Понятие о методах и средствах воспитания
Однако от методов воспитанияследует отличать средства воспитания. Средства воспитания — это те конкретныемероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т. д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметныекружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины и т. д.), которые используются в процессе реализации того или… Читать ещё >
Понятие о методах и средствах воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.
Метод воспитания — это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Следовательно, метод выводится в процессе осознания природы поставленной цели, он жестко диктуетсяходом производимого мыслительного анализа.
Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношенияего с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившимся смешением понятий"методы воспитания" и «методы воздействия». Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретнойсиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: «Применил метод упражнения, когда организовал правильное поведение ребенка», или «Явоспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения». Не отрицая правомерности сказанного, отметим, что сказанное относилось к методамвоспитательного воздействия — отнюдь не к методам воспитания.
Методы воспитания — это педагогическаяпроекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующимвлиянием на личность.
Если нам известны факторы воспитания, то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательногопроцесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитанияличности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторыформирования личности, он задает им определенное направление (социально-ценностныйвектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценностнуюреакцию детей. Но, зная факторы формирования, педагог уже знает способы воспитания.
Фактор социальной среды вличностном формировании трансформируется в воспитательной практике в методорганизации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованноговзаимодействия детей со средой. воспитание педагог убеждение приучение Фактор собственнойактивности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организациивоспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочноговлияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.
Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана:
метод организации воспитывающей среды;
метод организации воспитывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой;
метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни.
Перечисленные методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния наподрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка [1; 462 — 464].
Однако от методов воспитанияследует отличать средства воспитания. Средства воспитания — это те конкретныемероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т. д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметныекружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины и т. д.), которые используются в процессе реализации того или иногометода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью такихвоспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочноевремя по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспутыи т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т. д.
Иногда, однако, разъяснительныебеседы и различные собрания в работах не строго научного характера называютметодами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибкиздесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретнымисредствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных форм егоосуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания [2; 305].