Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие культурологического знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурная антропология как научная дисциплина получила бурное развитие в рамках американской антропологической школы в начале XX в. И в первую очередь важнейшей здесь представляется фигура Ф. Боаса. Ф. Боас, по происхождению немецкий еврей, эмигрировал в США в 1896 г. с целью исследовать племена североамериканских индейцев. Ф. Боас, выделяет три аспекта, существенных для любой культуры: 1… Читать ещё >

Становление и развитие культурологического знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное знание о культуре располагает множеством подходов к исследованию культуры; к числу наиболее разработанных подходов следует отнести философский (философия культуры), антропологический (социальная и культурная антропология) и социологический (социология культуры).

Философия культуры

В XX веке культурология, теория культуры стала утверждаться в качестве самостоятельной науки, связанной с философией культуры. Связь эта носит характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или же под сильным его взаимодействием. С другой стороны, методы и результаты культурологических исследований воспринимаются философией и используются в решении чисто философских вопросов, в структуралистских и постструктуралистских течениях последних десятилетий, активно обращающихся к материалам антропологии, литературоведения, лингвистики. Философия и культурология часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых (например, у французского этнолога К. Леви-Стросса). Философский подход ориентирует исследователя на целостное познание культуры путем раскрытия ее сущности и формулирования всеобщих закономерностей функционирования и развития; при этом философы рассматривают культуру как «вторую природу», сотворенную человеком, как субъектно-личностное начало истории, как способ и технологию человеческой деятельности, как особую разновидность бытия или деятельности людей.

В истории мировой философии нового времени наиболее полно концепции культуры представлены в философии И. Канта, Г. Гердера, Г. Ф. Гегеля, философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель и др.), философии истории (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.), неокантианской традиции (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Э. Кассирер и др.), феноменологической философии (Э. Гуссерль и др.), психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг и др.).

В современной западной философии исследования культуры продолжают М. Хайдеггер, представители структурализма и постструктурализма (М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт и др.).

Таким образом, Философия культуры — область культурологического знания, возникшая на рубеже 18−19 веков и занимающаяся классификацией, сравнительным анализом, выявлением наиболее общих принципов подхода к анализу сложных и многоплановых процессов в культуре. Философия культуры имеет собственный объект изучения, специфические методы анализа и способы теоретического объяснения становления и развития телесной, духовной и душевной жизнедеятельности человека в мире природы и социума, а также в собственном, личностном, историко — социокультурном мире. Таким образом, философия культуры изучает культуру во всем объеме, глубине ее структурных спецификаций и своими методами. Она содержит системы метафизических утверждений, относящихся к генезису культуры, ее универсалиям и общим законам.

Свою самостоятельность эта область знания приобрела в рамках идеологии немецкого просветительства и немецкого романтизма, хотя ее проблематика решалась и в других областях научного знания и раньше, на всех этапах становления европейской мысли. Рождение философии культуры повлекло за собой возникновение новых теоретических дисциплин: философии языка, философии мифа, герменевтики. Значительный вклад в развитие идеи философии культуры внесли такие известные философы, как Э. Кассирер, Ф, Ницше, О. Шпенглер и др. Термин введен в 20 веке нем. романтиком А. Мюллером.

2.2 Культурная антропология Важнейшей темой для гуманитарной науки, без сомнения, является «проблема человека». То есть та область познания, которую принято называть антропологической. В рамках культурологических дисциплин одной из наиболее интересных и популярных сейчас является культурная антропология.

Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях.

Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.

Культурная антропология как научная дисциплина получила бурное развитие в рамках американской антропологической школы в начале XX в. И в первую очередь важнейшей здесь представляется фигура Ф. Боаса. Ф. Боас, по происхождению немецкий еврей, эмигрировал в США в 1896 г. с целью исследовать племена североамериканских индейцев. Ф. Боас, выделяет три аспекта, существенных для любой культуры: 1) раса-природа, 2) культура, 3) язык. Основными отличительными особенностями людей являются культурные и языковые. Фактически, проект культурной антропологии, созданный Боасом, содержит в себе следующие установки: 1) описание расовых и других биологических отличий между представителями различных культур с целью обосновать незначительность этих различий; 2) археологическое и историческое описания письменных и бесписьменных культур с целью обосновать уникальность каждой культуры; 3) описание культурных обрядов, семейных отношений, эпоса, мифа, искусства, а также других культурных особенностей различных народов, и анализ отличительных особенностей различных языков. Таким образом, вслед за Боасом, культурная антропология утверждает, что нет культуры вообще, но каждый раз мы имеем дело с конкретной уникальной культурой. Эта установка стала достаточно значимой для культурной антропологии в США, Франции и Англии, в частности, у таких известных исследователей, как П. Радин, Р. Линтон, Э. Сепир, М. Мид, Р. Бенедикт и других. Эта установка была актуальна вплоть до так называемых «исследований культуры» неоэволюционистов, Кребера, Клакхона, Л. Уайта и других, которые установили проблему культурных универсалий — брака, моральных норм, жизни, смерти и т. п.

Таким образом, для культурной антропологиихарактерно повышенное внимание к духовным образованиям и меньшее к материальным артефактам и системам социальных отношений. В методологическом отношении ее сторонники делают акцент скорее на описательной методике; значительную роль отводят историзму. В антропологии культуры на первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи через поколения. Антропология культуры тяготела к таким дисциплинам как история, география и технология первобытного общества. В настоящее время социология и антропология культуры как в теоретическом, так и в методологическом аспектах, слились.

В формировании антропологии культуры исследователи выделяют следующие стадии: этнографическую (1800−1850), эволюционистскую (60-гг. 19 века), историческую (сер. 90-х. гг.19 В.-сер. 20-х гг.20в). В ее дальнейшей динамике выделяют также следующие периоды: структурно-функционалистический (30−50-е годы 20 В.), неэволюционистский (60−70-е г. 20 В.), постструктуалистский (80-е г. 20 в. По настоящее время).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой