Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Позитивизм и прагматизм xix — начала xx века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позитивизм проходит ряд фаз, традиционно называемых первым (Конт, Спенсер), вторым (Мах, Дюгем, Пуанкаре), третьим (Венский кружок и др.) позитивизмом. Последний, называемый часто неопозитивизмом и логическим позитивизмом (в западной литературе часто — логическим эмпиризмом, а иногда просто «позитивизмом»), в конце 1930;х гг. приходит в тесное взаимодействие с американским прагматизмом — другим… Читать ещё >

Позитивизм и прагматизм xix — начала xx века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Позитивизм, являющийся прямым наследником эпохи Просвещения, возникает как альтернатива двум идейным течениям: с одной стороны, чистому механицизму в духе Лапласа (см. параграф 2.1); с другой — рассмотренной выше классической философии познания XVII—XVIII вв. — от Декарта и Локка до Канта.

Эпоха Просвещения рассматривает науку как квинтэссенцию разума. И наука XVIII—XIX вв. действительно шла от одного триумфа к другому. Это открывало дорогу идеологии сциентизма, основу которой составляет ориентация на естественные науки как образец для решения всех познавательных проблем, в сочетании с верой в то, что наука на это способна. Усложнение и специализация быстро развивавшейся естественной науки в XIX в. и ее прямолинейный беспроблемный рост на базе ньютонианской программы способствовали тому, что сложные рассуждения Канта и его наследников, которые к тому же не давали однозначных ответов, казались ученым «заумными» и ненужными. «По всей вероятности, громадный успех, который выпал на долю Спенсера, был обусловлен этим обстоятельством. Интеллигенту XIX в. (впрочем, и XX в. тоже) льстило, что в философском трактате он обнаруживал суждения здравого смысла, до которых он и сам додумывался, но только явно их не выражал. Наконец-то были выражены сами собой разумеющиеся идеи, понимание которых теперь не требовало специальной философской культуры» [1, с. 49—51].

На этой почве в середине XIX в. возникает позитивизм француза О. Конта и его английских продолжателей — Дж. Милля и Г. Спенсера. Простые (понятные для ученых) построения позитивистов XIX в., к тому же превозносивших естественные науки, были с энтузиазмом встречены как среди самих ученых, так и среди многочисленных почитателей науки, круг которых в это время стремительно расширялся.

Позитивизм проходит ряд фаз, традиционно называемых первым (Конт, Спенсер), вторым (Мах, Дюгем, Пуанкаре), третьим (Венский кружок и др.) позитивизмом. Последний, называемый часто неопозитивизмом и логическим позитивизмом (в западной литературе часто — логическим эмпиризмом, а иногда просто «позитивизмом»), в конце 1930;х гг. приходит в тесное взаимодействие с американским прагматизмом — другим важным истоком основных направлений современной философии науки. Это было стимулировано интенсивной эмиграцией в 1930;х гг. в США философов-неопозитивистов из Австрии и Германии, где он родился и развился. Общей основой всех перечисленных течений является: 1) неприятие «метафизики» (под которой понимали классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля), сочетающееся с 2) эмпиризмом, восходящим к Ф. Бэкону, и 3) феноменализмом как путем обхода критики Юма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой