Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние типа семейного воспитания на формирование эмпатии у детей дошкольного возраста

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Выводы по второй главе 7. Выводы по первой главе 4. Результаты исследования типов семейного воспитания и эмпатии дошкольников. Типы семейного воспитания. Анализ влияния типов семейного воспитания на формирование эмпатии у детей дошкольного возраста. Заключение. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2. 1… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Понятие и сущностные характеристики эмпатии
    • 1. 3. Типы семейного воспитания
  • Выводы по первой главе 4
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Организация и методологический аппарат исследования
    • 2. 2. Результаты исследования типов семейного воспитания и эмпатии дошкольников
    • 2. 3. Анализ влияния типов семейного воспитания на формирование эмпатии у детей дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе 7
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Влияние типа семейного воспитания на формирование эмпатии у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Родители данных дошкольников достаточно внимательны к чувствам и потребностям детей, опекают и заботятся о них, однако характеризуются выраженными авторитарными качествами. В данных семьях ребёнок никогда не предоставлен самому себе, у него много различных обязанностей и запретов. Родители чётко очерчивают рамки дозволенного и внимательно следят за соблюдением установленных правил, при этом они абсолютно уверены в своих воспитательских способностях. Во многом это объясняется фобией утраты ребёнка, а также стремлением оградить его от возможных жизненных ошибок, совершённых в своё время родителями. Исследование показало, что, в целом, такие дети благодарны родителям за внимание, характеризуются положительными отношениями с другими родственниками и воспитателями. Вместе с тем, они испытывают сложности в межличностных отношениях с другими детьми, не стремятся к общению в больших группах, предпочитают одиночество. Можно предположить, что излишняя родительская опека негативно сказывается на социализации ребёнка, и, как следствие, на его эмпатических способностях.

6. Третий кластер охватывает 17 человек (34% дошкольников). Семьи этих детей характеризуются наиболее гармоничными детско-родительскими отношениями — родителям присуще безусловное принятие своих детей, высокий уровень кооперации и симбиоза с ними. Все имеющиеся ограничения и запреты носят разумный характер и не мешают личностному развитию ребёнка, который является полноценным субъектом семейной жизни. Проведённый анализ выявил, что дошкольники, объединяемые третьим кластером, характеризуются положительным отношением как к родителям, так и к другим родственникам, легко заводят дружеские отношения с одногруппниками и другими детьми, позитивно воспринимают воспитателей. Они любознательны, стремятся к общению в больших группах детей, отличаются лидерскими качествами. В случае необходимости готовы отстаивать свою позицию, но, вместе с тем, не агрессивны и не конфликтны.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что проведённое исследование показало: 1) эмпатия является сложным личностным феноменом, формируемым как внешними, так и внутренними факторами; 2) тип семейного воспитания является определяющим для формирования многих личностных особенностей ребёнка, соответственно, оказывает значительное влияние на формирование и развитие эмпатических способностей; 3) чем лучше детско-родительские отношения, тем выше уровень эмпатии у ребёнка. Таким образом, гипотеза исследования может считаться доказанной.

Спасибо за внимание!

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребёнка / Н. Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2. — С. 82 — 92.
  2. М.В. Генные основы темперамента и личности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 128 — 139.
  3. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.
  4. Т.В. Семейная психология / Т. В. Андреева. — СПб: Питер, 2007. — 256 с.
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. — М., 2012. — 450 с.
  6. С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника: Дис. канд. психол. наук. — М., 2008. — 194 с.
  7. А. Теория социального научения / А. Бандура. — М.: Евразия, 2000. — 320 с.
  8. А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой учёный. — 2012. № 8. — С. 254 — 256.
  9. А.С. Загадки и тайны психики / А. С. Батуев. — М.: Дрофа, 2003. — 128 с.
  10. П.П. Педология / П. П. Блонский. — М.: Владос, 1999. — 288 с.
  11. А.А. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии / А. А. Бодалев, Т. Р. Каштанова // Групповая психотерапия при неврозах и психозах — Т. 36. — Л., 1975.
  12. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб: Питер, 2008.
  13. В.В. Энергия эмоций в общении / В. В. Бойко. — М.: Просвещение, 2006. — 75 с.
  14. Большой психологический словарь. — М.: АСТ; Прайм-Еврознак, 2009. — 867 с.
  15. Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю. В. Борисенко // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 122 — 130.
  16. А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией / А. К. Бохарт // Иностранная психология. — 1993. — Т. 1. № 2. — С. 57 — 64.
  17. Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребёнка в младшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 159 с.
  18. Д.В. Семья и развитие личности / Д. В. Винникот. — Екатеринбург: Литур, 2004. — 400 с.
  19. Г. Н. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения: В 2-х тт. / Г. Н. Волков. — М.: Магистр-Пресс, 2002.
  20. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: Дис. канд. псих. наук. — К., 1991.
  21. Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб: Союз, 1999. — 224 с.
  22. Т.Е. Развитие эмпатии у дошкольников / Т. Е. Габышева // Альманах мировой науки. — 2016. № 4−2. — С. 138 — 141.
  23. Т.П. Эмпатия и её особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. канд. псих. наук. — М., 1977.
  24. Г. Г. Эмпатия как детерминанта конструктивных изменений личности / Г. Г. Геворкян // Семья и личность: проблемы взаимодействия. — 2015. № 4. — С. 8 — 14.
  25. И.В. Структура и функции эмпатии дошкольников / И. В. Гришко, И. В. Казанцева // Традиции и инновации с современной науке: Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 464 — 465.
  26. А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: Дис. канд. психол. наук. — СПб, 2006. — 193 с.
  27. У.В. Развитие эмпатии у дошкольников 5 — 6 лет / У. В. Гущина // Научно-методический электронный журнал Концепт. — Т. 10. — С. 256 — 260.
  28. В. Описательная психология / В. Дильтей. — М.: Алетейя, 1996. — 138 с.
  29. В.И. Феномен эмпатии в психологических исследованиях / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Н. М. Петрова // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — С. 86 — 90.
  30. В.А. Психология семьи / В. А. Дружинин. — СПб: Питер, 2006. — 176 с.
  31. Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка: Дис. канд. психол. наук. — Ярославль, 2007. — 175 с.
  32. В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — Самара: СамГПУ, 2010. — 188 с.
  33. Е.А. Родительские директивы как форма проявления родительского отношения и как источник психологических проблем ребёнка 5 — 6 лет: Дис. канд. психол. наук. — Тамбов, 2004. — 194 с.
  34. О.Г. Влияние образа отца на полоролевую индентификацию подростков / О. Г. Калинина // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — С. 15 — 26.
  35. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт / И. С. Кон // Педагогика. — 2005. — № 9. — С. 3 — 17.
  36. Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребёнка: Дис. канд. психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 197 с.
  37. В.В. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: Исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией / В. В. Кохут // Антология современного психоанализа. — Т. 1. — М.: Институт психологии РАН, 2000.
  38. Т.Л. Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам: Дис. канд. психол. наук. — М., 2006. — 147 с.
  39. С.Н. Человек будущего. Воспитание родителей / С. Н. Лазарев. — СПб, 2010. — 256 с.
  40. А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  41. О.В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребёнок — взрослый» на формирование личностной направленности человека: Дис. д-ра психол. наук. — М. 2004. — 376 с.
  42. А.Р. Психологическое наследие: Сборник / А. Р. Лурия. — СПб: Смысл, 2003. — 434 с.
  43. Н.М. Развитие эмпатии у дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / Н. М. Магомедханова // Вестник Московского института государственного управления и права. — 2016. № 14. — С. 181 — 184.
  44. С.В. Эмпатия старших дошкольников как одно из условий успешного межличностного взаимодействия / С. В. Макарова // Психология и педагогика: Прошлое, настоящее, будущее: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 128 — 132.
  45. Е.В. Психологическая структура эмпатии / Е. В. Мельник // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. — 2015. № 1. — С. 59 — 62.
  46. О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов: Дис. канд. психол. наук. — М., 2007. — 289 с.
  47. А.В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2002. — 512 с.
  48. М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребёнка: Дис. канд. психол. наук. — М., 2003. — 236 с.
  49. Н.Л. Материнство в новейших социологических, философских и социологических концепциях / Н. Л. Пушкарёва // Этнографическое обозрение. — 1999. № 5. — С. 48 — 59.
  50. А.А. Психология личности / А. А. Реан. — СПб: Питер, 2013. — 288 с.
  51. А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / А. А. Реан. — М.: АСТ, 2010. — 576 с.
  52. Н.В. Основы клинической психологии / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 408 с.
  53. К.Р. Гуманистическая психология: Теория и практика / К. Р. Роджерс. — М.: МОДЭК, 2013. — 456 с.
  54. Л.Б. Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. — М., 2003. — 156 с.
  55. Л.С. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников / Л.С. САмсоненко, Т. П. Акимова // Электронный научный журнал. — 2016. № 12−1. — С. 317 — 325.
  56. М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дис. канд. психол. наук. — Кострома, 2002. — 185 с.
  57. Семёнова-Полях Г. Г. Обобщённые параметры развития детско-родительских отношений в осложнённых условиях жизнедеятельности семьи: Дис. канд. психол. наук. — Казань, 2003. — 197 с.
  58. Е.О. Детская психология / Е. О. Смирнова. — М.: Владос, 2008. — 366 с.
  59. Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребёнка при различных типах детско-родительских отношений: Дис. канд. психол. наук. — М., 2008. — 209 с.
  60. Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей: На материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями: Дис. канд. психол. наук. — М., 2001. — 156 с.
  61. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. — М.: Флинта, 2004. — 672 с.
  62. А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель / А. Б. Фомина. — М., 1996.
  63. З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. — М.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2015. — 480 с.
  64. Э. Искусство любви / Э. Фромм. — М., 2012.
  65. Дж. Залог детских успехов / Дж. Холт. — СПб: Дельта, 1996. — 480 с.
  66. В.М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. — М.: Владос Пресс, 2004. — 287 с.
  67. И.Ю. Фамилистика / И. Ю. Шилов. — СПб: Петрополис, 2000. — 416 с.
  68. Л.Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. — М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 768 с.
  69. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Владос, 1999. — 360 с.
  70. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание / И. М. Бсупов. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. — 202
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ