Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия формирования и развития опыта креативной деятельности в процессе обучения студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На подготовительном этапе студент гуманитарного вуза должен иметь некоторое представление о теории графов (при этом необязательно разбираться в математике или программировании, достаточно знания о том, какими способами можно соединять вершины, какие виды графов существуют); возможность консультироваться с преподавателем, студентами в процессе подготовки графа. Обучение работе с большим объемом… Читать ещё >

Психолого-педагогические условия формирования и развития опыта креативной деятельности в процессе обучения студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогресс общества определяется приростом нового знания в различных областях науки, техники и искусства, наличием реализованного стремления людей к самообразовательной и креативной деятельности. В настоящее время во многих сферах деятельности высока потребность инновационного подхода, возросла необходимость и в креативных людях, обладающих творческим потенциалом, готовностью к самообразованию. Но, если нет понимания природы творчества, если не проанализированы различия между творческим процессом и креативной деятельностью, если не выявлены психолого-педагогические условия формирования и развития опыта креативной деятельности в процессе обучения студентов, то на практике мы увидим привычный процесс копирования методов и форм, найденных другими людьми.

Студенты не готовы к самообразовательной и креативной деятельности тогда, когда самостоятельность декларируется, а не развивается, когда преобладает репродуктивная, а не креативная деятельность.

Наше представление о творческом процессе строится на основе антропологической теории творчества и креативности (разработана ее основная концептуальная идея: в мышлении и творчестве процесс обработки информации не одинаков).

В творческом процессе рассматривать необходимо сложные проблемы. Если обработка информации проходит в творчестве, то решение проблемы может быть мгновенным, в процессе мышления на это уходят годы, причем озарение не относиться к обработке материала, а является случайным обращением внимания на некоторый объект с той стороны, с которой он ранее не рассматривался. И мышление, и творчество начинаются со сбора информации об изучаемом явлении, на этом этапе необходимо поставить цель, а на этапе рефлексии выявить степень ее достижения.

Мы считаем, что творчество это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания, а мышление целенаправленный процесс обработки вербальной информации с участием памяти внимания.

Творчество как механизм неизменен, а вот способность человека в освоении творческого процесса подлежит развитию, осваивая опыт работы в творчестве, человек моделирует различные способы обеспечения состояния творчества. Творчество безразлично к содержанию обрабатываемой информации, в нем нет деления на ценность для будущего, акцент делается на выполнение поставленной задачи (цели) с тем, чтобы в результате получить готовый творческий продукт.

Чтобы получить творческий продукт, необходимо пройти через следующие стадии творческого процесса: подготовительную (сбор материала); «черный ящик» (творческий процесс, а еще лучше говорить, состояние); получение творческого продукта.

Для творчества имеет большое значение объем накопленной человеком информации по исследуемой теме, это означает, что обязательна подготовительная стадия, на которой осуществляется постановка цели, мотивация на достижение результата, мониторинг; сбор большой базы информации, активизация знаний; чем больше работа на подготовительной стадии, тем выше результат. Работа может идти по созданию когнитивных схем в форме «карт памяти», выявлению связей между ключевыми понятиями в графах, подготовке иконических моделей, педагогических стратагем и других креативных продуктов. Все перечисленное относится к работе с восприятием (мышление) или без восприятия (интуиция, инсайт и творческий процесс).

Творчество это «черный» ящик, который человек может использовать, но не реализует эту возможность, если нет опыта погружения в творческий процесс и выхода из него с продуктом творчества. Процесс творчества не нуждается в развитии, так как он постоянен в плане своей конструкции и ограничивается сформированным опытом творчества. Развитию подлежит умение осознанно управлять своими действиями и эффективно использовать стадии творчества, знать их, учитывая свои индивидуальные особенности. Развивается не процесс, а его понимание. От теоретического понимания творчества необходимо перейти к проектированию развития опыта креативной деятельности, а затем к практике.

Мы считаем, что формированию и развитию опыта креативной деятельности способствуют:

осуществление студентом процесса обоснования использования в обучении креативной деятельности;

изучение им собственных индивидуальных особенностей;

выход к открытым и скрытым способностям в ходе занятия любимым делом;

выделение ресурсов на креативную деятельность и регулирование их использования;

наличие контроля за собственными действиями для вхождения в творческое состояние и креативную деятельность;

сбор и анализ информации в решении поставленной задачи;

создание формы и выработка стиля;

рефлексивный анализ процесса и полученного результата.

Психологами давно доказано, что в основе любой деятельности лежат мотивы, которые стимулируют человека, заставляют его сосредоточиться на решении задачи. Механизм формирования мотивов связан с осознанием потребностей, приданием им личностного смысла, так называемым опредмечиванием. Таким образом, между высокой общественной значимостью результатов креативной деятельности и самим процессом создания креативного продукта оказываются мотивы.

Формированию опыта креативной деятельности и креативных качеств будет способствовать создание творческих работ. Основной акцент делается на индивидуальном подборе креативных элементов, способствующих созданию креативного продукта. Креативность человеку полностью подчиняется, а интуиция нет, ее нельзя запустить волевым усилием, она идет спонтанно, и некорректно говорить о целенаправленности. Мы считаем, что креативная деятельность не является синонимом творческой деятельности. На наш взгляд, более правильным является словосочетания творческий процесс, творческий опыт, а не творческая деятельность.

Для развития креативности должна осуществляться целенаправленная работа, проектирование, планирование, проводиться специальный отбор креативных элементов, появляющихся в творческом процессе. Это, конечно, идеальный вариант создания опыта креативной деятельности. На практике креативность сводится к подражанию творчеству, зачастую, минуя творческий процесс, человек может создавать креативные продукты и развивать креативные качества.

Программа развития опыта креативности у студентов основывается на: изменении учебных планов; внедрении методов обучения креативности; создании благоприятных условий для развития креативных качеств студентов; развитии мотивации на создание креативных продуктов в ходе учебных занятий; контроле и самоконтроле за реализацией программы развития опыта креативной деятельности.

Следует согласиться с мнением В. Н. Дружинина, отметившего, что «формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне», и нельзя рассматривать творчество излишне упрощенно.

В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

отсутствие образца регламентированного поведения;

наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);

создание условий для подражания творческому поведению;

социальное подкрепление творческого поведения.

К психолого-педагогическим условиям развития опыта креативной и самообразовательной деятельности студентов мы относим:

мотивацию к учебной деятельности и готовность к самообразовательной деятельности (критерии и показатели: умение и желание учиться, переход мотивации от внешней к внутренней);

построение образовательной среды, способствующей выявлению интересов и склонностей студентов, осуществляется на основе дидактической разработки средств самообучения; принципов активности, самостоятельности, системности, научности;

поглощенность учебной деятельностью (критерии и показатели: работа с большим объемом учебной информации, свободное оперирование большим объемом целостно представленной информации достигается созданием графов по изучаемой дисциплине, самостоятельной постановкой вопросов и поиском ответов на них, а также длительной концентрацией внимания; целенаправленная работа по развитию концентрации внимания); поглощенность учебной деятельностью дает возможность обработать большой объем информации, создать ее целостное представление;

реализация потребности в самостоятельном поиске знаний на основе обучения планированию учебной деятельности;

рефлексивный анализ затруднений в обучении;

создание креативного продукта в процессе научно-исследовательской работы или проектной деятельности.

Сколько времени студент работает с большим объемом учебной информации? Это зависит и от его индивидуальных особенностей, и от умений учиться, и от сложности учебной задачи. Можно создать большой граф по несложной задаче и на это потребуется немного времени нахождения в области поглощенности деятельностью; можно создать маленький граф по сложной проблеме, но потребуется стабильная концентрация внимания. Концентрация внимания, как правило, не столь высока, так как при выявлении логических связей необходимо переходить с одного объекта на другой. Затем начинается этап рассмотрения графа, его корректировка, дополнение; поможет избыточная информация, умение выявлять главное и существенное. Мы считаем, что чем сложнее задача, тем выше должна быть концентрация внимания, чтобы пройти уже созданный граф. Студент логические связи в графе специально не выстраивает, они строятся автоматически и для этого необходим высокий уровень рефлексии и стабильная концентрация внимания. Если концентрации внимания недостаточно стабильна, то студент начинает «фантазировать» и придумывает несуществующие логические связи, то есть выявляет «псевдологические» связи.

На подготовительном этапе студент гуманитарного вуза должен иметь некоторое представление о теории графов (при этом необязательно разбираться в математике или программировании, достаточно знания о том, какими способами можно соединять вершины, какие виды графов существуют); возможность консультироваться с преподавателем, студентами в процессе подготовки графа. Обучение работе с большим объемом информации мы начинаем со знакомства с раздаточным материалом («карты памяти», листы сжатия, готовые графы). Затем предлагаем самостоятельно структурировать лекционный материал, составить граф, выполнить креативную работу. С целью формирования опыта креативной и самообразовательной деятельности мы предложили студентам выполнить следующее задание: представить алгоритм изучения учебной дисциплины в форме графа. Составление «Алгоритма» в форме графа это индивидуальная работа студента, в которой он может выразить степень понимания изучаемой дисциплины, развивать мышление, память, формировать опыт креативной и самообразовательной деятельности. Опыт нельзя передать, его можно только индивидуально приобрести. Так, например, нами была прочитана лекция, материал которой был представлен в форме графа, затем продемонстрированы несколько графологических структур. Для формирования опыта креативной и самообразовательной деятельности студент составляет алгоритм прохождения по оглавлению и содержанию книги, с указанием страниц, с выписыванием ключевых терминов, подходов, взглядов ученых, вопросов самому себе. Данный алгоритм будет отражать и степень обученности студента. Студент длительное время активно и целенаправленно, осознано и планомерно работает по составлению графа, в результате процесс учения становится увлекательным занятием, вызывающим эстетические переживания.

На заключительном этапе проводятся дидактические игры, позволяющие познакомиться с креативными работами других студентов, что также будет способствовать развитию представлений о способах обработки информации, кроме того, проводится рефлексия по заранее представленной схеме анализа процесса и результата учебной деятельности. Проектирование развития креативности позволит эффективно подойти к процессу обретения студентами опыта креативной деятельности, а также будет способствовать пониманию творческого процесса и природы творчества, обогащению опыта вхождения в творческое состояние и развитию качеств креативной личности. Студент в процессе обучения формирует либо опыт репродуктивной деятельности, либо опыт креативной деятельности, либо опыт творчества. В этом процессе происходит и актуализация личностного знания, и присвоение общественного знания путем интериоризации превращения этого знания в личностное, и создание нового знания, которое может быть личностно значимым или общественно значимым в зависимости от степени новизны, ее ценности для общества, науки, техники.

Таким образом, на основе принципов активности, самостоятельности, системности, научности в процессе поглощенности учебной деятельностью формируется опыт самообразования, доминирует внутренняя мотивация учения; реализуется потребность студентов в самостоятельном поиске знаний на основе обучения планированию и концентрации внимания, работе с большим объемом учебной информации. Мы считаем, что это позволит современному студенту идти по пути самообразования, самовоспитания и самообучения, стать творцом процесса учения, высококлассным специалистом, развития опыта креативной и самообразовательной деятельности в разработке новой методологии, позволит усовершенствовать профессиональную подготовку специалистов в условиях новой России.

творческий креативный студент педагогический.

  • 1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. С. 25.
  • 2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. М., 1999. С. 5.
  • 3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. С. 13.
  • 4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003. С. 486.
  • 5. Петрова В. Н., Петров А. Н. Антропологическая теория творчества // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 1 С. 87 90.
  • 6. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М., 1997. С. 181 187.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой