Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты управления мотивацией персонала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип подкрепления Поведение или действия человека, вызванные определенной ситуацией и событием, как правило, имеют определенные последствия. Если эти последствия являются для него позитивным, то в похожих ситуациях человек будет стремиться действовать подобным образом. Если же последствия будут негативными, нежелательными, то человек в будущем постарается изменить свое поведение, чтобы… Читать ещё >

Теоретические аспекты управления мотивацией персонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность, содержание и принципы мотивации персонала

мотивация персонал управление В современных рыночных условиях перед всеми предприятиями возникла необходимость работать по-новому, учитывая законы и требования рынка, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В сложившихся условиях возрастает роль каждого сотрудника в деятельности предприятия. В связи с этим одной из главных задач предприятий является поиск эффективных способов управления трудовыми ресурсами, что позволит активизировать эффективную деятельность персонала. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

В специальной литературе содержатся многочисленные подходы к определению сущности мотивации. Во многом они определяются спецификой направлений научных исследований различных авторов, их профессиональной ориентацией.

К примеру, в научных публикациях часто встречаются следующие определения мотивации:

Мотивация — динамическая система взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1998.С. 372.

Мотивация — это процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей Татарников Е. А. Управление персоналом. Учебное пособие. — М.: Изд-во РИОР, 2015.С. 72.

Мотивация — это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации Мотивация и мотивы / под ред.Е. Ильина — СПб.: Питер, 2013. — 512 с. .

Эти и другие определения мотивации являются убедительным свидетельством многоаспектности подходов исследователей к анализу такого сложного явления как мотивация труда.

Рассмотрим основные задачи мотивации Максимцов М. М, Игнатьева А. В., Менеджмент, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011, с. 144:

  • — создание работников понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • — обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • — формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что мотивация персонала в трудовой деятельности понимается как совокупность движущих сил, активизирующих человека к реализации обусловленных действий. Эти силы являются как внутренними, так и внешними и заставляют человека осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые инициируют человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

На практике применяются различные виды мотивации. К их числу можно отнести материальную, моральную и административную:

  • — моральная мотивация — посредством идейно-психологического воздействия (убеждения, внушения и т. п.) побуждение человека к определенному поведению;
  • — административная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
  • — материальная мотивация — воздействие не на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два вида мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий — косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.

Как видим, мотивация труда включает стимулирование (положительную мотивацию) и санкции (отрицательную мотивацию).

Основными функциями мотивации являются:

  • — побуждение к действию,
  • — направление деятельности,
  • — контроль и поддержание поведения.

Побуждение к действию. Мотив это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий — как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Все эти действия имеют нечто общее — они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным.

Для понимания трудового поведения человека и построения обоснованной системы стимулирования персонала важно уяснение тех психологических закономерностей и ключевых принципов, которые лежат в основе трудовой мотивации. Они выступают в качестве правил, выведенных из рассмотренных теорий мотивации и подлежащих реализации при управлении персоналом организации.

К таким ключевым принципам могут быть отнесены:

полимотивированность трудового поведения;

иерархическая организация мотивов;

принцип справедливости;

принцип подкрепления.

Полимотивированность трудового поведения Деятельность человека является полимотивированной, то есть на поведение работников может одновременно влиять множество мотивов.

Понимание этого может помочь руководителям, с одной стороны, так организовать рабочий процесс, чтобы подчиненные работали эффективно и с желанием, а с другой — избежать конфликта мотивов, когда разные мотивы требуют от человека разных линий поведения, разных действий или решений.

Иерархическая организация мотивов Говоря об иерархической организации трудовой мотивации, обычно имеют в виду такое отношение между трудовыми мотивами и рабочим поведением, когда более выраженное влияние на поведение оказывают мотивы, в основе которых лежат потребности, имеющие для человека более важное значение и занимающие поэтому более высокое место в иерархии трудовой мотивации.

Принцип справедливости Трудовая мотивация делает пристрастным отношение человека к самым разным аспектам рабочей ситуации. Пристрастность в определенной мере выражается в оценке справедливости отношений, установившихся между работником и организацией. Работники нацелены на установление справедливых отношений с организацией и с другими людьми и стремятся изменить те рабочие взаимоотношения, которые они оценивают как несправедливые. Люди хотят, чтобы между ними и организацией устанавливались «честные» отношения, когда обмены, осуществляемые между ними и организацией, являются справедливыми и уравновешенными. Любое нарушение равновесия как в пользу организации, так и в пользу работника (недоплата или переплата) будет вызывать возникновение напряжения, которое может выразиться в определенных действиях со стороны работника.

Принцип подкрепления Поведение или действия человека, вызванные определенной ситуацией и событием, как правило, имеют определенные последствия. Если эти последствия являются для него позитивным, то в похожих ситуациях человек будет стремиться действовать подобным образом. Если же последствия будут негативными, нежелательными, то человек в будущем постарается изменить свое поведение, чтобы избежать таких последствий. Например, работники стремятся в точности исполнять требования своего непосредственного руководителя, потому что нарушение этих требований в прошлом каралось наказанием (выговором, лишением премии, исключением из состава резерва или переносом отпуска на неудобное время).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой