Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Восточные славяне в VI-VIII веках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть несколько версий прародины славян и их этногенеза, которые предлагались и предлагаются разными учеными. Но все они за основу берут древнейший русский письменный памятник — летопись «Повесть временных лет», авторство которой приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору (начало XII в.). Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему… Читать ещё >

Восточные славяне в VI-VIII веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период раннего палеолита — древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки.

Скифские кочевые племена в VIII—VII вв. до н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую здесь этническую общность земледельческий народ киммерийцев, которые ушли далеко во Фракию. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным племенем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них — скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре. Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие. Скифы-земледельцы торговали зерном с причерноморскими греческими городами, откуда греки поставляли зерно в Элладу. В результате таких связей с греческими поселениями создавались смешанные эллино-скифские поселения. С центром в Пантикапее возникло Боспорское царство1 (V-IV вв. до н.э.), объединившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов.

В VI—IV вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (близ нынешнего Симферополя) Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время походов. Власть царя передавалась по наследству. В государстве происходило постепенное расслоение населения, выделялись военная и жреческая аристократия. Основные работы выполняли свободные общинники — скотоводы и земледельцы, труд рабов был незначительным.

В III в. до н.э. скифов вытесняет новая этническая общьность-сарматы, жившие до этого на востоке от Скифии, за Доном. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обширны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

Во II—III вв. н.э. сарматов вытеснили германские племена готов, пришедшие в черноморские степи с берегов Балтийского моря и занявшие территорию от Дона до Карпат и Нижнего Дуная.

IVVII вв. известны в истории как Великое переселение народов. Нашествием гуннов (с 70-х гг. IV в.) открывается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Они разбили готов, а их старый вождь Германарих в отчаянии покончил в собой. Возглавив мощный союз племен, гунны предпринимали опустошительные походы во многие страны.

В VII в. появилось новое кочевое племя хазары, которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра — Хазарский (до конца X в.) каганат.

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но уже и соседствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.

Есть несколько версий прародины славян и их этногенеза, которые предлагались и предлагаются разными учеными. Но все они за основу берут древнейший русский письменный памятник — летопись «Повесть временных лет», авторство которой приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору (начало XII в.). Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя-Иафету, который после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые волохами (подразумеваются римляне), славяне вынуждены были переселиться на новые места на Вислу и Днепр. Часть советских ученых склонялась к дунайскому происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее.

При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность — в Среднем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера. Б. А. Рыбаков считает, что славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, в которое входят такие народы, как германские, иранские, кельтские, индийские, греческие и др.

В V в. славяне (под названием словене) включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в V — VП вв. по трем основным направлениям: — на юг на Балканский полуостров; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север — по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам относятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным — поляки, чехи, словаки, мужичане, к восточным — русские, украинцы и белорусы.

Природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т. п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них — с Византией.

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100−200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять — древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) — радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра — уличи, между реками Днестр и Прут — тиверцы. В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу — дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра — кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полонь — полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов — ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен — вятичи. Каждое племя управлялось своим вождем — старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени — вече.

Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с железным наконечником — лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника — князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами. С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече2 — народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» — на юге, и «вервь» 1 — на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца — Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии — Перун, богом ветра — Стрибог, покровителем скота — Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначаль-ником жизни — Родом и с его Рожаницами, т. е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски — «щур» .

У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря — колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны — масленица.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой