Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы женского образования в художественной литературе Викторианской эпохи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит отметить, насколько считалось не достойным положение гувернантки или учителя в Викторианской Англи. В романе «Мэнсфилдпарк» мы видим, как тяжело дается решение для сэра Томаса о том стоит ли брать на воспитание племянницу, так как он не сможет дать ей достойного приданного, и она будет гувернанткой. «Это дело серьезное, девочка достойным, образом воспитанная, должна быть и соответствующим… Читать ещё >

Проблемы женского образования в художественной литературе Викторианской эпохи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ женского образования на примере романов Джейн Остин

Анализ художественных произведений той эпохи крайне важен для понимания того, как сами современники видели проблему женского образования и положения девушки в обществе. Джейн Остин (иногда допускается написание Остен) является ярким примером олицетворения проблемы образования и викторианской культуры. Уже в ее биографии прослеживаются логические связи, где отражается проблема доступности обучения, а также отношения к женщинам. Для начала следует напомнить, что так или иначе, но Джейн получила неполное образование, хоть и достаточно несистемное. Она родилась в провинциальной семье, но ее отец был образованным человеком и у нее безусловно была своя домашняя библиотека. Сам отец, Джордж Остин, был образованным человеком, имел степень магистра богословия и преподавал в пансионате, однако только для мальчиков. Романы Дж. Остин являются отчасти отражением ее биографии. Сама она часто обучалась с сестрой Кассандрой в пансионах благотворительного типа. У семьи денег на оплату обучения не было поэтому родители старались дать дочерям хоть какое-то образование. Остин с сестрой жили и обучались в пансионе у своей родственницы миссис Коули в Оксфорде начиная с 7 лет. В благотворительных пансионах, да и во многих других учебных учреждениях условия жизни и регламент обучения оставляли желать лучшего. Как правило, не существовало никакого специального государственного органа по контролю за деятельностью таких организаций. После в 1784 году она вместе с сестрой переехали в пансион в Рединг. Как отмечает автор биографии Дж. Остин: «этот пансион, похоже, был безобидным, хотя и безалаберным. Ученицы спали по шесть человек в комнате, их учили правописанию, шитью и французскому языку. Конечно, им преподавали и танцы — обязательный предмет для каждой девушки, — возможно, и игру на фортепьяно». Годовая стоимость обучения в данном пансионе составляла 35 фунтов. Видимо исходя из финансового положения, достаточно скоро девочек забрали домой на домашнее обучение. Хотя, сама Дж. Остин видит в пансионах достаточно приятную образовательную среду или же рисует семантический образ «потенциального идеального пансионата» в своем романе «Эмма». Так она говорит о пансионате миссис Годдард: «Миссис Годдард содержала школу… старомодную школу-пансион, где за умеренную плату можно приобрести умеренные знания, куда можно отослать с рук долой юную девицу понабраться кой-какой образованности, не опасаясь, что она вернется домой кладезем учености». Из этого отрывка мы уже можем сделать достаточно обширный вывод. Прежде всего, сам автор видит в пансионах определенный смысл и верит, что там могут дать образование, но только за определенную плату. Очень тонкий, но важный момент касательно последних слов в отрыве — «…не опасаясь, что она вернется домой кладезем учености». Напомним, что в Викторианскую эпоху «заумная» женщина считалась не столь привлекательной, да и в целом «выпадала» из английского общества в рамках самой культуры. Касательно вопроса о том, что и мужчины, и женщины обучались в рамках пансионата мы точно можем говорить о том, что их всех учили «бытовому ремеслу». Как мальчики, так и девочки в школах обучались не только академическим предметам, но и житейским навыкам.

В то время домашнее обучение считалось нормой, более того наличие гувернантки поступенно становится чуть ли не обязательным атрибутом воспитания молодого поколения. Хотя следует заметить, что на момент написания многих романов Дж. Остин еще не существовало такого повального предложения по услугам гувернанток в рамках педагогического поприща. Подтверждение этому мы можем найти в строчках романа «Гордость и предубеждение», где леди Кэтрин де Бер крайне сильно удивляется, что у Элизабет нет гувернантки: «Не было гувернантки? Просто немыслимо! Пять дочерей было воспитано без гувернантки! Никогда не слыхала ничего подобного!». Но вероятнее всего, у Дж. Остин действительно не было гувернантки и это отражается так или иначе в ее романах. Ее обучением занимался отец, но сведений о том, что ее воспитывала какая-либо гувернантка, отсутствуют. Это вряд ли связано с тем, что она была из провинции и там не было компаньонок в целом. Сельские жители быстро попадали под влияние тенденций города и тоже нанимали содержанок для воспитания своих детей.

Если обращаться к романам Дж. Остин в целом, то мы видим, что зачастую те, кого можно отнести к категории леди ведут исключительно праздный образ жизни и не интересуются ничем кроме как чтением стихов, сплетен и привлечением внимания мужчин. Именно на рассвете Викторианской эпохи независимо от принадлежности к тому или иному социальному классу появляется образ девушки-леди, которая была бы приятна мужчине в доброй беседе, обсуждении прочитанных книг или же играла бы на музыкальных инструментах. К слову говоря, сама Дж. Остин была увлечена музыкой. Из писем самой Дж. Остен мы узнаем, что она также немало времени посвятила музыкальным занятиям и какое-то время даже брала уроки у Дж. У. Чарда, который играл на органе в Винчестерском соборе и ехал 14 миль из Винчестера, чтобы ее увидеть. «Я рада услышать добрые вести от мистера Чарда, — писала Дж. Остен из Роулинга Кассандре в 1798 г. — Я переживаю, как бы мое долгое отсутствие не стало причиной его болезни. Я занимаюсь каждый день так долго, как могу — это все лишь ради него». Для образованной леди считалось крайне важным разбираться в той или иной области искусства. Так, мы видим, что, например, сам автор в своем романе «Гордость и предубеждение» акцентирует внимание на том, что Мэри Беннет не имела никакого «шарма леди» и исполняла концерты совершенно безвкусно.

Сама Дж. Остин относилась к гувернанткам с большим сочувствием, это видно из ее письма от 30апреля 1811 года, когда ее брат Эдвард нанял гувернантку: «MY DEAR CASSANDRA,… I like your opinion of Miss Atten much better than I expected, and have now hopes of her staying a whole twelvemonth. By this time I suppose she is hard at it, governing away. Poor creature! I pity her, though they are my nieces…» (Мне нравится, что ваше мнение о миссис Аттен стало намного лучше и теперь я ожидаю, что у нее появилась надежда остаться еще на один год. Сейчас я полагаю, ей очень тяжело всем руководить. Бедное создание! Мне жаль ее, хотя они мои племянники. — Перевод Юркевич А.В.).

Общепринятые представления о женском образовании хорошо иллюстрируются в романе «Гордость и предубеждение» в диалоге между мистером Бингли и мистером Дарси. Мистер Бингли удивляется, как у всех молодых леди хватает терпения, чтобы стать образованными: «Все они рисуют пейзажи, раскрашивают экраны и вяжут кошельки. Я не знаю, наверно, ни одной девицы, которая не умела бы этого делать. И мне, пожалуй, не приходилось слышать, чтобы о молодой леди не сказали, насколько она прекрасно образована». И на это мистер Дарси с долей иронии замечает, что «к сожалению, … образованной называют всякую барышню, которая заслуживает этого тем, что вяжет кошельки или раскрашивает экраны. Но я, например, не мог бы похвастаться, что среди знакомых мне женщин наберется больше пяти-шести образованных по-настоящему». По мнению Кэролайн Бингли, «по-настоящему образованным может считаться лишь тот, кто стоит наголову выше всех окружающих. Женщина, заслуживающая это название, должна быть хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам. обладать каким-то особым своеобразием внешности манер, походки, интонации и языка». На что Дарси добавляет еще и «развитый обширным чтением ум». Заметим, что Бингли акцентирует внимание на манерах, поведении, именно на тех качествах, что присущи девушкам, которых называли «леди». Дарси же делает упор на интеллектуальные качества и неспроста отмечает, что среди его знакомых по истине умных девушек достаточно мало. В данном диалоге хорошо отображена та коллизия, которая сформировалась в Викторианской эпохе. Как ранее отмечалось, получилось, что в ходе изменения культурной жизни столкнулись два вектора развития: становление леди и борьба женщин за свободу и доступность образования.

Стоит отметить, насколько считалось не достойным положение гувернантки или учителя в Викторианской Англи. В романе «Мэнсфилдпарк» мы видим, как тяжело дается решение для сэра Томаса о том стоит ли брать на воспитание племянницу, так как он не сможет дать ей достойного приданного, и она будет гувернанткой. «Это дело серьезное, девочка достойным, образом воспитанная, должна быть и соответствующим образом обеспечена, в противном случае, забрав ее из семьи, мы совершим не добро, а зло. Она будет надлежащим образом воспитана, введена в свет, но, не имея приданого, вряд ли сможет рассчитывать на удачный брак, ее место в свете не будет соответствовать ее материальному положению, ей придется думать о судьбе гувернантки или приходящего учителя». То есть мы видим, насколько не достойным считается такое положение женщины в обществе. Несмотря на то, что в каждой семье Англии так или иначе стремились иметь гувернантку для воспитания детей, данная профессия не была далеко престижной (хотя напомним, что количество людей, занятых в этой профессии было велико).

В романе «Эмма» отмечено едва заметное изменение в классовой принадлежности английской наставницы начала XIX в.: замена одного идеала работы гувернантки в качестве компаньона и друга благородного семейства, как в случае с миссис Уэстон, — на гувернантку другого типа, преследующую корыстные коммерческие цели и все чаще встречающуюся в семьях растущей буржуазии, как в случае Джейн Фэрфакс. «Шестнадцать лет прожила мисс Тейлор (в замужестве миссис Уэстон) в доме мистера Вудхауса, более другом, нежели гувернанткой, горячо любя обеих дочерей, но в особенности Эмму. С нею у нее завязалась близость, какая чаще бывает у сестер». Такое отношение к гувернантке, видимо, было принято и в семье брата писательницы, и сама Дж. Остен по большому счету его разделяла, т. к. состояла с ней в дружеской переписке. Дж. Фэрфакс иначе воспринимала свою должность гувернантки. Она относилась к ней, как к самому страшному испытанию в своей жизни, которое требовалось вынести с терпением и цинизмом, отказываясь от участия в устройстве ее судьбы миссис Элтон, она прямо заявляла с особой долей грубости: «У меня вовсе нет опасений надолго остаться без места, когда подойдет срок, который я себе определяю. На то в Лондоне существуют заведенья, куда можно обратиться, и вам быстро подыщут что-нибудь. Заведения, торгующие. живым товаром, скажем так, не плотью человеческой, но человеческим духом».

Как мы видим, Дж. Остин хорошо понимала текущую культурную тенденцию и достаточно хорошо ее отразила в своих романах. Стоит заметить, что ее работы во многом иллюстрируют не столько историческую действительность, сколько повседневную жизнь и взгляд на происходящее вокруг. Она смогла в своих романах определить социально-культурную проблему, которая просуществует практически до конца XIX века. Хотя стоит заметить, что при жизни ее романы не были такими популярными, какими мы видим их сейчас. Серия романа «Чувства и чувствительность» стала первой публикацией от имени писательницы. А известная работа «Гордость и предубеждение» пролежал в столе целых 15 лет. Дело сдвинулось только в 1811 году — за 6 лет до смерти писательницы. Полноты славы Дж. Остин не почувствовала, так как печаталась под весьма интересным и достаточно символичным псевдонимом — Леди. На данный момент многие ее работы даже экранированы: Гордость и предубеждение — шестисерийный драматический мини-сериал, вышедший в 1995 году в Великобритании на канале BBC, также можно увидеть и фильмы, и сериалы сделанные на основе работ «Эмма», «Доводы рассудка», «Чувство и чувствительность» (сериал «Разум и чувства»).

Исходя из ее работ видно, насколько низким было положение гувернантки в общественной иерархии, а также сложность взаимодействия компаньонки и семьи, в которой она находилась. Если между работником и работодателем складывались дружеские отношения, то первый становился буквально членом семьи, однако, доминирующими являлись отношения на коммерческой основе, при том, что общественная мораль корысть осуждала.

В произведениях Дж. Остин ярко проиллюстрировано, как общество понимало понятие «образованность» женщины в начале XIX в. Для кого-то это были манеры леди: умение разбираться в искусстве, пение, музыкальный вкус, умение вести хозяйство, а для кого-то (как для мистера Дарси) — интеллектуальные способности. Излишняя самостоятельность и демонстрация интеллекта воспринимались в обществе отрицательно и всячески высмеивались. Дж. Остин подметила эту проблему еще до того, момента, когда проблема женского образования получила общественный резонанс. Еще до фактического наступления Викторианской эпохи писательница осознавала, что женское образование — это сложный вопрос, с учетом общественного мнения и понимания роли женщины в обществе и ее статусом в сравнении с мужчиной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой