Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ методов воспитания, используемых при социализации агрессии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль подражания поведению взрослого при формировании агрессивного поведения ребенка-дошкольника изучили Альберт Бандура и Ричард Уолтерс (1963). Они предложили детям просмотреть кинопленку, на которой взрослый избивает надувную куклу. Обнаружилось, что дети, посмотревшие фильм, начинали проявлять агрессивность намного чаще, чем дети, наблюдавшие неагрессивную модель. Причем форма проявления… Читать ещё >

Анализ методов воспитания, используемых при социализации агрессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует много исследований, в которых проверялась эффективность методов воспитания при социализации агрессии. Одной из ранних работ на эту тему была работа Р. С. Сирса, Е. Е. Маккоби и К. Левина (1957). Авторы предположили, что на социализацию агрессии влияют два фактора:

  • 1) снисходительность (степень готовности родителя прощать проступки);
  • 2) строгость наказания родителем агрессивного поведения ребенка.

Если снисходительность родители демонстрируют ребенку до появления детской агрессии, то строгость наказания проявляется только после совершения проступка.

Оказалось, что самый низкий уровень агрессивности проявляли дети, родители которых старались предотвратить агрессию до ее появления и нестрого наказывали их после проступка. Несколько выше был уровень агрессии детей, родители которых также старались предотвратить появление детской агрессии, но строго наказывали ребенка после ее проявления. Еще более высоким был уровень агрессии детей, чьи родители были готовы прощать проступки, не предпринимали никаких мер профилактики (были снисходительны) и имели низкую склонность к наказанию (не наказывали детей после проступка). Самая высокая степень агрессии оказалась у детей, чьи родители были снисходительны до проступка, но проявляли склонность к наказанию после проступка (табл. 1).

Таблица 1

Группа.

Стиль поведения родителей.

Число агрессивных детей (%).

Мальчики.

Девочки.

Низкий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям.

3,7.

13,3.

Низкий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям.

20,4.

19,1.

Высокий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям.

25,3.

20,6.

Высокий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям.

41,6.

38,1.

Авторы считают, что самый высокий уровень агрессии в последней группе был по трем причинам. Во-первых, дети до совершения проступка не знали о недопустимости агрессии, так как свое отрицательное отношение к агрессии родители до проступка не проявляли. Во-вторых, суровое наказание вызывало в ребенке враждебность и, таким образом, дальнейшую агрессивность. В-третьих, склонный к применению наказаний родитель подает ребенку пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к тому, что агрессия является нормальным путем преодоления фрустрации (см.: [5. С. 72]).

Роль подражания поведению взрослого при формировании агрессивного поведения ребенка-дошкольника изучили Альберт Бандура и Ричард Уолтерс (1963). Они предложили детям просмотреть кинопленку, на которой взрослый избивает надувную куклу. Обнаружилось, что дети, посмотревшие фильм, начинали проявлять агрессивность намного чаще, чем дети, наблюдавшие неагрессивную модель. Причем форма проявления агрессии была у детей именно такой, какую они наблюдали в фильме. Оказалось, что мальчики чаще прибегали к физической агрессии, чем девочки. Интересно, что мужская модель поведения оказалась более влиятельной на детей, чем женская модель агрессивного поведения. Женская агрессивная модель поведения воспринималась детьми с удивлением, многие были шокированы увиденным. Дети практически никогда не имитировали ее агрессивного поведения.

Достаточно сильно влияла на детей и мужская модель неагрессивного поведения. Дети, посмотревшие кинопленку с неагрессивным мужским поведением, стали гораздо реже проявлять агрессию, чем дети, не смотревшие никакого фильма (см.: [4. С. 269—271]).

Из этого факта можно заключить, что телевидение и кино оказывают на ребенка мощное воспитательное воздействие, основанное на механизме идентификации с героями фильмов. Это положение неоднократно проверялось экспериментально. Так, в серии исследований под руководством Росса Парки в Соединенных Штатах (1977) и Жака Лайенса в Бельгии (1975) делинквентным американским и бельгийским мальчикам, находящимся в исправительных учреждениях, показывали агрессивные и неагрессивные фильмы. Результаты показали, что показ насилия в фильмах приводил к усилению агрессии у зрителей. По сравнению с неделей, предшествующей демонстрации этих сериалов, количество драк в коттеджах, где жили мальчики, смотревшие фильмы с насилием, резко увеличилось (см.: [3. С. 521]). Сегодня специалисты склоняются к мысли, что воздействие телевидения на подростков в целом имеет кумулятивный эффект: происходит постепенное накопление просмотренных сцен насилия и убийств, которые в конечном счете повышают общий уровень агрессивности подростков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой