Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Жизнь и философская деятельность И. Канта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Свою философию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) — выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Кант ставит задачу… Читать ещё >

Заключение. Жизнь и философская деятельность И. Канта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иммануил Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности субъекта в познании и нравственной практике началась разработка диалектического метода познания — главного движения немецкой классической философии. У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа — с позиций последовательного идеализма — за допущение материалистического тезиса о существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций материализма — за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За это же его критиковал и Гегель, но с позиций абсолютного объективного идеализма и, что очень существенно, — с позиций всесторонне разработанного диалектического метода.

Жизнь Канта — это, прежде всего написанные им книги, самые волнующие события в ней — мысли. У Канта нет иной биографии кроме истории его учения.

Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология), «Критика практического разума» (1788) — этика, «Критика способности суждения» (1790) — эстетика.

В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.

В философском развитии Канта различают 2 периода: «докритический» до 1770 г. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности — теория Канта-Лапласа); и «критический» с 1770 г. — защита диссертации «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания.

Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.

Свою философию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) — выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Кант ставит задачу выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум)).

Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся априорные формы.

Философия Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т. е. моральную.

Цель философии — анализ условий достижения адекватного, всеобщего знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы.

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т. е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Однако отсюда не следует, что оно целиком из него происходит. Опыт не может быть основой всеобщих истин. Размышления заводят разум в тупик, порождают неразрешимые противоречия, а, следовательно, космология, теология и психология — догматические лженауки.

Наследие И. Канта остается актуальным, так как выдвинутые им идеи сохраняют теоретическое и практическое значение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой