В русском декоративном искусстве
С глубокой древности известен один из видов художественной обработки металла — художественное эмалирование. Возникло это искусство примерно в VIII—X вв. Летописи и сохранившиеся изделия говорят о существовании финифтяного производства на Руси в XII в. Техника цветных эмалей была заимствована из Византии, но русские мастера сумели придать искусству эмали национальные черты. В русском декоративном… Читать ещё >
В русском декоративном искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмального дела (Рис.4), золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.
Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.
Рис. 4. Изделие с использованием эмалей.
Художественное эмалирование
Филигранные изделия часто совмещают с художественным эмалированием.
С глубокой древности известен один из видов художественной обработки металла — художественное эмалирование. Возникло это искусство примерно в VIII—X вв. Летописи и сохранившиеся изделия говорят о существовании финифтяного производства на Руси в XII в. Техника цветных эмалей была заимствована из Византии, но русские мастера сумели придать искусству эмали национальные черты.
Со временем техника финифти видоизменялась и обогащалась. Вначале мастера использовали перегородчатую и выемчатую эмали, затем появляется техника, финифти по литью, гравировке и рельефу. Во время монголо-татарского нашествия техника перегородчатой эмали была утрачена. И в течение XIV—XV вв. финифть не играет важной роли в украшении предметов, а используется лишь как фон для металлических литых или чеканных изображений.
По составу различают эмали холодные (изготовляют на основе мочевиноформальдегидных смол и наносят на изделие кистью или распылителем, затем изделия сушат) и горячие (стекловидные глазури в виде пасты, которую накладывают на изделие шпателем, затем изделие высушивают и обжигают). Художественные эмали бывают белые и цветные. В зависимости от светопроницаемости эмали подразделяют на прозрачные (металлическая основа изделия просвечивает сквозь эмаль), полупрозрачные, или палевые (переливающиеся на свету), и непрозрачные (глухие).
По способу нанесения эмалевого покрытия различают следующие виды эмалей: выемчатая, перегородчатая, эмаль по резьбе, по рельефу, поливная с накладками, расписная. Выемчатая эмаль заполняет углубления, сделанные резьбой, штамповкой или отливкой металла. Перегородчатая эмаль заполняет ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям рисунка. Эмаль по резьбе (гравировка) — прозрачная, наносится на поверхность металла, покрытого резьбой. Эмаль по рельефу (чеканному, литому) — прозрачная и глухая, наносится на рельеф изделия. Поливная эмаль с накладками — покрывающая предмет сплошь одноцветная эмаль, на которую перед последним обжигом кладут тисненные из золотого или серебряного листа изображения и орнамент. Расписная эмаль (живописная, или финифть) наносится на изделие; изделие расписывается эмалевыми красками, закрепленными обжигом.
Возрождение искусства финифти относится к XVI в., а расцвет его — к XVII в. В этот период используются многообразные технические приемы и расцветки. В середине XVII в. техника финифти обогащается еще одним приемом.— росписью особыми огнестойкими красками.
Производство изделий с расписной финифтью организуется одновременно в Москве и Сольвычегодске в 40-х годах XVII в., а в начале XVIII в. к ним добавляются новые центры — Петербург и Ростов Великий.