Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовная культура. 
Народы Австралии и Океании. 
Тасманийцы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О религиозных верованиях тасманийцев известно еще меньше, чем о социальном строе. Сообщения наблюдателей об этом противоречивы и мало надежны. Одни — как Уидо — усон, Бретон, Йоргенсен — вообще отрицали у них какую бы то ни было религию. Другие — большинство — признавали наличие религиозных верований, но описывали их очень противоречиво. Почти все, однако, сходятся на одном: аборигены боялись… Читать ещё >

Духовная культура. Народы Австралии и Океании. Тасманийцы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Религия.

О религиозных верованиях тасманийцев известно еще меньше, чем о социальном строе. Сообщения наблюдателей об этом противоречивы и мало надежны. Одни — как Уидо — усон, Бретон, Йоргенсен — вообще отрицали у них какую бы то ни было религию. Другие — большинство — признавали наличие религиозных верований, но описывали их очень противоречиво. Почти все, однако, сходятся на одном: аборигены боялись ночного духа, или духов, бродящих в темноте. Некоторые указывают и имя этого ночного духа: Raego Wrapper (Робинсон) или Намма (Дэвис). Другие сводят это просто к суеверной боязни темноты (Лайн, Уокер, Уэст). Есть сообщение о культе луны (Ллойд, Бонвик); во всяком случае, в лунные ночи тасманийцы устраивали свои «корробори». Есть сообщения и о вере в дневного духа, но они очень неопределенны. Патер В. Шмидт пытался найти в этих сообщениях следы — «первобытного монотеизма», но никаких оснований для этого нет.

У тасманийцев практиковалась инициация, но об обрядах ее мы знаем только то, что одним из них было нанесение рубцов на теле. Бонвик упоминает о вращательных дощечках, но только как об орудии магии, а не как о принадлежности обрядов инициации; женщинам запрещалось на них смотреть. Относительно колдовства известно, что каждый знал и применял магические приемы, но в каждой группе были также лица, считавшиеся особенно искусными в магии; англичане называли их докторами. Магические приемы были несложны и очень напоминали практиковавшиеся австралийцами. По свидетельству Бонвика, обычным способом лечения было растирание больного места, сопровождавшееся произнесением заклинаний, и мнимое извлечение из тела больного кости или камня. Бэкхауз говорит, что колдуны держали при себе куски стекла, посредством которых они наносили глубокие раны в пораженной болезнью части тела пациента. Очевидно, стекло заменяло магические кристаллы, которые у австралийцев являлись необходимой принадлежностью колдуна. Одним из лучших средств для лечения болезней считалось прикладывание кости мертвеца к больному месту, а также принятые внутрь соскобленные с кости покойника частицы и вода, в которой была вымочена кость. Миллиган говорит, что тасманийцы часто носили на шее кость руки или ноги или нижнюю челюсть, а иногда даже череп умершего родственника, в качестве амулета, предохраняющего от всяких бед.

Иногда больных клали для излечения около покойника. Бэкхауз рассказывает, что после смерти одной женщины ее сородичи построили платформу из жердей и на закате солнца положили на нее труп; затем они разместили больных вокруг платформы. По словам аборигенов, покойница должна была ночью встать и изгнать из больных злых духов, причинявших болезнь.

О приемах вредоносной магии источники умалчивают. Только Брау-Смит упоминает, что тасманийцы верили, будто человеку можно причинить вред, завладев его волосами. Тасманийцы верили в духов мертвых, которые днем скрываются в пещерах и расщелинах скал, дуплах деревьев, уединенных долинах, а по ночам бродят по земле. Считалось, что духи — существа в общем благожелательные, хотя и способные вредить живым, когда разгневаны.

Загробная жизнь считалась продолжением земной. Существовало представление о стране мертвых, богатой дичью и ягодами. Тасманийцы знали три способа погребения: закапывание в землю, кремацию, иногда с предварительным выставлением трупа на платформе, и погребение в пещерах или дуплах деревьев. Интересны «священные камни» тасманийцев, упоминаемые Брау-Смитом и Бэкхаузом. Они представляют замечательную аналогию с австралийскими чурингами и в то же время вызывают в памяти известные раскрашенные гальки из пещеры Мас-д'Азиль во Франции (эпоха мезолита). По-видимому, они служили амулетами и талисманами. По Бэкхаузу, черные и красные полосы, накрашенные на этих камнях, изображали «отсутствующих друзей». Вероятнее, однако, предположение Бонвика, что здесь дело идет не об отсутствующих живых людях, а об умерших, о которых говорили, как об «отправившихся в далекий путь» .

Есть некоторые указания на тотемические верования. Не раз наблюдатели отмечали различные пищевые запреты: одни тасманийцы отказывались есть мясо самца валляби, другие-мясо самки. Интересен рассказ о женщине, которая относилась с суеверной привязанностью к одному из деревьев в лесу. Когда это дерево было повреждено группой мужчин, она в гневе бросилась на своих обидчиков с горящей головней. Был запрет употреблять в пищу рыбу, но мотивы этого запрета остались неизвестными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой