Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурологические аспекты проблемы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим вначале лингвистический аспект проблемы. Суть его заключается в том, что в настоящее время подавляющая часть знаний в области новейших достижений науки, техники и развития технологий представляется и распространяется на весьма ограниченном количестве языков передовых стран мирового сообщества. К этим языкам относится, в первую очередь, английский язык, который в последние десятилетия… Читать ещё >

Культурологические аспекты проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных закономерностей современного этапа развития цивилизации является ее ориентация на использование информационных ресурсов и их наиболее важной части — научных знаний. Эта тенденция стала заметной в последние десятилетия ХХ века, а в XXI веке она, вероятнее всего, не только сохранится, но и станет доминирующей.

С широкомасштабным использованием информации и научных знаний как стратегического ресурса для дальнейшей эволюции общества многие ученые связывают свои надежды на возможность преодоления глобального кризиса современной цивилизации, а также решения многих глобальных проблем современности, из которых главной является проблема выживания человечества как биологического вида, сохранения разума на планете Земля.

Именно поэтому все большее внимание многих ученых и ряда государственных деятелей привлекает к себе концепция развития общества на основе приоритетного использования научных знаний (Knowledge based Society). Эта концепция предполагает, что в результате создания и активного использования значительной частью населения страны территориально распределенной и широкодоступной сети баз знаний (прежде всего в области техники и передовых технологий) можно будет обеспечить ускоренное научно-техническое развитие той или иной страны. А это, в свою очередь, создаст необходимую основу и для ее социально-экономического развития.

Основная идея этой концепции не вызывает серьезных возражений. Однако для ее практической реализации необходимо, чтобы научно-технические знания представлялись в форме, пригодной для их широкого социального использования, были понятыми для значительной части населения данной страны. И вот именно здесь начинают проявлять себя еще два специфических аспекта проблемы информационного неравенства: лингвистический и когнитивно-семантический.

Рассмотрим вначале лингвистический аспект проблемы. Суть его заключается в том, что в настоящее время подавляющая часть знаний в области новейших достижений науки, техники и развития технологий представляется и распространяется на весьма ограниченном количестве языков передовых стран мирового сообщества. К этим языкам относится, в первую очередь, английский язык, который в последние десятилетия дефакто становится самым распространенным в мире языком представления научно-технической информации.

Затем необходимо указать на немецкий, французский, испанский и русский языки, на которых сегодня представлена значительная часть научно-технических достижений человечества. И, наконец, необходимо отметить, что в последние годы все большее количество технологических новшеств, полученных в странах Востока, представляются на японском, китайском и корейском языкахПерспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Научный доклад к VII саммиту БРИКС. — М.: МИСК-ИНЭС-НКИ БРИКС, 2014. — 392 с.

Существо рассматриваемой лингвистической проблемы состоит в том, что перечисленными выше языками, на которых представлено сегодня наибольшее количество научно-технических достижений, свободно владеет лишь сравнительно небольшая часть населения нашей планеты. В то же время подавляющая часть населения воспользоваться этими знаниями не может, хотя бы потому, что не понимает языка, на котором эти знания представлены. А в связи с продолжающимся демографическим взрывом в странах Азии и Африки, население которых в последнее время ежегодно возрастает почти на 100 млн человек, количество людей, относящихся именно к этой категории, в ближайшие десятилетия будет быстро возрастать.

Таким образом, информационное неравенство представляет собой не только технократическую, но и культурологическую проблему.

Иначе говоря, под информационной культурой общества сегодня следует понимать не только способности людей использовать последние достижения информационной техники, но и их готовность воспринимать новую научно-техническую информацию, представленную на языках передовых стран мирового сообщества, и в первую очередь — на английском, немецком и русском языках.

В связи с этим большую озабоченность вызывает проявляющаяся в последние годы тенденция искусственного сокращения русскоязычного информационного и научно-образовательного пространства, которая особенно сильно проявляется в молодых независимых государствах, бывших ранее республиками СССРКолин К. К. Славянская культура как стратегический фактор обеспечения единства и безопасности славянского мира // Вестник КемГУКИ. — 2014. — № 26. — С. 13−18.

Политические лидеры этих стран должны отдавать себе отчет в том, что та политика лингвистического сепаратизма, которую они сегодня активно проводят, влечет за собой информационную изоляцию этих стран от мирового информационного научно-технического пространства, вытесняет эти страны на обочину развития мировой цивилизацииКолин К. К. Русский язык и актуальные проблемы национальной безопасности России и стран Евразии // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2007. — № 7. — С. 3−12.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой