Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культура японского Средневековья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизнь в нолуизолированных регионах, при очень скудных ресурсах, на грани выживания способствовала выработке первого набора ментальных стереотипов и духовных ценностей. Среди этих ценностей наиболее важное место занимали традиции родственно-территориальной общины, способной выживать только за счет ограничения личных потребностей каждого, для блага всех. Способность к самоограничению стала одной… Читать ещё >

Культура японского Средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Природно-исторические условия формирования японской культуры

Становление культуры Японии началось приблизительно 40 тыс. лет назад, с заселения островов несколькими народами, первым из которых были айны. Одни исследователи называют их потомками кавказских, а другие — гималайских племен. Затем, на острова Японии переселились представители индонезийских племен (кумасо) и тунгусские племена (идзумо и гэнсон), ранее проживавшие в приморских районах Дальнего Востока и говорившие на одном из древних вариантов алтайского языка.

Приблизительно 13 тыс. лет назад климат в районе Японских островов стал значительно более теплым, чем во времена палеолита. На островах исчезли крупные животные, привыкшие к условиям оледенения. Населению для выживания необходимо было заменить охоту на этих животных другими занятиями: морским рыболовством и земледелием. Началась эпоха неолита.

Природные условия Японии способствовали концентрации населения в прибрежной полосе и вдоль берегов рек, текущих с гор к морю. Так в Японии сформировалось около 60 областей, в каждой из которых проживали люди с общей историей, своим собственным диалектом, особенностями коллективной жизни, труда и быта. При этом набор хозяйственных занятий был приблизительно одинаков: охота в горах, земледелие на основе злаков в речных долинах и рыболовство у моря. Межплеменная торговля развита была слабо как из-за трудностей передвижения по суше, так и в связи с отсутствием разнообразия в имеющихся ресурсах. Более того, крайняя бедность ресурсов суши и богатство ресурсов моря (которые невозможно было завоевать, и право на которые нельзя было присвоить) привели к тому, что при высокой концентрации населения в зонах, благоприятных для земледелия и рыболовства, войны за овладение территорией долгое время не играли значительной роли в жизни японских племен. И лишь во II—VII вв. н.э. борьба родовых элит за первенство на острове Кюсю привела к созданию крупного межплеменного союза Ямато, а затем, во второй половине VII в. — к завоеванию войсками этого союза острова Хонсю и формированию Японской империи. Но и после этого единство Японии оставалось лишь политическим, но не экономическим и культурным.

Жизнь в нолуизолированных регионах, при очень скудных ресурсах, на грани выживания способствовала выработке первого набора ментальных стереотипов и духовных ценностей. Среди этих ценностей наиболее важное место занимали традиции родственно-территориальной общины, способной выживать только за счет ограничения личных потребностей каждого, для блага всех. Способность к самоограничению стала одной из самых важных черт японской ментальности. Все другие элементы культуры, как рождавшиеся в самой Японии, так и привносимые извне, должны были совпасть с этим критерием национальной идентичности. Совпавшие — имели шанс на распространение, не совпавшие — отмирали.

В дальнейшей истории Японии на становление единой культуры повлияли периоды, в которых то доминировала самая широкая открытость по отношению к зарубежному культурному влиянию, то практически полная изоляция Японии от всего остального мира. Можно сказать, что в истории Японии с VII по XX в. регулярно менялся вектор развития и часто — на противоположный. И в этом отношении культурное развитие Японии и России близки. Но островное положение Японии, компактность расселения и бедность ресурсов приводили к тому, что все культурные процессы в ней проходили значительно интенсивнее и в более выраженных формах. Периоды исторического развития Японии приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Периодизация истории Японии[1]

Даты.

Название периода.

Политическое, цивилизационное и культурное содержание периода.

13 тыс. лет назад —.

III в. до н.э.

Дземон.

Неолитическая революция.

111 в. до и. э — III в. н.э.

Яей.

«Бронзовый век» и становление праяиоиской цивилизации в виде соседства многочисленных родовых общин.

IV — VI вв.

Кофун.

Формирование племенного союза Ямато и основных форм традиционной культуры.

562−710 гг.

Асука.

Трансформация племенного союза в первую форму государствен ности.

710−794 гг.

Нара.

Синтез традиционной и буддийской культур. Первый расцвет государственных форм культуры.

794−1185 гг.

Хэйан.

Кризис централизованного государства и расцвет «аристократической» культуры провинций.

1185−1333 гг.

Камакура.

Сегунат Минамото. Классический японский феодализм и становление «самурайской культуры».

1392−1568 гг.

Муромати.

Сегунат Асикага. период феодальных войн, рост городов и становление светской городской культуры. Первое знакомство с европейской культурой.

1603−1867 гг.

Эдо.

Сегунат Токугава. Второй период государственной централизации. Полная изоляция Японии от внешних влияний. Сочетание государственных и городских форм культуры.

1868−1911 гг.

Мэйдзи.

Период цивилизационных и культурных преобразований. Конец политики изоляционизма, реформы во всех сферах жизни, резкий модернизационный скачок.

  • [1] Периодизация приведена по изданию: История Японии. Т. 1: С древнейших времендо 1868 г. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1988. С. 18—19.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой