Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформы XV-XVII вв. в процессе формирования русской государственности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период образования Русского централизованного государства и его последующего развития основными причинами, которые способствовали законодательному закреплению системы сословной организации общества, явились — крайняя необходимость мобилизовать экономические и людские ресурсы общества в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, рассредоточение населения, низкий уровень… Читать ещё >

Реформы XV-XVII вв. в процессе формирования русской государственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XV-XVII вв. характеризовались двумя взаимосвязанными процессами развития централизованного государства — формированием единой государственной территории за счет объединения русских земель и укреплением политической системы и реальной власти монарха. Входившие в состав государства новые территории, прежде всего, становились объектом хозяйственного освоения, крестьянского земледелия. Основой благосостояния оставался земледельческий труд, который создавал общественное богатство, давал государству материальные и демографические ресурсы для нормального функционирования. Главные тенденции развития государственной политики, были непосредственно связаны с вопросом о землевладении и крестьянском сословии.

В период образования Русского централизованного государства и его последующего развития основными причинами, которые способствовали законодательному закреплению системы сословной организации общества, явились — крайняя необходимость мобилизовать экономические и людские ресурсы общества в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, рассредоточение населения, низкий уровень развития товарно-денежных связей и постоянная борьба с внешней опасностью.

Развитие социальных отношений на больших пространствах и систематический отток населения к окраинам до известной степени замедляли рост социальной напряженности, видоизменяли формы ее проявления и, в конечном счете, консолидацию сословий. В этих условиях государство активно вмешивалось в процесс формирования и законодательного регулирования сословий. Решение проблемы было найдено в создании особой служилой системы, при которой каждый слой общества (сословие) имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей или, по терминологии того времени, — службу или тягло. Сердцевину организации составляло условное землевладение, — представление земли служилым людям — помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Так сформировалась поместная система, основным преимуществом которой являлось то, что государство всегда могло располагать значительными военными силами без затраты каких-либо средств на их содержание. Поместное землевладение как система сложилось к концу XV — началу XVI в., когда правительства Ивана III и Василия III, активно расширявшие поместное землевладение, ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. К середине XVI в. поместье стало наиболее распространенным видом землевладения в центральных уездах. Особые центральные учреждения ведали земельными отношениями служилых людей. Важнейшим из них был Поместный приказ. Служилые люди владели землей по месту службы, откуда произошло название — «поместье», и разделялись на два разряда: к первому относились московские, ко второму — уездные или городовые дворяне и дети боярские. В отличие от вотчинного владения, условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы государству. Однако правительство постепенно шло навстречу желаниям служилых людей и сближало правовой статус поместий и вотчин. Уже к концу XVII в. данное различие становилось все более формальным, и связь между службой и землевладением утрачивалась. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. дал этому явлению окончательное законодательное подтверждение. Важным преимуществом поместной системы для государства являлось ее значение в качестве контрольного и хозяйственно-административного института.

Помимо фискальных и административных функций, данная система имела большое политическое значение. Она позволяла монарху мобилизовать средние и низшие слои служилого класса в качестве своей социальной опоры в борьбе с боярством, сохранявшим социально-экономическое могущество благодаря вотчинному наследственному землевладению. Конфликт боярства с монархической властью, которая стремилась найти более широкую социальную базу в дворянстве, экономически и политически зависимом от государства, нашел свое выражение в ряде памятников права и политической мысли. Основные линии социальных конфликтов эпохи прослеживаются наиболее четко в крупнейших правовых кодексах — Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г и Соборном уложении 1649 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой