Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Габитус как матрица социальных ролей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Габитус — это внешний мир, отраженный и преображенный во внутреннем мире: «диспозиции агентов, их габитус, т. е. ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир, являются в основном продуктами интериоризации структур социального мира». Наркоман — уже не личность, он ее потерял, ибо идет на поводу у своих непреодолимых привычек, ставших моделью его поведения, и порочной… Читать ещё >

Габитус как матрица социальных ролей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятие, социальное пространство и социальные агенты удивительно переплелись в одном из главных понятий социологического учения П. Бурдье — габитусе.

Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Габитус (от лат. habitus — свойство, состояние, положение) — система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации. Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти.

Капитал и габитус являются важнейшими категориями в учении П. Бурдье. Габитус — это тот, кто реализует капиталы. У Бурдье габитус описывается в связи с практиками (усвоение и порождение практик). Габитус является оригинальным концептом П. Бурдье, это «система прочных приобретенных предрасположенностей (диспозиций)» .

Процесс конструирования габитуса описывается через понятие траектории опыта, жизненного пути индивида в различных социальных полях и субполях. Агенты, имеющие близкие позиции в одном и том же поле, например научные работники или врачи, обладают сходными капиталами и практиками их реализации, похожими ценностями, нормами поведения, образом жизни, наконец незначительно различающимися траекториями прохождения жизненных ситуаций. «Конструировать понятие „габитус“ как систему приобретенных схем, функционирующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принципы классификации и, одновременно, как организующие принципы действия, это означало формировать социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов»[1].

Габитус – это внешний мир, отраженный и преображенный во внутреннем мире:

Габитус — это внешний мир, отраженный и преображенный во внутреннем мире: «диспозиции агентов, их габитус, т. е. ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир, являются в основном продуктами интериоризации структур социального мира»[2]

Представители одной социальной группы имеют сходные условия формирования габитуса и сходные жизненные шансы, приблизительно одинаковые результаты жизненного опыта, траектории прохождения жизненного пути, классовые возможности и классовые ограничения в доступе к другим ситуациям. «Габитус, — пишет Бурдье, — являющийся порождающей основой реакций, более или менее адаптированных к требованиям поля, есть продукт целой индивидуальной истории, но также — через опыт воспитания в раннем детстве — всей коллективной истории семьи и класса»[3].

Если ограничены жизненный опыт и возможности агента, ограничены его капиталы, то ограничен и габитус агента, т. е. порождающие практики. Они как бы не порождают успех. Габитус способен принести прибыль. Габитус не конвертируется, как капитал, но содержит практические предрасположенности.

Габитус не является ни продуктом сознательного устремления к целям, т. е. рациональным феноменом, ни продуктом механической детерминации, т. е. результатом пассивной реакции на окружающую действительность. Он — единство личности и среды, спекшихся до неузнаваемости.

Наркоман — уже не личность, он ее потерял, ибо идет на поводу у своих непреодолимых привычек, ставших моделью его поведения, и порочной среды, из которой он не может вырваться. Вместе они и составляют единый и нерушимый союз — габитус.

Бурдье использует не только понятие «габитус», но и понятия «стратегия», «диспозиция» и ряд других. Как он пишет: «Такие понятия, как габитус (или система диспозиций), практическое чувство, стратегия связаны с усилием выйти из структуралистского объективизма, не впадая в субъективизм»[4].

Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

Габитус можно представить себе как матрицу социальных ролей, исполняемых индивидом, и сил социального поля, влияющих на это исполнение, воплотивших себя в системе верований, идей, установок.

  • [1] Бурдье П. Социология политики. С. 27−28.
  • [2] Там же. С. 192.
  • [3] Бурдье П. Социология политики. С. 162.
  • [4] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой