Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судьбы православия. 
Религиоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили на Руси святые праведники Серафим Саровский (1754/1759−1833) и Иоанн Кронштадтский (1829−1908/1909), которым сначала народное предание, а потом православная церковь присвоили звание «российский чудотворец», великие аскетические писатели Игнатий… Читать ещё >

Судьбы православия. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на трудности, переживаемые православной церковью, она оставалась богатейшим источником духовности русского народа. Многие вышедшие из ее лона подвижники благочестия прославились чистотой и святостью своей жизни, своим служением. Важный вклад для духовного просвещения народа сделал святитель Тихон Задонский (1724−1783). Епископ Тихон рассылал все свои деньги по тюрьмам и богадельням, а сам в одежде простого инока посещал больных и бедных. Он написал много трудов о монашеской жизни. Широко известны имена архиепископа воронежского Антония (1773−1846), снискавшего особую всеобщую любовь за свое милосердие, и почти 30 лет прожившего в «затворе» епископа Феофана Затворника (1815−1894), который сделал много переводов святоотеческих писаний и оставил после себя аскетические сочинения; великого просветителя епископа Игнатия (Брянчанинова, 1807−1867).

Глубинная особенность русского умозрения восходит к аскетической традиции восточного православия, которая в течение многих столетий определяла духовную жизнь России. Через греческих церковных писателей понятие «аскезы» вошло в христианство и стало означать духовное подвижничество Христа ради, жизнь на началах одного духа при подавлении потребностей тела, кроме самых необходимых. Конечная цель христианской аскезы — святость, соединение человека с Господом, обожествление человеческой природы, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили на Руси святые праведники Серафим Саровский (1754/1759−1833) и Иоанн Кронштадтский (1829−1908/1909), которым сначала народное предание, а потом православная церковь присвоили звание «российский чудотворец», великие аскетические писатели Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, канонизированные церковью, старцы Оптиной пустыни Леонид, Макарий и Амфросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили Киреевские, Аксаковы, Гоголь, Достоевский и многие другие.

Все они (и другие, не названные) учили словом и жизнью, возможность христианского совершенства свидстельствовали собой, своей жизнью, показывая, что возможно не только стремление, но и достижение. В некоторых случаях можно сказать даже больше — живой человек во плоти становился как бы явлением Духа. Таков «убогий Серафим» Саровский — чудотворец. Подвиги его подобны подвигам первых христиан-пустынножителей. Саровский учил, что истинная цель христианской жизни — в стяжании Духа Святого. И нет других целей. Все остальное — молитва, пост, милостыня — только средство к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в храм Божий, «в пресветлый чертог вечного радования» .

Строгим ревнителем аскетической традиции был и Брянчанинов. Он оставил множество работ, предназначенных в основном монашествующим, т. е. людям, сознательно выбравшим путь аскетического совершенствования. Он учил, что, принимая монашеский постриг, человек умирает для мира, чтобы заново родиться — в духе. Монашество, путь пресуществления собственной природы, было для Игнатия «наукой из наук», где важно все. Он пишет о наружном поведении иноков, о посте, о молитве — внешней и внутренней, сердечной молитве, о борьбе со страстями, о смирении, терпении, сосредоточении, самоотвержении.

В православном христианстве испокон века сохранялась и до сих пор жива в старообрядчестве традиция приветствия во время службы: «Христос посреди нас» — «Есть и будет» — с поясным или земным поклоном.

Помимо регулярных литургических богослужений и таинства причастия и исповеди есть и другие таинства. Первое из них — это таинство крещения. Внешне оно состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо, что оказалось более распространенным, в окроплении головы его святой водой (что символизирует очищение) с призыванием Святой Троицы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой