Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Первые молодежные организации России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И тогда партия большевиков решила создать свою молодежную структуру. В Москве 29 октября 1918 года открылся первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи (29 октября-4 ноября). Этот день вошёл в историю страны как День рождения комсомола. Съезд объединил разрозненные молодежные организации в общероссийскую — Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ). На съезде были… Читать ещё >

Первые молодежные организации России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первыми формами русской молодёжи были объединения русских соколов в 1909 году, получивших всенародное призвание, государственную регистрацию, своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением. Организации русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославле, Орле, Воронеже, Новороссийске, Полтаве, Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах. Кроме того, Союз Русского Сокольства в 1912 году был включён в Международный Союз Славянского сокольства.

Международное движение соколов было задумано и организационно ещё в конце XIX века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем, который задумывал движение как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа. Русские соколы воспитывались на основе верности своему народу, и соответственно своими задачами определяли а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости; б) борьбу с их отнародованием (денационализацией); в) создание кадра русских сокольских деятелей. В короткое время русские соколы снискали себе доверие у народа, а их организация стала весьма популярной у русской молодёжи, — это притом, что помимо Союза Русского Сокольства в России было ещё движение русских скаутов.

В 1908 году Император Николай II ознакомился с книгой английского офицера, генерал-майора в отставке Роберта Баден-Пауэлла (Приложение 2), «Scouting for Boys» («Разведка для мальчиков»), в которой были изложины основные принципы и методы внешкольного воспитания детей. Под впечатлением прочитанного император принял решение инициировать скаутское движения в России. Для этой цели Император предложил офицерам русской армии, вышедшим в отставку, заняться воспитанием молодого поколения России. Так, организовывать работу с юными поданными было решено на принципах офицерской чести, что, пожалуй, было почище любой идеологии или учения. В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — Полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 года, имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В этом же году вышел русский перевод книги Роберта Баден-Пауэлла (под названием «Юный разведчик») который был распродан в рекордные сроки, и сразу же потребовалось переиздать книгу заново, так как интерес к скаутам все более возрастал. В Москве и Санкт-Петербурге, на Дону и в Средней Азии, в Сибири и Малороссии — везде стали появляться группы, дружины и отряды юных скаутов, которым старшие товарищи старались «…привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям» .

Повсеместно в России молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и — учились. Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению — всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации юных скаутов: «…Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем; …Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России; …Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам; …Быть всегда правдивыми и верными данному слову; …Беспрекословно исполнять приказания своих начальников; … Быть другом животных; …Быть веселым и никогда не падать духом; …Быть вежливым и аккуратным; …Быть верным законам разведчиков; …Подчиняться Суду Чести» .

Известно, что посетивший в 1910 г. Россию Р. Баден — Пауэлл был приятно поражен увиденным им интересом к скаутскому движению, о чем упомянул в беседе с Николаем II. В это время уже выходил специальный научный журнал «Ученик», и первым скаутом России был назван цесаревич Алексей, а спустя еще некоторое время было создано специальное «Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)», покровительство над которым взяла сестра Императрицы, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Широта Российской империи и богатство ее культуры не могли не отразиться на скаутском движении: где скаутов так и называли — скаутами, где — разведчиками, а где и вовсе — потешными. Так возникла естественная необходимость проведения объединительного союза.

В 1915 г. в Петрограде прошел «Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом», определивший следующую цель русского скаутского движения: «Подготовить новое поколение граждан России крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего им служения нашей прекрасной Родине». Также было решено, что «скаутизм не может и не должен иметь целью, втягивать юные души школьников в политику с ее водоворотом страстей. Политика должна быть чужда юной, еще не окрепшей душе школьника» (См. «Документы первого всероссийского съезда инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом», 1915 г.). У скаутов даже была введена своя иерархия, включающая в себя: схему организации скаутских патронирующих обществ; скаутские ранги; схему организации отрядов скаутов.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации.

Непременность почтительного отношения к Богу роднит скаутов с другой молодежной организацией России — Российским Христианским Обществом Молодых Людей «Маяк». Общество было зарегистрировано в 1905 году в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан.

По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П. Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широчайшей поддержкой народа, ведь, не имея государственных дотаций, оно, располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями. Провозглашая целью своей работы, содействие молодежи «в достижении нравственного, умственного и физического развития», Общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в светской жизни. В работе Общества в качестве попечителей принимали участие лучшие русские философы того времени. При том, Общество само, будучи общественным, по форме и христианским по культуре, было вне политики. Благотворительные вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения — всем этим занималось Общество. Всем, кроме политики. Руководители Общества часто говаривали про свою организацию, что она «представляет из себя для скучающих — клуб с полезными, приятными и нравственными средствами времяпрепровождения, для одиноких — домашний уют и товарищескую семью, для ищущих знаний — неисчерпаемый источник их, для слабых физически — место укрепления здоровья, для слабых духовно — источник бодрости и нравственного самосовершенствования» (из обращения Христианского Союза молодых людей к молодёжи Петрограда, 1917 г.). Общество первым в экономической истории новой России стало выполнять роль молодёжной биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи «бюро для приискания занятий, определяющее и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов, писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков и приказчиков разных специальностей» (См. там же). Важно отметить, что работу предлагалось делать далеко не последнюю, не черную. Все поступления финансов в Обществе были индивидуально-добровольные, мероприятия же — всеобще-бесплатные. Это вызывало особое уважение к рабочим сотрудникам Общества, число которых росло так же стремительно, как и число членов самого Общества. Подавляющая часть Общества работала на общественных началах — бесплатно! Обществу принадлежала также идея агитационных поездов и пароходов, — именно на них проводились просветительские чтения и благотворительные вечера, благодарность за проведение которых молодым христианам высказывал сам Патриарх Тихон: «Христианским Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздерживаясь от политики, содействовать культурно-просветительному и экономическому благобыту русских людей… В сочувствии всему, что может послужить на духовную и материальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершителям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у Господа Его помощи к успешному осуществлению его» .

Мировая война стала первой серьезной поверкой для младохристиан и скаутов. Это и понятно — подъем патриотического настроения не мог не передаться молодым: все соколы, скауты и молодые христиане развернули деятельность по созданию санитарных отрядов, госпитальных дружин, отделений международного Красного креста и много другого. И за такой работой, доказывая не на словах, а на деле верность Богу, Родине и Государю, молодежное движение России вошло в водоворот революционных событий.

Большевики, захватившие власть во время Октябрьского переворота, нуждались в молодежи как никакая другая политическая группировка. Партия их была слишком малочисленна для обеспечения собственных претензий на влияние в обществе, а авторитет среди молодежи России вообще был ничтожен. Понимая это руководство большевиков оставлять у своих противников молодежные массы не хотели. Справедливо полагая, что те, в свою очередь, смогут внедрить «…в их умы и сознание понятия об „обществе“, „патриотизме“ … отвлекая рабочую молодежь хотя бы на время от активного участия в экономической и политической борьбе рабочего класса» .

И тогда партия большевиков решила создать свою молодежную структуру. В Москве 29 октября 1918 года открылся первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи (29 октября-4 ноября). Этот день вошёл в историю страны как День рождения комсомола. Съезд объединил разрозненные молодежные организации в общероссийскую — Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ). На съезде были приняты Программа и Устав Союза, избран его руководящий орган-Центральный Комитет (15 членов и 7 кандидатов. Все они были коммунистами). Так в стране впервые была создана молодежная организация нового типа — коммунистическая по целям и задачам, самостоятельная по принципам своей деятельности. Согласно Уставу ВЛКСМ в Комсомол принимались юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Таким образом, РКСМ стал первой в истории молодежной организацией, созданной не по инициативе общественности, а по желанию политического руководства государства, то есть сверху. Учрежденный по заданию партии большевиков, РКСМ ориентировался на неё как на свою первую и главную опору. Вскоре комсомол охватил своим влиянием значительную часть молодежи, стал активным помощником и резервом Коммунистической партии. При рождении организация называлась Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), ленинским стал в 1924;м, а всесоюзным — в 1926 году. Организация большевиков, заявившая о превосходстве своей идеологии перед остальными молодежными организациями, на самом деле никогда и не соревновалась, не пыталась этого делать и даже не пересекалась с ними в работе. Большевики остались одни среди выжженного пространства молодежного движения, уничтожив организации скаутов, социал-демократов и эсеров — все, что уже было создано до них или организовывалось при них. Русское молодежное движение до и после Февральской революции, организовывало для молодых граждан России социальные программы помощи, открывало библиотеки, содействовало помощи раненым, занималось молодежью — той, что была на фронте, в госпиталях, в университетах, в церквях, в деревнях, на производстве — везде. Русское молодежное движение, кто бы в него не входил, всегда было негосударственным — только общественным и всеобще-добровольным.

РКСМ же был частью партийно-государственного аппарата большевиков. Комсомол выработал обширный опыт работы с молодежью. У комсомольцев были свои символы и ритуалы. С комсомолом были связаны такие формы взаимодействия государства с массовой общественностью, как кружки идейно-просветительской работы, социалистическое соревнование, комсомольская стройка, движение за экономию и бережливость, походы по местам боевой славы, праздники поэзии и военно-спортивные игры. Достоинства этих методических наработок были признаны даже в современной России, когда 10 июня 1998 года Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление «О 80-летии комсомольской организации и использовании комсомольского опыта в работе с молодежью». На основе опыта комсомольской работы сегодня разрабатываются все программы молодежной политики. Однако не только политическая, но и социальная функция комсомола (защита молодежи, помощь в решении ее житейских проблем) была поставлена на «консервацию», которая продолжалась более полувека. С этой поры полагалось, что комсомол ничего не должен давать молодежи — помогать ей, защищать ее, ибо «это не профсоюз» и т. п. Наоборот, молодой человек, член союза должен был отдавать организации весь свой ум, все свои силы и энергию, а если потребуется, говорилось в Уставе комсомола, то и жизнь. Далее всю свою историю комсомол выполнял назначение помощника и резерва коммунистической партии, функционировал как организация, прежде всего воспитательная. При этом первейшей задачей было формирование молодежи в духе идейной сознательности, коммунистической убежденности, политической зрелости и преданности «делу партии».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой