолковывая, таким образом, институт образования как специфический способ приспособления к жизни, Спенсер выводит его происхождение из первичной политико-церковной деятельности, дифференцировавшейся со временем на политическую и церковную. В качестве важнейших причин, в соответствии с которыми именно на долю жрецов первоначально выпадает исполнение роли учителя, он называет обладание ими знаниями, «умственной силой», а также наличие у жрецов досуга, благодаря которому они могли развивать в себе необходимые интеллектуальные качества.

В 1861 году английский социолог издает книгу «Воспитание умственное, нравственное и физическое», посвященную вопросам воспитания и образования.

Отдавая дань естественно-научным принципам, Спенсер пытался объединить идею последовательной эволюции природы и общества с идеей естественного отбора (в котором воспитанию придавалась решающая роль). В статьях об образовании английский философ выдвигал на первый план естественно-научное образование как «наиболее полезное». Гуманитарное же образование расценивалось как второстепенное, как «украшение», «привычка», укорененная классическим образованием. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое/Пер. с последнего издания М. Гловацкой. М., 1900. 293 с. Спенсер Г. Статьи о воспитании. Спб.: Школа и жизнь, 1914.

По Г. Спенсеру, жизнь есть непрерывное приспособление к ней и индивидов, и слоев общества, когда человеческая психика выступает в качестве инструмента приспособления организма к среде обитания. Основу этой концепции составляет принцип целесообразности и утилитаризма, по которому человечеству и человеку нужно лишь то, что ему полезно. Нравственность, по Г. Спенсеру, тоже связана с пользой, приобретающей вид наслаждения. Помочь человеку в приспособлении к жизни должно воспитание. От него главным образом зависит и счастье, и положение человека в обществе. Спенсер утверждал, что самые способные и подготовленные к жизни выбиваются из основной массы и попадают на вершину общественной лестницы, становясь «мозгом» социального организма. И напротив, так же, как и у животных, ребенок, не получивший соответствующей подготовки, проиграет в борьбе за существование более сильному. При этом организация государственной системы образования, по мнению Г. Спенсера, вряд ли способна преодолеть пропасть между представителями разных слоев общества. Если, писал он в статье «О государственном образовании», господу Богу угодно было устроить мир так, что некоторые слои населения не могут оплатить расходов на образование своих детей, следовательно, им и не нужно давать серьезного образования. Любовь родителей к потомству, развивал далее эту мысль Г. Спенсер, их интерес к нравственному и умственному развитию своих детей дадут гораздо больше, чем какая-либо изобретенная людьми сложная система обучения.

Г. Спенсер видел значимость воспитания и образования не в том, ценно ли вообще то или иное знание, а с какой пользой оно может быть использовано в практической деятельности человека. И поэтому всю учебную деятельность он подчинял принципу полезности знаний и их соответствию различным видам человеческой деятельности, прежде всего деятельности, служащей личному самосохранению человека. Для этого вида деятельности полезными знаниями могут быть знание физиологии и гигиены, а также навыки, даваемые физическим воспитанием.

Чтобы общие истины приносили надлежащую и постоянную пользу, они должны быть добыты, ведь то, «что легко приходит, легко и уходит». И он — яростный критик классического образования, сообщающего школьникам готовые истины и требующего их механического заучивания. «Воспитание, — писал он, — должно быть повторением цивилизации в миниатюре», причем в образовании двигаться от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от эмпирического к рациональному, ориентировать ум ребенка к саморазвитию и ориентировать его на самообразование. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое/Пер. с последнего издания М. Гловацкой. М., 1900. 293 с. Спенсер Г. Статьи о воспитании. Спб.: Школа и жизнь, 1914.

Центральным пунктом нравственного воспитания, с его точки зрения, является формирование внутренней дисциплины, развитие характера. Спенсер требовал от воспитателя «создать личность, которая бы управляла собой, а не личность, которой управляли бы другие». Там же Спенсер предупреждает об опасности преждевременного детского развития, а также о вреде чрезмерных умственных напряжений и призывает организовывать учебный процесс так, чтобы не допускать переутомления учащихся. В этой связи он указывает на тот страшный вред, который приносит зубрежка, подчеркивая, «что избыток плохо усвоенных сведений обременяет ум и стесняет его» .

Размышляя о проблемах педагогической организации умственного, нравственного и физического развития детей, Спенсер делает вывод: «Правильное воспитание — …это самая тяжелая задача взрослого человека». Он возмущенно пишет о том, «что родители приступают к трудной задаче воспитания детей, не уяснив себе даже принципов — физических, нравственных и умственных, которыми они должны руководствоваться». Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое/Пер. с последнего издания М. Гловацкой. М., 1900.С. 97. По мнению Спенсера, способность воспитывать своих детей характеризует умственную зрелость, как каждого мужчины, так и каждой женщины.

Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. Истинным ориентиром школьных предметов должна быть не наука, не литература, не история и не география, а социальная деятельность самого ребёнка. Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить.

функциональный подход образование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой