Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие цивилизации. 
Цивилизационный подход в изучении истории Узбекистана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История человечества свидетельствует о том, что в древности на земном шаре сложилось несколько независимых очагов цивилизации со своеобразными чертами. Древние цивилизации зарождались в различных природных зонах. Но, несмотря на многообразие условий и причин их возникновения, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием природы (теория «вызова-и-ответа» А… Читать ещё >

Понятие цивилизации. Цивилизационный подход в изучении истории Узбекистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы цивилизации, определение самого этого понятия, этапы ее становления, особенности развития и проявления в различных регионах мира в настоящее время стали очень актуальны. Это связано с тем, что все большее распространение получил цивилизационный подход к изучению истории человечества. В основе его лежит понятие «цивилизация». Это слово происходит от латинского «CIVIS», что означает «городской, государственный, гражданский». Термин «цивилизация» был введен французскими просветителями в XVIII веке для определения гражданского общества, основанного на свободе разума и справедливости. Позже это понятие стало означать совокупность материальных и духовных ценностей того или иного народа, определенный уровень общественного развития. Философский словарь дает определение цивилизации как совокупности материальных и духовных достижений общества. Таким образом, существует разные определения этого понятия. Представляется, что более полно раскрывает его суть следующее: Цивилизация — это относительно цельная система общественно-государственных связей и отношений, существующая в определенных конкретно-исторических и пространственно-временных границах и обладающая устойчивыми особенностями.

Изучение истории с позиций цивилизационного подхода дает представление не только о единстве, но и многообразии исторического процесса. Учитывая это, ученыевыделяют две основные теории развития цивилизации:

  • 1. «Теория мировой цивилизации» (стадиальная) изучает прогрессивное развитие человечества, выделяя при этом определенные стадии. Этой теорией главное внимание уделяется общему, т. е. единым для всего человечества законам развития.
  • 2. «Теория локальных цивилизаций» изучает большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Эти особенности (географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, религия, культура и др.) как правило, бывают устойчивы на протяжении длительного времени, даже в условиях иноземных завоеваний и изменений территориальных границ государств. Тем не менее, подчеркивая уникальность отдельной локальной цивилизации, надо иметь в виду, что каждая из них проходит общие для мирового исторического процесса этапы развития, хотя и в особых, ей присущих формах. Таким образом, эти теории взаимно дополняют друг друга.

История человечества свидетельствует о том, что в древности на земном шаре сложилось несколько независимых очагов цивилизации со своеобразными чертами. Древние цивилизации зарождались в различных природных зонах. Но, несмотря на многообразие условий и причин их возникновения, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием природы (теория «вызова-и-ответа» А. Тойнби). С этой точки зрения, развитие цивилизации можно рассматривать как процесс создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей, в основе которого лежит осознанная деятельность человека (структура цивилизации по Ю.В. Яковцу).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой