Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вопрос 2. Российские мыслители XVIII века об историческом процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформы Петра I открыли Россию Европе, и Европу России. Идеи западного рационализма и Просвещения начали активно проникать в секуляризировавшееся российское общество. Постепенно закладывались основы для возникновения оригинальных отечественных исторических концепций. Среди первых новых представлений о роли России следует отметить мнение самого Петра Алексеевича. Царь видел будущее своего… Читать ещё >

Вопрос 2. Российские мыслители XVIII века об историческом процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформы Петра I открыли Россию Европе, и Европу России. Идеи западного рационализма и Просвещения начали активно проникать в секуляризировавшееся российское общество. Постепенно закладывались основы для возникновения оригинальных отечественных исторических концепций. Среди первых новых представлений о роли России следует отметить мнение самого Петра Алексеевича. Царь видел будущее своего государства в соответствии с положениями концепции духовного круговорота Г. В. Лейбница. Пётр считал, что «науки, искусства и образ жизни», зародившись в Греции, затем перешли в Италию, из Италии разошлись по всем европейским странам, теперь же очередь дошла до России. Науки «со временем оставят свое место пребывания в Англии, Франции и Германии, продержатся несколько веков у нас и затем снова возвратятся… в Грецию», при этом «русское имя будет вознесено на высшую ступень славы» .

В этом же смысле высказывался Д. Кантемир, молдавский господарь, перешедший на русскую службу в 1711 г. Полагая, что история — это чередование восточной (персидской), южной (Александра Македонского), западной (римской) и, наконец, четвёртой — северной — монархий, Кантемир предрекал перенесение центра всемирной цивилизации в Россию. Именно эта страна, на его взгляд должна была стать и реально становилась в правление Петра Великого преемницей западных монархий, то есть монархией северной.

Сближает эти два мнения представление о существовании центра мира (политического или культурного) и его перемещении из страны в страну.

Один из первых российских историков В. И. Татищев (1686—1750 гг.) в своем сочинении «История российская» автор придерживался линейно-стадиальной концепции исторического развития, предполагая периодизацию истории в переходе от естественного состояния к цивилизации. Татищев писал, что общество прошло несколько этапов духовного развития: соперничество человеческого духа (детство); создание письменности (юность); распространение христианства и изобретение книгопечатания (период возмужания); развитие гражданского общества (зрелость).

Во второй половине XVIII столетия идеи Просвещения прочно утвердились в России. Широко распространялось убеждение, что усовершенствование человеческого общества возможно только средствами разума, образования и культуры, что истинное просвещение основано на «согласовании» европейской образованности с национальным самосознанием. Многие мыслители защищали идеи гуманизма, свободомыслия, прогресса, связывая с ним достижение народного блага и справедливости, реализацию естественных прав человека на жизнь, свободу, достоинство.

Один из крупнейших российских просветителей, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», А. Н. Радищев (1749—1802 гг.) видел в истории тенденцию к прогрессу. Он отмечал, что с течением времени происходит обогащение разума, знаний, достигаемое за счет преемственности поколений. Переход от первобытности к цивилизации Радищев объяснил тремя причинами: «нуждой», ростом «хозяйственного накопительства» и, наконец, «изобретательностью людей, способных совместными трудами создавать блага цивилизации…». В своей концепции автор придавал большое значение географической среде: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Однако главной движущей силой для Радищева все-таки является «шествие человеческого разума» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой