Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание экологических знаний в эколого-биологическом образовании школьников

СтатьяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологическое образование, приобретенное через предметное изучение экологии, по мнению многих ученых, является наиболее эффективным. Первые школьные учебные пособия, а затем и учебники экологии были изданы в России 1994 г. А уже в 1996 году, на тот момент изданные в России учебные пособия по экологии были оценены по поручению Проблемного Совета по экологическому образованию при РАО профессором… Читать ещё >

Содержание экологических знаний в эколого-биологическом образовании школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Чуйкова Л.Ю.

Содержание эколого-биологического образования должно базироваться на реальных аспектах взаимодействия общества и природы, определенных Конституцией РФ. Авторы предлагают содержание экологических знаний в школе представить в виде основных структурных компонентов современной экологии, где особую роль выполняет региональная экология и природопользование. Региональный компонент содержания должен представлять конкретный материал по природным экосистемам и региональному природопользованию, как механизму адаптации региональной социальной системы в природе.

Одним из основных факторов обуславливающих развитие экономики является наличие природных ресурсов. Спустя всего несколько десятилетий молодые люди, обучающиеся сейчас в школах, будут принимать решения, направленные на развитие экономики страны, освоение природных ресурсов, поиск альтернативных источников энергии и пр. Обществу необходимо не только остановить развитие негативных тенденций в окружающей среде, но и думать о способах минимизации влияния негативных последствий и моделировании развития событий в этой области. Нельзя только лишь принимать меры по ликвидации чрезвычайных техногенных ситуаций и стихийных бедствий, надо их прогнозировать и принимать решения по их предотвращению Эти обстоятельства, уже сейчас ставят перед обществом задачу формирования у молодежи глубокого понимания сложного комплекса экологических взаимоотношений, которые следует рассматривать гораздо глубже, чем сейчас, и шире, чем только природопользовательские отношения, проявляющиеся в реальной современной жизни.

Понимания сути экологических взаимоотношений можно достичь при правильно организованном экологическом образовании, которое должно стать главной задачей общего школьного образования. Рано или поздно руководство страны вернется к проблеме школьного экологического образования. За период с начала девяностых прошлого века до начала нынешнего много было сделано для отработки содержания экологического образования в школе. Проанализируем, что достигнуто в этой области на настоящий момент.

Содержание экологического образования в школе за период с 1990 по 2000 гг. приняло определенные очертания. Сложились следующие модели его реализации в школе: предметная, межпредметная, факультативная, а также — внеурочная, включающая в себя исследовательское, практическое и прикладное направления.

Экологическое образование, приобретенное через предметное изучение экологии, по мнению многих ученых, является наиболее эффективным. Первые школьные учебные пособия, а затем и учебники экологии были изданы в России 1994 г. А уже в 1996 году, на тот момент изданные в России учебные пособия по экологии были оценены по поручению Проблемного Совета по экологическому образованию при РАО профессором Санкт-Петербургского государственного педагогического института им. Герцена И. Н. Пономаревой. Результаты экспертизы были доложены на заседании Проблемного Совета в 1996 г. В 1997 г. профессором С. Н. Глазычевым в статье «Экология: учебная книга», опубликованном в журнале «Экология и жизнь» (2−3, 1997), была дана оценка содержания школьных учебных пособий по экологии. К этому времени в Астрахани были опубликованы следующие учебные пособия:

1. Информационно-дидактические материалы экологического содержания. — Астрахань, 1994, (Чуйкова Л.Ю.);

2. Природа — наш дом (учебное пособие по экологии для 5 класса средней школы, 1995, (Чуйкова Л.Ю.);

3. Общая экология: Учебное пособие по экологии для 10 класса средней школы, 1996, (Чуйкова Л.Ю.);

4. Чуйкова Л. Ю. Социальная экология. 1996, (Чуйкова Л.Ю.);

5. Взаимосвязи человека и природы (учебное пособие для 6 класса средней школы. 1997, (Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В.).

Не все из них попали в поле зрения экспертов, а только «Природа — наш дом» и «Общая экология». Несмотря на то, что эти книги отражали не в полном объеме программное содержание экологического образования, разработанное для Астраханских школ авторским коллективом (всего было издано 7 учебных пособий по экологии), но и они получили положительные оценки. Среди учебных пособий, предназначенных для предметного изучения экологии в старших классах, внимание Глазычева С. Н. (1997г.) привлекли следующие книги:

1. Основы экологии, Н. М. Черновой с соавторами (1995 г., Москва);

2. Экология: 9 класс, Е. А. Криксунова с соавторами (1995 г., Москва);

3. Экология России, Б. М. Миркина, Л. Г. Наумовой (1996 г., Москва);

4. Экология — 9−11 классы, Н. М. Мамедова, И. Т. Суравегиной (1996 г., Москва);

5. Экология Санкт-Петербурга и области, С. В. Алексеева с соавторами;

6. Экология Ярославской области (нет ссылки на автора);

7. Основы экологии для 10 — 11 классов, В. И. Жидкина (Саранск, 1995);

8. Природа — наш дом (5 класс), Л. Ю. Чуйковой (Астрахань, 1994 г.);

9. Общая экология (10 класс), Л. Ю. Чуйковой (Астрахань, 1996 г).

Анализируя содержание вышеназванных школьных учебников по экологии С. Н. Глазычев заметил, что в их содержании «прослеживается движение от конкретики к обобщениям: от решения задач охраны природы и окружающей среды к экологии, а в экологии — от экологии растений и животных к общей экологии, и далее — в направлении изучения роли антропогенных факторов среды (к закономерностям развития социоприродных экосистем)».

Анализ содержания учебников по мнению С. Н. Глазычева «позволяет сделает вывод, что в списке научных публикаций основной объем несомненно принадлежит биоэкологии» и что «все подотрасли современной экологии пока еще не удается представить системно, в структуре учебников явно выражена биоцентристская позиция их создателей».

Мы поставили задачу, выявления емкости разделов современной экологии, представленных в школьных учебных книгах и их соотношения, а также — обоснование содержания наиболее полно отражающего структуру и задачи современной экологии.

Проанализировав учебные пособия по экологии, наиболее часто используемые в школах Астраханского региона, нетрудно заметить, что действительно, основную часть их содержания представляют биоэкологические знания. В меньшей степени в учебниках присутствуют такие подразделы как экология человека, социальная экология, глобальная экология, прикладная экология.

В учебнике «Основы экологии» (Н.М.Чернова, В. М. Галушин и В.М. Константинов) представлены следующие разделы: биоэкология — 60% объема, социальная экология — 20%, прикладная экология или охрана природы — 20%.

В учебнике «Экология: 9 класс» (Е.А. Криксунов, В. В. Пасечник, А.П. Сидорин) содержание представлено следующими разделами: биоэкология — 65,79% объема (150 стр.), глобальная экология (раздел «Антропогенное воздействие на биосферу») — 20,61% (47 стр.), экология человека (раздел «Окружающая среда и здоровье человека) — 13,60% (31 стр.).

В учебнике «Основы общей экологии» Н. М. Мамедова, И. Т. Суравегиной, С. Н. Глазачева с соавторами содержание экологических знаний представляют разделы: глобальная экология (глава «Биосфера — глобальная экосистема») — 28,68% объема (69 стр.), биоэкология (глава «Экосистемы биосферы») — 23,36% (57 стр.), экология человека (глава «Человек в биосфере») — 20,90% (51 стр.), социальная экология (глава «Экология общества») — 27,46% (67 стр.)

Учебник «Экология России» Б. М. Миркина, Л. Г. Наумовой представлен следующими модулями: биоэкология (главы 2, 3, 4) — 41% объема, социальная экология (главы 1, 5, 9) — 29,5%, прикладная экология (главы 6, 7,8) — 29,5%.

Таким образом, в анализируемых учебниках представлены следующие подразделы: биоэкология, экология человека, социальная экология, глобальная экология, прикладная экология.

Для визуального представления о соотношении подразделов экологии, входящих в структуру учебников, полученные данные нами представлены в виде диаграммы 1. Общая высота столбиков показывает объем учебников в страницах.

Диаграмма 1. Соотношение объема разделов современной экологии в федеральных учебниках, используемых в школах Астраханской области Включение различных подотраслей современной экологии в область естественно-научного знания школьной системы образования до настоящего времени является проблемой педагогической науки. Для решения этой проблемы необходимо широкое обсуждение различных моделей и их обоснование.

Структура современной экологии, представленная Н. Ф. Реймерсом не может служить основой для формирования общекультурного компонента экологических знаний, так как представленных в структуре подразделов современной экологии довольно много и в основном они очень специфичны.

Для определения общекультурной составляющей экологии необходимо учитывать три группы отношений общества и природы, обозначенные в Конституции Российской Федерации: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Вместе с тем, современное состояние окружающей среды, характеризующееся наступлением глобального экологического кризиса, требует глубокого изучения этой проблемы. Он имеет различные проявления: глобальные климатические изменения, несоответствие темпов и направлений развития экономики и производства ресурсно-экологическим возможностям биосферы и др. Эти обстоятельства повышают значимость экологию как науки, способной дать решение этих проблем. Но при этом современная экология должна стать действительно комплексной наукой, вышедшей за пределы границ очерченных биоэкологией, геоэкологией и т. п., включив в сферу своих интересов социальные, экономические, политические и правовые аспекты жизнедеятельности человека и общества.

Базируясь на таком подходе, мы дали следующую характеристику современной экологии — это комплексная наука, объектом изучения которой является биосфера Земли во всех функциях и формах проявления, включая социальные и психологические, а предметом — взаимосвязи и отношения.

Тогда структуру современной экологии мы представляем следующим образом:

1. классическая экология (биоэкология): экология растений, экология животных, биоценология, продукционная экология и т. п.

2. глобальная экология (географическая экология), объектом изучения которой является биосфера в целом, ее географические подразделения, природно-климатические зоны и другие глобальные экосистемные образования и связанные с этим особенности структуры и функций.

3. региональная экология (ее можно рассматривать как подотрасль глобальной экологии), изучающая специфические особенности региональных экосистем и подсистем и связанные с ними функции.

4. прикладная экология, объектом изучения которой являются экологические аспекты природопользования, включая охрану окружающей среды (природоохранную экологию), инженерную, строительную, радиационную, сельскохозяйственную, токсикологическую, урбоэкологию, экологию жилища и др.

5. экология человека: физиологическая экология, экотоксикология, экопаразитология, производственная, адаптационная экология и т. п.

6. социальная экология, изучающая взаимоотношения социума с окружающей средой.

Эти направления задают возможности развития экологии как науки и показывают направления культурологического минимума, которые необходимо включить в содержание общего экологического образования.

На основании такого подхода нами было разработано содержание школьного учебника экологии, разделенного на 3 этапа изучения:

вводный (пропедевтический) — 5−6 класс;

основной — 7−9 класс;

мировоззренческий — 10−11 класс.

Основным отличием нашего подхода к содержанию учебников является включение прикладной и региональной экологии. Основанием для включение регионального аспекта послужило в первую очередь то, что федеральные учебники представляли в качестве примеров для рассмотрения экологических закономерностей материал не характерный для региона Нижней Волги. Из-за этого дети теряли интерес к предмету.

По принадлежности, учебники, подготовленные астраханскими учеными и педагогами, представляют для изучения школьников основные разделы современной экологии. Они подготовлены авторским коллективом в составе: Чуйковой Л. Ю., Чуйкова Ю. С., Теплого Д. Л., Сиговатовой М. В., Шамгуновой Л. К. Они подготовлены по классическому академическому варианту и, хотя называются учебными пособиями, по сути, являются учебниками.

Содержание учебного пособия для 7-го класса посвящено изучению основ классической экологии и называется «Основы экологических знаний» (биоэкология). Пособие для 8-го класса представляет экологию Астраханской области (региональная экология) и так называется — «Основы региональной экологии». В нем раскрывается история природопользования в регионе и особенности эволюционной адаптации социальной системы, на примере Астраханской губернии. В 9-м классе содержание учебного пособия посвящено экологии человека. В нем рассматриваются связи человека с окружающей средой на физиологическом, психологическом и социальном уровне. Пособие для 10-го класса называется «Общая экология» и содержит материал о глобальных закономерностях, лежащих в основе экологических взаимодействий, о биосферных процессах и о возможностях использования этих знаний для осуществления экологичного природопользования. Пособие для 11-го класса называется «Социальная экология» и посвящено изучению взаимоотношений общества и природы. В нем раскрываются особенности развития общества и его влияния на природу, а социальная система предстает перед учащимися как саморегулирующаяся социоприродная система. Объем учебных пособий варьирует в пределах от 210 до 264 стр.

Для визуальной оценки тематического содержания учебного материала, представленного в учебных пособиях по экологии (7−11 классы), разработанных астраханским коллективом авторов, представлена сравнительная диаграмма 2, которая позволяет судить не только об общем объеме содержания курса современной экологии, но и об удельном весе каждого раздела в сравнении с федеральными учебниками.

Cодержание учебного материала в региональном комплекте учебников экологии призвано: 1) представить в обобщенном виде законы экологии и показать базовые механизмы взаимодействия в экологических системах; 2) рассмотреть, как развитие общества изменяет природу, разрушает естественные механизмы функционирования экосистем; 3) показать, что общество представляет собой природную систему, развивающуюся в соответствии с природными законами; 4) показать историю природопользования в условиях региона и особенности эволюционной адаптации социальной системы в конкретных природных условиях; 5) рассмотреть связи человека как биологического, психологического и социального существа с окружающей средой; 6) обосновать и показать направления воспитания нравственных, эмоциональных и интеллектуальных качеств человека, для его гармоничного и эффективного взаимодействия с природой.

школьный пособие экология образование Диаграмма 2. Соотношение объема учебного материала (по подразделам современной экологии), представленного в учебниках экологии, используемых в школах Астраханской области

1. Глазычев С. Н. Экология: учебная книга //Экология и жизнь, № 2−3, 1997. С 3−7.

2. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. заведений. — М.: Дрофа, 1995. — 240 с.

3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. Учебник для 9−11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Устойчивый мир, 2000. — 272 с.

4. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазычев С. Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. — М.: «МДС», 1998. — 272 с.

5. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы правила, принципы и гипотезы). — М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. — 367 с.

6. Чуйков Ю. С., Чуйкова Л. Ю. Основы общей экологии (Учебное пособие для ВУЗов). — Астрахань: Изд-во Нижневолжского центра экологического образования, 2005. — 252 с.

7. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинова В. М. Основы экологии: Проб. учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /М.: Просвещение, 1995. — 240.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой