Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Церковная реформа Никона. 
Раскол церкви

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом в расколе проявилось несколько тенденций: 1) социальный протест низов — они восприняли это как новое давление со стороны государства, как окончательное прикрепление к государственному тяглу; 2) для боярства это — очередной повод отстоять свои старые привилегии; 3) результатом стало еще большее подчинение церкви государству, падение авторитета духовенства, что подготавливало фактическую… Читать ещё >

Церковная реформа Никона. Раскол церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В середине XVII в. возник кружок «ревнителей древнего благочестия» или «боголюбцев», в который входили духовник царя Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопоп Аввакум, Никон (будущий патриарх). Главная идея боголюбцев — «исправление церковных беспорядков», которые подвергал критике еще Иван Грозный на Стоглавом соборе. Необходимо было осуществить «книжную справу» (т.е. устранить расхождение русских богослужебных книг с греческими образцами), унифицировать обрядность, укрепить дисциплину и нравственные устои духовенства.

Непосредственным проводником реформ стал патриарх Никон. Сын мордовского крестьянина Нижегородского края (в миру Никита Минов) сделал быструю карьеру. В 1646 г. он приехал в Москву, будучи игуменом одного из северных монастырей, встретился с Алексеем Михайловичем, произвел на него впечатление своим красноречием. Царь настоял на переводе Никона в Москву и сделал архимандритом Новоспасского монастыря. Никон часто виделся с царем, который называл его «собинным (т.е. особенным) другом».

В 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, Никон по настоянию царя был избран патриархом. Алексей Михайлович дал ему титул «великого государя», уезжая на войну с Речью Посполитой, поручал управление государством и попечение над своей семьей. Однако своим крутым нравом, властолюбием Никон возбудил недовольство духовенства и боярства. Они не хотели подчиняться бывшему мужику и старались настроить царя против Никона.

Тем не менее, при поддержке царя Никон осуществил церковную реформу. Проблема заключалась в том, что при переписывании церковных книг на протяжении несколько столетий в них вкрались многие неточности и разночтения. В церковных обрядах также возникли отклонения от греческих канонов. Приезжавшие на Русь греческие священники и раньше обращали на это внимание русских иерархов. Еще до Никона (при Филарете и Иосифе) делались попытки исправить положение, но безуспешно. Никон взялся за дело с присущей ему крутостью, поручил исправление церковных книг и обрядов приезжим грекам и киевским ученым монахам. Церковный собор 1654 г. утвердил новшества.

Реформа вызвала сопротивление со стороны национально-религиозной оппозиции во главе с протопопом Аввакумом. Изначально Никон и Аввакум были единомышленниками, однако последний считал, что исправление книг и обрядов необходимо делать по старым русским образцам (т.к. Константинополь пал, а «Москва — третий Рим»). Возник раскол церкви, раскольники (старообрядцы) подвергались преследованию, Аввакум был сослан в Сибирь, а в 1681 г. сожжен на костре.

Однако реформа, в конечном счете, свелась лишь к отдельным изменениям в обрядах — «двоеперстие» было заменено «троеперстием», вместо двух раз «аллилуйя» произносилась трижды, движение вокруг аналоя «посолонь» сменилось хождением против солнца, имя «Иисус» полагалось писать с двумя «и» и т. п. Закончена реформа была уже без Никона. Со временем он стал претендовать на власть, т.к. считал, что «священство» выше «царства». В 1658 г. Никон внезапно уехал из Москвы в Воскресенский монастырь, но не отказался от патриаршества. В 1666 г. собор вселенских патриархов низложил Никона («яко самовольно остави паству») и, как простого монаха, сослал в Белозерский монастырь. Собор при этом одобрил исправления в обрядах, а также церковное отлучение «еретиков и раскольников» и их наказание светской властью.

В целом в расколе проявилось несколько тенденций: 1) социальный протест низов — они восприняли это как новое давление со стороны государства, как окончательное прикрепление к государственному тяглу; 2) для боярства это — очередной повод отстоять свои старые привилегии; 3) результатом стало еще большее подчинение церкви государству, падение авторитета духовенства, что подготавливало фактическую отмену патриаршества при Петре I.

По сути, реформа была одной из первых попыток церковной, духовной модернизации в России, а раскол стал проявлением борьбы модернизаторского и традиционалистского укладов. Никон отстаивал греческий (вселенский) вариант православия, Аввакум же категорически отрицал любое отступление от старины, и в церковной, и в мирской жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой