Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К. Д. Ушинский горячо призывал увеличить общение ребенка с природой и указывал на то, «что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике». " … Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление «, — так считал К. Д. Ушинский. Под влиянием Руссо… Читать ещё >

Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В теории педагогики обоснованы и развиты положения о содержании научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравственно — эстетическом развитии школьника под воздействием природы, о месте и значении общения ребенка с природой в системе его образования.

Большое значение в литературе придается формированию экологических представлений дошкольников, так как дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях Я. А. Коменского, А. Н. Леонтьева, Ж-Ж. Руссо и других, является той генетической ступенью, на которой закладываются основы умственного и нравственного развития человека. В старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов.

По мнению А. А. Вербицкого экологическое образование должно затрагивать все периоды в жизни человека, а не только те, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги — Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, Ф. А. Дистервог, Ян Амос Коменский, развивая идеи народной школы, призывал учить детей «у дубов и буков».

Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.

Руссо по своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту.

Под влиянием Руссо Иоганн Генрих Песталоцци (1746−1827) отстаивал идеи воспитания в согласии с природой и стремился освободить человеческую природу, или благородную природу, присущую людям. Он утверждал, что, когда люди опираются на нечто простое и чистое, они приходят к необходимости поступать хорошо, интуитивно оценивая фундаментальные принципы.

На роль природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка указывали великие педагоги прошлого Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег. А. Гумбольдт и Ж.-Ж. Руссо говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения ее облагораживающего влияния на человека.

Русские просветители В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Лисарев, Н. Г. Чернышевский призывали к введению в школу обширных знаний о природе. Особое внимание уделялось их влиянию на формирование моральных качеств личности, которые определяли поведение человека в природе.

К.Д. Ушинский горячо призывал увеличить общение ребенка с природой и указывал на то, «что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике». " … Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление «, — так считал К. Д. Ушинский.

Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др.

Методологические принципы экологического образования рассматриваются в трудах С. Н. Хлазачева, А.Н. ахлебного, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, Т. В. Кучер, Г. Н. Каропы, И. М. Мамедова, В. Л. Нечаева, В. М. Сенкевич, И. Т. Суравегиной, А. Д. Урсула, С. В. Фролова.

В 80-е годы широкое распространение получили такие термины, как «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическое образование и воспитание». Некоторыми учеными предлагаются и используются другие термины, например, «ноосферное воспитание».

Особое внимание в научных трудах 80-х годов уделяется использованию учеными в качестве частной научной методологии идей системного подхода.

С позиций системного подхода процесс развития личности во взаимодействии с окружающей средой рассматривают в своих работах Б. З. Вульфов, Ю. С. Манулов, С. В. Мягченков, Л. И. Новикова.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой