Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
История зарубежной конфликтологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение процесса становления конфликтологического знания предполагает и изыскание всех сопряженных с данной тематикой идей, смыслов, сентенций, размышлений, теоретических построений, начиная с первых известных человечеству памятников культуры. Задача исследователей заключается и в том, чтобы установить как эволюционные, так и революционные тенденции в историческом процессе интеллектуального… Читать ещё >

Введение. История зарубежной конфликтологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приступая к изучению истории зарубежной конфликтологии, мы должны отдельно проговорить ряд обстоятельств, понимание которых сделает наше путешествие в мире научных и исторических фактов более целенаправленным, вооружит нас принципами осмысления этого огромного массива информации, позволяющего держаться в рамках заданного темой курса предмета изучения.

В первую очередь вспомним о существовании различных форм познания действительности: мифологической, религиозной, научной. Возникали они в разное время, каждая имеет свою специфику, и со временем никуда не исчезли, сосуществуя и по настоящее время (менялась лишь «пропорция» их соотношения, да степень влияния на умы человеческие — то уменьшаясь, то увеличиваясь).

Мифологические представления существовали на определенных стадиях развития практически у всех народов мира. В своей классической форме миф представляет повествование, в котором те или иные социальные или природные явления истолковываются и объясняются как результаты действий определенных персонажей — героев этого рассказа. У людей, в среде которых живет миф, нет сомнения в реальности этих героев и совершаемых ими действий. Такая вера, причем не требующая никаких доказательств, — необходимый признак мифа.

Мифологический строй мышления характеризуется иррациональностью. Мифу противостоит как научная рациональность, так и рациональность богословская, присущая теистическим религиям. Поэтому нельзя отождествлять миф и религию.

Древние Китай, Индия и Греция являются цивилизациями, в которых примерно в VIII—VI вв. до н.э. возникает социальнофилософская мысль.

Вместе с тем называть социально-философскую мысль, возникшую в это время, научной мыслью или наукой было бы неверно. Наука предполагает развитую систему дефиниций (определений) основных категорий и понятий, относящихся к сфере этой науки, а такая система только начала складываться, а также развитую систему методов, т. е. способов добывания знаний, которая также находится в начале своего становления. Таким образом, социальнофилософская мысль VIII—VI вв. до н.э. еще не была наукой, хотя и развивалась в этом направлении. Кроме того, она представляла собой единый, нерасчлененный массив социально-гуманитарного знания, из которого еще не выделились отдельные науки или дисциплины. Поэтому представители практически всех гуманитарных наук очень часто цитируют те или иные положения из текстов Платона или Аристотеля и др.[1]

В связи с этим возникает определенная проблема выработки критерия отбора для любого историка, пытающегося обнаружить в массиве информации, относящейся к определенной эпохе, именно тот фрагмент, который бы соответствовал предмету исследования. В нашем случае — истории конфликтологии. Обычно в качестве такого критерия выбирается все, что говорилось и писалось о борьбе, раздоре, споре, войне в то или иное историческое время, т. е. все то, что уже гораздо позже стало подразумеваться под словом «конфликт».

Сам термин «конфликт» на заре становления социальной философии не употреблялся. Философы того времени использовали термин «противоречие».

Мы обращаемся к временам «давно минувших дней» потому, что благодаря использованию богатейшего историко-культурного материала получаем уникальную возможность проследить все этапы становления представлений о конфликте, накопления конфликтологических знаний, на основе которых в XX в. и возникла современная конфликтология как самостоятельная отрасль научного знания.

Изучение процесса становления конфликтологического знания предполагает и изыскание всех сопряженных с данной тематикой идей, смыслов, сентенций, размышлений, теоретических построений, начиная с первых известных человечеству памятников культуры. Задача исследователей заключается и в том, чтобы установить как эволюционные, так и революционные тенденции в историческом процессе интеллектуального форматирования представления о конфликте как наиболее значимом способе самореференции общества.

Для того чтобы определенным образом обозначить некоторые итоги излагаемой картины разнообразия взглядов и форм постижения предмета анализа и рассуждения, каждая часть учебного пособия будет завершаться попыткой теоретического обобщения и интерпретации представленного материала. Такой подход дает возможность обозначить некие «скрепы», позволяющие получить аргументированное представление о генеральной тенденции становления социального знания о конфликте.

  • [1] История конфликтологии: учеб, пособие / Д. Ю. Трутников, В. И. Трушникова. Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.rU/t/trushnikow_dJ/text_0220.shtml
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой