Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Студенты могут находятся в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы, но и интересы группы, которую они представляют. Конфликты между студентом и группой имеют много общего с межличностными между студентами, однако, они более многоплановые. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или… Читать ещё >

Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития, характеризующегося переходом к демократическому обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, глобализации и интеграции всех жизненных процессов, особую важность приобретают такие качества личности, как коммуникабельность, толерантность и гуманизм.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема управления конфликтами. Неслучайно в психолого-педагогической литературе и педагогической практике заметно возрос интерес к проблеме межличностного конфликта, идет накопление эмпирических данных и научных данных в данной области исследования.

Целью данной статьи является определение основных причин, видов и и особенностей межличностных конфликтов, возникающих между обучающимися в вузе.

Межличностный конфликт это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Н. В. Гришина определяет межличностный конфликт как противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон [3, с.137].

Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т. е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т. д.

Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов, их практическая повсеместность втягивают в конфликтное действие представителей всех групп населения, включая, и молодежь, студенчество в частности [7, 12].

Заметим, что студенческий возраст характеризуется как период интенсивного психического, личностного и интеллектуального развития. Основные достижения этого возраста связываются с вхождением в различные социальные общности и усвоением новых ролей, формированием социально ответственного поведения, умениями осуществлять основные учебные действия и способы, обретения личностного и профессионального самоопределения [1, 7,11.].

Один из наиболее часто встречающихся видов межличностных конфликтов в высшей школе это конфликты между участниками — студент — студент и студент — группа.

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их повеления большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я — концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов [9].

На старших курсах межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений [7].

Во всяком межличностном конфликте в образовательном процессе большое значение имеют личностные качества студентов, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

В большинстве ситуациях межличностных конфликтов выделяются две стороны, взаимосвязанных между собой:

содержательная сторона конфликта, т. е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;

психологическая сторона конфликта связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга [4, 6].

Межличностные конфликты имеют свои «отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

в межличностных конфликтах противоборство студентов происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;

в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;

межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;

межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

межличностные конфликты между студентами затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо в процессе обучения, либо в межличностных отношениях" [3,с. 26].

Студенты могут находятся в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы, но и интересы группы, которую они представляют. Конфликты между студентом и группой имеют много общего с межличностными между студентами, однако, они более многоплановые. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между студентом и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи студента с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Управление межличностными конфликтами между студентами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны преподавателя или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту [4, 8].

В процессе управления межличностными конфликтами между студентами важно учитывать их причины и особенности, а также характер межличностных отношений участников конфликта, группы поддержки, а главное, этапы развития конфликтов и выбор стратегии обучающихся. Это требует определенной подготовки студентов на занятиях по педагогике и конфликтологии.

Библиографический список

  • 1. Веденеева, О.А., Савва Л. И., Сайгушев, Н. Я. Педагогика в системно-образном изложении: учеб. пособие. — Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. — 122с.
  • 2. Гомыранова О. Н. Механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза / / Электронный журнал «Исследовано в России» / /. — № 5. Астрахань, 2006. — С. 16 — 25.
  • 3. Гришина Н. В. Психология конфликта СПб.: Питер, 2005. — 464 с.
  • 4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 1998
  • 5. Козырев Г. И.

    Введение

    в конфликтологию: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. -176 с.

  • 6. Панасюк, А. Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия / А. Ю. Панасюк. — 3-е изд. — М.: Дело, 2004. — 312с., ил.
  • 7. Савва Л. И. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: коллективная монография / Л. И. Савва, Е. Ю. Семыкина, А. Л. Солдатченко и др.; под общей ред. Л. И. Савва. — Магнитогорск: МаГУ, 2005 — 345 с.
  • 8. Савва Л. И. Проблема формирования продуктивного общения школьников: Монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. -172 с.
  • 9. Савва Л. И. Межличностное познание, общение и понимание: учеб. пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2000 — 204с.
  • 10. Савва Л. И Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: коллективная монография: коллективная монография / Л. И. Савва, С. В. Акманова, Недосекина М. А. Яковлева и др.; под ред. Л. И. Савва.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 463с.
  • 11. Савва Л. И, Гасаненко Е. А. Профессиональный имидж студента // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. -№ 2. -С.170−177
  • 12. Савва Л. И., Солдатченко А. Л. Социальное взаимодействие как структурный компонент социальной зрелости студента вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. — № 4. — С. 147−153.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой