Культура японского Средневековья
Жизнь в нолуизолированных регионах, при очень скудных ресурсах, на грани выживания способствовала выработке первого набора ментальных стереотипов и духовных ценностей. Среди этих ценностей наиболее важное место занимали традиции родственно-территориальной общины, способной выживать только за счет ограничения личных потребностей каждого, для блага всех. Способность к самоограничению стала одной… Читать ещё >
Культура японского Средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Природно-исторические условия формирования японской культуры
Становление культуры Японии началось приблизительно 40 тыс. лет назад, с заселения островов несколькими народами, первым из которых были айны. Одни исследователи называют их потомками кавказских, а другие — гималайских племен. Затем, на острова Японии переселились представители индонезийских племен (кумасо) и тунгусские племена (идзумо и гэнсон), ранее проживавшие в приморских районах Дальнего Востока и говорившие на одном из древних вариантов алтайского языка.
Приблизительно 13 тыс. лет назад климат в районе Японских островов стал значительно более теплым, чем во времена палеолита. На островах исчезли крупные животные, привыкшие к условиям оледенения. Населению для выживания необходимо было заменить охоту на этих животных другими занятиями: морским рыболовством и земледелием. Началась эпоха неолита.
Природные условия Японии способствовали концентрации населения в прибрежной полосе и вдоль берегов рек, текущих с гор к морю. Так в Японии сформировалось около 60 областей, в каждой из которых проживали люди с общей историей, своим собственным диалектом, особенностями коллективной жизни, труда и быта. При этом набор хозяйственных занятий был приблизительно одинаков: охота в горах, земледелие на основе злаков в речных долинах и рыболовство у моря. Межплеменная торговля развита была слабо как из-за трудностей передвижения по суше, так и в связи с отсутствием разнообразия в имеющихся ресурсах. Более того, крайняя бедность ресурсов суши и богатство ресурсов моря (которые невозможно было завоевать, и право на которые нельзя было присвоить) привели к тому, что при высокой концентрации населения в зонах, благоприятных для земледелия и рыболовства, войны за овладение территорией долгое время не играли значительной роли в жизни японских племен. И лишь во II—VII вв. н.э. борьба родовых элит за первенство на острове Кюсю привела к созданию крупного межплеменного союза Ямато, а затем, во второй половине VII в. — к завоеванию войсками этого союза острова Хонсю и формированию Японской империи. Но и после этого единство Японии оставалось лишь политическим, но не экономическим и культурным.
Жизнь в нолуизолированных регионах, при очень скудных ресурсах, на грани выживания способствовала выработке первого набора ментальных стереотипов и духовных ценностей. Среди этих ценностей наиболее важное место занимали традиции родственно-территориальной общины, способной выживать только за счет ограничения личных потребностей каждого, для блага всех. Способность к самоограничению стала одной из самых важных черт японской ментальности. Все другие элементы культуры, как рождавшиеся в самой Японии, так и привносимые извне, должны были совпасть с этим критерием национальной идентичности. Совпавшие — имели шанс на распространение, не совпавшие — отмирали.
В дальнейшей истории Японии на становление единой культуры повлияли периоды, в которых то доминировала самая широкая открытость по отношению к зарубежному культурному влиянию, то практически полная изоляция Японии от всего остального мира. Можно сказать, что в истории Японии с VII по XX в. регулярно менялся вектор развития и часто — на противоположный. И в этом отношении культурное развитие Японии и России близки. Но островное положение Японии, компактность расселения и бедность ресурсов приводили к тому, что все культурные процессы в ней проходили значительно интенсивнее и в более выраженных формах. Периоды исторического развития Японии приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Периодизация истории Японии[1]
Даты. | Название периода. | Политическое, цивилизационное и культурное содержание периода. |
13 тыс. лет назад —. III в. до н.э. | Дземон. | Неолитическая революция. |
111 в. до и. э — III в. н.э. | Яей. | «Бронзовый век» и становление праяиоиской цивилизации в виде соседства многочисленных родовых общин. |
IV — VI вв. | Кофун. | Формирование племенного союза Ямато и основных форм традиционной культуры. |
562−710 гг. | Асука. | Трансформация племенного союза в первую форму государствен ности. |
710−794 гг. | Нара. | Синтез традиционной и буддийской культур. Первый расцвет государственных форм культуры. |
794−1185 гг. | Хэйан. | Кризис централизованного государства и расцвет «аристократической» культуры провинций. |
1185−1333 гг. | Камакура. | Сегунат Минамото. Классический японский феодализм и становление «самурайской культуры». |
1392−1568 гг. | Муромати. | Сегунат Асикага. период феодальных войн, рост городов и становление светской городской культуры. Первое знакомство с европейской культурой. |
1603−1867 гг. | Эдо. | Сегунат Токугава. Второй период государственной централизации. Полная изоляция Японии от внешних влияний. Сочетание государственных и городских форм культуры. |
1868−1911 гг. | Мэйдзи. | Период цивилизационных и культурных преобразований. Конец политики изоляционизма, реформы во всех сферах жизни, резкий модернизационный скачок. |
- [1] Периодизация приведена по изданию: История Японии. Т. 1: С древнейших времендо 1868 г. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1988. С. 18—19.