Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет и анализ реализации продукции (на примере ООО «Арида»)

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изм. и доп. от 21 января 2003 г.) и Постановление Российского статистического агентства от 9 августа… Читать ещё >

Учет и анализ реализации продукции (на примере ООО «Арида») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Глава 1. Теоретические основы учета и анализа реализации продукции

1.1 Экономическая сущность учета и анализа реализации продукции

1.2 Система нормативно-правового регулирования учета и анализа реализации продукции Глава 2. Современное состояние учета реализации продукции на предприятии ООО «Арида»

2.1 Краткая экономическая характеристика

2.2 Первичный учет реализации продукции

2.3 Аналитический и синтетический учет реализации продукции

2.4 Основные направления совершенствования организации учета реализации продукции Глава 3. Анализ реализации продукции

3.1 Методологические особенности анализа реализации продукции

3.2 Анализ реализации продукции на предприятии

3.3 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности предприятия Заключение Список литературы

Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства и ее реализация являются основными элементами предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности — систематическое получение прибыли.

Цикл выпуска и продажи готовой продукции является основным разделом деятельности предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.

Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета выпуска готовой продукции и ее реализации имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы по основным косвенным налогам, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость. Правильность определения финансовых результатов, и, соответственно, налога на прибыль и размера прибыли, остающейся в распоряжении организации, также напрямую зависит от того, насколько точно отражены в бухгалтерском учете и отчетности реализационные операции и, в частности, определения себестоимости реализуемой готовой продукции.

Основная задача бухгалтерского учета наличия и реализации готовой продукции состоит в полном и правильном оприходовании готовой продукции, обеспечении ее сохранности, в контроле за выполнением договоров и обязательств по поставкам продукции потребителю. Обязательным условием действующей практики бухгалтерского учета является доведение учетной оценки реализованной продукции до фактической себестоимости ее изготовления и сбыта.

Очень важно добиться четкой организации бухгалтерского учета, которая отражала бы специфику каждого конкретного предприятия в соответствии с твердо установленной системой нормативного регулирования. Это необходимо для осуществления оперативного руководства эффективного контроля и использования информации по учету на предприятии заинтересованными организациями и лицами (налоговыми, аудиторскими, контрольно-статистическими и другими службами).

В связи с вышеизложенным тема выпускной квалификационной работы «Учет и анализ реализации продукции» в современных условиях хозяйствования является актуальной и практически значимой для предприятий всех форм собственности и отраслевой направленности.

В соответствии с избранной темой основной целью выпускной квалификационной работы является изучение организация бухгалтерского учета и анализ реализации продукции применительно к условиям деятельности конкретного предприятия.

Предметом данного исследования является методика бухгалтерского учета и анализа реализации продукции.

Объектом данного исследования является деятельность общества с ограниченной ответственностью «Арида» (ООО «Арида», г. Рязань), осуществляющего производство и реализацию продукции молокопереработки.

Для достижения заявленной цели в выпускной квалификационной работе для решения поставлены следующие задачи:

— определение экономической сущности процесса реализации продукции;

— характеристика системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и анализа реализации продукции;

— анализ результатов деятельности предприятия за 2006;2008 гг.;

— изучение современного состояния первичного, аналитического и синтетического учета реализации продукции на предприятии;

— разработка основных направлений совершенствования данного раздела учета;

— изучение методологических особенностей анализа реализации продукции;

— анализ динамики реализации продукции на предприятии;

— разработка основных направлений совершенствования сбытовой деятельности на предприятии.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета и экономического анализа, труды ученых в области отечественной теории и практики бухгалтерского учета и экономического анализа, материалы периодической печати и прочая научно-практическая информация по теме исследования, практическая информация предприятия.

Глава 1. Теоретические основы учета и анализа реализации продукции

1.1 Экономическая сущность учета и анализа реализации продукции

Сбытовая политика предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально-техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики предприятия.

Сбытовая политика предприятия заключается в ее интеграции в совокупность экономических отношений переходного периода рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием.

Проведение сбытовой политики опирается, прежде всего, на определение ее целей на данном предприятии, адекватных показателей эффективности и выбранной стратегии деятельности предприятия. Для достижения этих целей вырабатываются и применяются специфические средства прогнозирования, планирования, координации, регулирования, контроля, учета и анализа работы по сбыту.

Предприятие обеспечивает проведение сбытовой политики во взаимосвязи с совершенствованием экономического механизма коммерческой деятельности, работы по подготовке и заключению договоров (контрактов), информационных связей и технического оснащения структурных подразделений, осуществляющих функции управления предприятием, рационализацией своей организационной структуры. [31]

Готовая продукция — это изделия, продукты, которые полностью закончены обработкой в данной организации, отвечают требованиям стандартов и технических условий, приняты службой технического контроля, оформлены приемо-сдаточной документацией и сданы на склад готовой продукции. Продукты, изделия, не прошедшие полной технологической обработки в данной организации, не принятые службой технологического контроля, не сданные на склад, не включаются в состав готовой продукции и учитываются в составе незавершенного производства. 21]

Готовая продукция, изготовленная для продажи и сданная из производства на склад, подлежит отпуску, отгрузке покупателям.

Операции отгрузки, отпуска оформляются специальным первичным документом — приказом-накладной, форма и содержание которого определяются организацией самостоятельно и утверждаются в учетной политике организации. Приказ-накладная представляет документ, сочетающий два документа:

— приказ складу на передачу, отпуск, отгрузку готовой продукции покупателю;

— накладную на отпуск со склада готовой продукции.

Документ оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается экспедитору — работнику, отправляющему груз. В нем указывается количество отправленных мест, масса груза в соответствии с товарно-транспортной или железнодорожной накладной, стоимость оплаченного тарифа за доставку продукции до покупателя.

Экспедитор сдает приказ-накладную и квитанцию транспортной организации в бухгалтерию для выписки платежных документов и их оплаты покупателем (платежного требования, счета-фактуры и др.).

Второй экземпляр приказа-накладной используется как оправдательный документ об отпуске готовой продукции складским персоналом, а также для отражения этой операции в карточках учета материалов (типовая форма N М-17).

Основанием для выписки приказа-накладной являются условия договоров с покупателями (договоры купли-продажи, поставки, мены, комиссии и др.). В документе указывают наименование покупателя, количество и наименование продукции, цену продукции, срок отгрузки, отпуска и др.

По данным сгруппированных первичных документов на отпуск (отгрузку) готовой продукции оставляют регистр аналитического учета — ведомость продажи готовой продукции. [34]

При продвижении готовой продукции от производителей к покупателям возникают транспортные расходы, оплата которых производится следующим образом:

1. все расходы оплачивает поставщик. В этом случае условия франкировки носят название франко-склад покупателя, а франко (в переводе с итал. — свободный) означает, до какого звена на пути движения готовой продукции от производителя к покупателю последний освобождается от оплаты транспортных расходов;

2. все расходы оплачивает покупатель (условия франкировки — франко-склад поставщика);

3. часть расходов оплачивает поставщик, часть — покупатель. В этом случае условиями франкировки являются:

4. франко-станция отправления, когда поставщик оплачивает транспортные расходы (погрузка, доставка и др.) до станции отправления;

5. франко-станция назначения, когда поставщик оплачивает транспортные расходы до станции назначения. [18]

Продажа готовой продукции позволяет возместить расходы организации, понесенные на производство и реализацию, учесть выручку от продажи готовой продукции, выявить финансовый результат обычной деятельности, произвести расчет фактической суммы прибыли или убытка от продаж.

Формирование выручки от продаж в бухгалтерском учете производится в соответствии с нормами п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (в ред. приказа Минфина России от 27.10.2006 г.), согласно которым выручка в бухгалтерском учете признается при наличии следующих условий:

— организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом;

— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

— право собственности на готовую продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

— расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. [54]

Учет выручки от продажи продукции, работ, услуг ведется на активно-пассивном счете 90 «Продажи», имеющем следующие субсчета:

— 1 «Выручка» — для учета поступления активов, признаваемых выручкой;

— 2 «Себестоимость продаж» — для учета фактической себестоимости продаж, по которым признана выручка;

— 3 «Налог на добавленную стоимость» — для отражения сумм НДС, причитающихся к получению от покупателей, заказчиков;

— 4 «Акцизы» — для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции;

— 9 «Прибыль/убыток от продаж» — для выявления финансовых результатов (прибыли или убытка) от продажи готовой продукции, работ, услуг за отчетный период.

Бухгалтерские записи по счетам 90−1 «Выручка», 90−2 «Себестоимость продаж», 90−3 «Налог на добавленную стоимость», 90−4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.

При признании в бухгалтерском учете сумм выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг производится следующая запись:

— Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» .

Одновременно списывается фактическая себестоимость проданных продукции, работ, услуг и коммерческие расходы:

— Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» К-т сч. 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др.

При учете готовой продукции по нормативной себестоимости или договорным ценам списание готовой продукции при отгрузке, отпуске может производиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж списываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции. Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете 43 «Готовая продукция», субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» .

Независимо от метода определения учетных цен общая стоимость готовой продукции (учетная стоимость плюс отклонения) должна равняться фактической производственной себестоимости этой продукции за отчетный месяц.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по счетам 90−2 «Себестоимость продаж», 90−3 «Налог на добавленную стоимость», 90−4 «Акцизы» и кредитового оборота по счету 90−1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Прибыль ежемесячно (заключительными оборотами) списывается записью:

— Д-т сч. 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» .

Таким образом, счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме счета 90−9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» .

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных продукции, работ, услуг, а также по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией. [29]

Таким образом, организация бухгалтерского учета реализации готовой продукции в организациях должна обеспечивать группировку полной и достоверной информации о движении готовой продукции на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

1.2 Система нормативно-правового регулирования учета и анализа реализации продукции

учет реализация продукция сбыт Основным нормативным документом, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета производства и реализации готовой продукции является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 3 ноября 2006 г.). Закон устанавливает единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами; определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения вопросам организаций с внутренними и внешними пользователями информации.16

Порядок налогообложения операций по реализации готовой продукции регламентируется Налоговым кодексом РФ, частью первой от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 2008 г.), законодательно закрепляющей понятие налога, налоговой системы, регулирующий права и взаимные обязанности налогоплательщиков и налоговых органов и частью второй от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2008 г.), регулирующей порядок расчета и уплаты конкретных налогов (применительно к учету реализации продукции, НДС и акцизы). 27]

Эти законы относятся к первому уровню нормативно-правовой документации.

Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета готовая продукция (как вид активов, предназначенных для продажи) относится к категории материально-производственных запасов. В связи с этим, основным документом второго уровня, регулирующим бухгалтерский учет готовой продукции является Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) утвержденное Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н. (с изм. и доп. от 26 марта 2007 г.) [41]

В ПБУ 5/01 приводится следующее определение готовой продукции:

" Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством". 3]

Данное Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, в том числе и готовой продукции, и призвано привести методические принципы и правила учета материально-производственных запасов в соответствие с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.

В соответствии с этим нормативным документом задачами учета готовой продукции являются:

— формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства. Исчерпывающий перечень таких затрат и условия их включения в фактическую себестоимость материалов приведены в ПБУ 5/01 и подробно расшифрованы в Методических указаниях;

— правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции. Эта задача должна решаться при организации бухгалтерского учета в организации вообще — то есть учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает прежде всего оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;

— контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения. Контроль за этой стороной деятельности организации осуществляется, как правило, соответствующими комиссиями — создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно. Помимо административных методов контроля (проведение плановых и внезапных проверок, осуществление предварительного и последующего контроля за целесообразностью и правомерностью использования материальных ресурсов), могут использоваться и экономические методы контроля (материальное стимулирование снижения норм расхода и, напротив, меры материального воздействия за перерасход материалов). Во втором случае контроль осуществляется опосредованно;

— контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения организации необходимой информацией;

— проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции. Последняя задача сформулирована в общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей квалификации и, главное, возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений. 23]

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) должно применяться с учетом других ПБУ:

— «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;

— «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), (утв. приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н) (с изм. и доп. от 25 декабря 2007 г.);

— «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изм. и доп. от 27 ноября 2006 г.);

— «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изм. и доп. от 27 ноября 2006 г.);

— «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), (утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н) (с изм. и доп. от 18 сентября 2006 г.). [47]

Основными нормативными документами третьего уровня регулирования учета наличия и движения готовой продукции являются:

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденные Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (с изм. и доп. от 26 марта 2007 г.), в которых определен порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению" (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (с изм. и доп. от 18 сентября 2006 г.), в которых устанавливаются единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49), где определены порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

— Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изм. и доп. от 21 января 2003 г.) и Постановление Российского статистического агентства от 9 августа 1999 г. N 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения», в котором приведены унифицированные формы первичной учетной документации по движению материально-производственных запасов, в том числе и готовой продукции. [29]

Наконец, основными документами четвертого уровня регулирования бухгалтерского учета наличия и движения готовой продукции являются учетная политика организации, в которой закреплены выбранный вариант учета материально-производственных запасов и рабочий план счетов предприятия, в котором сформированы счета и субсчета в соответствии с потребностями экономического субъекта. [30]

Приведенный перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения в учете наличия и движения готовой продукции нельзя считать полным, поскольку решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований, всех действующих нормативных документов по конкретному вопросу.

Таким образом, цель нормативного регулирования бухгалтерского учета наличия и движения готовой продукции состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Глава 2. Современное состояние учета реализации продукции на предприятии ООО «Арида»

2.1 Краткая экономическая характеристика

Общество с ограниченной ответственностью «Арида» (ООО «Арида») учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в августе 2000 года и приобретает права юридического лица с момента его регистрации решением Регистрационной Палаты Администрации города Рязани 23 августа 2000 года за № 4178 АП.

Юридический адрес Общества: 390 047, г. Рязань, ул. Земляничная, д. 1а.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества регламентируется положениями Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 29 апреля 2008 г.).

Основным внутренним документом, регламентирующим деятельность ООО «Арида», является его Устав.

Целями создания предприятия являются: насыщение потребительского рынка производимыми услугами и товарами, получение прибыли и реализация на этой основе социальных и экономических интересов учредителей и членов трудового коллектива предприятия.

Основными видами деятельности Общества являются:

производство продукции молокопереработки;

реализация продукции молокопереработки.

На предприятии существует линейно-функциональная структура управления, когда руководство фирмой осуществляется не только из центра, но и непосредственно на рабочих местах: в каждом хозяйственном подразделении предприятия действует тщательно подобранный персонал, координирующий работу конкретного субъекта в соответствии с генеральной стратегией фирмы.

Все функции управления сконцентрированы в функциональных отделах управления фирмы. В цехах и на участках оставлены только линейные руководители. Для приближения функционального аппарата к производству часть этого аппарата (технологи, нормировщики, снабженцы и т. д.) размещена на территории цехов, которые она непосредственно обслуживает. Но работники этой части подчиняются начальнику общего функционального отдела фирмы.

Схема структуры управления предприятия представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Схема организационной структуры управления ООО «Арида»

Общее руководство деятельностью ООО «Арида» осуществляет генеральный директор. В его непосредственном подчинении находятся главный инженер, коммерческий директор, главный бухгалтер, главный экономист, заместитель директора по общим вопросам.

Линейно-функциональная структура лучше всего отвечает потребностям производства небольшого ассортимента продуктов, при условии их тесной технологической взаимозависимости. Именно такое производство осуществляется в ООО «Арида». Поэтому наличие эффективной организационной структуры положительно сказывается на деятельности предприятия.

Для оценки эффективности деятельности предприятия проведем анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Арида» за 2006;2008 гг. на основании показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Таблица 1. — Основные технико-экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Арида» за 2006;2008 гг.

Показатели

Годы

2008 г в % к 2006 г.

Объем реализованной продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб.

4842,5

8681,0

19 080,4

< 3,9 раза

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

3638,2

5322,6

11 334,6

< 3,1 раза

Затраты на 1 р. реализованной продукции, руб.

0,75

0,61

0,59

< 7,8 раза

Прибыль от реализации, тыс.руб.

1204,3

3358,4

7745,8

< 6,4 раза

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.

18 161,5

1,1

Фондоотдача основных средств, р./р.

0,28

0,48

0,97

< 3,4 раза

Рентабельность основных производственных фондов, %

7,0

18,5

39,2

_

Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс.руб.

37 127,5

1,5

Коэффициент оборачиваемость оборотных средств, об.

0,20

0,28

0,51

< 2,5 раза

Среднесписочная численность работающих, чел.

< 9,3 раза

Производительность труда одного работающего, тыс. р./чел.

37,25

70,00

157,69

< 4,2 раза

Финансовая устойчивость (доля собственного капитала), дол. ед.

0,86

0,77

0,70

< 8,1 раза

Платежеспособность, дол.ед.

3,59

2,58

2,08

< 5,7 раза

Данные таблицы свидетельствуют о повышении эффективности деятельности предприятия, что подтверждается ростом большинства основных технико-экономических показателей.

Так объем реализованной продукции увеличился почти в три раза (или на 294%), себестоимость реализованной продукции возросла более чем в два раза (или на 211,5%). В результате роста объемов реализации большими темпами, чем увеличение себестоимости прибыль предприятия возросла на 543,2%, а величина затрат на один рубль реализованной продукции снизилась на 21,3%.

Увеличение объемов реализации продукции в ООО «Арида» за 2006;2008 гг. обусловлен прежде всего расширением производственных площадей предприятия, что повлекло за собой рост среднегодовой стоимости основных средств на 14,1%. Как положительный факт в деятельности предприятия следует отметить повышение эффективности использования основных фондов предприятия, о чем свидетельствует рост показателей фондоотдачи на 246,45% и рентабельности основных фондов на 460,0%

Расширение производственных площадей и увеличение объемов реализации продукции вызвало рост среднегодовых остатков оборотных средств на предприятии на 56,8% за счет увеличение товарных запасов. Тенденция роста коэффициента оборачиваемости оборотных средств в ООО «Арида» в 2008 году против 2006 года на 155% положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств предприятия.

Несмотря на расширение производственных площадей предприятия и рост объемов реализации продукции среднесписочная численность работающих в ООО «Арида» за анализируемый период снизилась на 6,9% или на 9 человек, что обусловлено прежде всего применением новых современных автоматизированных производственных технологий, позволяющей снизить затраты труда и повысить производительность работников на 323,3%.

Снижение показателей финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на 18,6% и 42,1% соответственно свидетельствует о том, что ООО «Арида» для финансирования своей производственной деятельности в большей степени использует заемные средства, что в последствии может привести к финансовым затруднениям.

В целом же по результатам анализа основных технико-экономических показателей можно сделать вывод о повышении эффективности деятельности ООО «Арида» в 2008 году в сравнении с 2006 годом.

2.2 Первичный учет реализации продукции

Поставка продукции покупателям в ООО «Арида» осуществляется на основании заключенных договоров, в которых указаны ассортимент, срок отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов.

В качестве договаривающихся сторон могут выступать физические и юридические лица (предприятия, организации), которые должны быть представлены физическими лицами, действующими на основе устава или внесенными в общественные регистры (например, в торговый реестр).

Цену в договоре либо четко оговаривают и фиксируют цифрами и прописью, либо однозначно выводят в условиях договора.

В договоре предусматриваются сроки поставки. Если их нет или они не вытекают из существа и целей договора, покупатель имеет право требовать поставки в любое время.

Невыполнение обязательств по договорам поставки продукции является нарушением предпринимательской этики и договорной дисциплины и влечет за собой имущественную ответственность предприятия-поставщика.

Бухгалтерия вместе с отделом сбыта ежеквартально контролирует сроки и объем поставок с тем, чтобы предприятие могло выполнить все условия договоров и избежать штрафных санкций.

При получении продукции от ООО «Арида» представитель покупателя предъявляет копию заключенного договора и доверенность на получение товарно-материальных ценностей.

В соответствии с предъявленными документами сотрудник службы сбыта ООО «Арида» выписывает товарную накладную, по форме утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» и на основании которой кладовщик предприятия опускает продукцию представителю покупателя.

Накладная содержит обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, а именно:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

Кроме обязательных реквизитов в накладной указывают дополнительные показатели, такие как основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в т. ч. код продукции (товара), сорт, размер, марку и т. д., наименование структурного подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска.

Для осуществления действенного и эффективного контроля за правильностью отгрузки готовой продукции, а также для оптимизации графика документооборота (повышения оперативности поступления первичных документов в бухгалтерию организации) в ООО «Арида» товарная накладная выписывается в 4-х экземплярах. При этом действует следующая схема движения первичных учетных документов:

в отделе сбыта выписывается 4 экземпляра накладной;

4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерию ООО «Арида» для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции, подписи их главным бухгалтером, один экземпляр накладной остается в бухгалтерии предприятия и служит основанием для выписки счета-фактуры;

бухгалтерской службой три экземпляра подписанных накладных передаются на склад готовой продукции, где один экземпляр остается у кладовщика как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада при этом в книге складского учета кладовщиком в графе «Расход» проставляется количество отпущенной продукции, второй и третий экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

при вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) второй экземпляр накладной остается в службе охраны, третий — у получателя в качестве сопроводительного документа на груз (готовую продукцию);

служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи.

В течении года сотрудники бухгалтерии совместно с работниками других подразделений ООО «Арида» (отдел сбыта, служба охраны и т. п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными, поступившими из службы охраны предприятия.

В бухгалтерии на основании представленных документов выписывается счет-фактура (форма № 868). В счете-фактуре указан покупатель, вид продукции, сортность, количество, цена, сумма, а также НДС и полная сумма к оплате.

Счет-фактура выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр счета-фактуры представляется покупателю. Второй экземпляр (копия) счета-фактуры остается у ООО «Арида» для отражения в книге продаж.

Счета-фактуры отражаются в книге продаж в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг) в том налоговом периоде, в котором в целях налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг).

Ежеквартально вторые экземпляры счетов-фактур, выписанные покупателям в ООО «Арида» сшивают в Журнал учета выданных счетов-фактур. На первом листе Журнала составляют опись в которой указывают порядковый номер записи, дату выписки счета-фактуры, его номер, наименование покупателя.

Счета-фактуры подшиваются в журнал в той же последовательности, в которой они были выписаны покупателям. Страницы журнала пронумерованы, а сам журнал — прошнурован.

Вторые экземпляры выданных счетов-фактур хранят в архиве ООО «Арида» в течении пяти лет.

Одновременно со счетом-фактурой в бухгалтерии ООО «Арида» выписываются платежные документы:

платежное поручение — в случае безналичной оплаты отгруженной продукции;

приходный кассовый ордер — в случае оплаты продукции наличными.

Оперативный учет отгрузки ведут в отделе сбыта в специальных карточках и журналах.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в целом организация первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками за поставленную продукцию в ООО «Арида» соответствует требованиям российского законодательства. К числу недостатков организации первичного учета реализации продукции в ООО «Арида» следует отнести следующее:

использование первичных документов произвольной формы;

нарушение сроков составления первичных документов;

наличие неоговоренных исправлений в первичных документах;

отсутствие расшифровки подписи должностного лица, подписавшего документ;

незаполнение обязательных реквизитов учетных документов;

наличие случаев расхождений между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете;

отсутствие установленных порядка и сроков обработки документов, их централизованной регистрации.

2.3 Аналитический и синтетический учет реализации продукции

Для организации аналитического учета реализации продукции в бухгалтерии ООО «Арида» применяют следующие учетные регистры: ведомость учета реализации продукции; реестр отгрузки.

Указанные регистры взаимосвязаны между собой, и учет операций по реализации на исследуемом предприятии ведется в них следующим образом.

Обобщающим месячным регистром аналитического учета, принятым в бухгалтерии ООО «Арида», в котором отражается процесс производства и реализации продукции является ведомость движения готовой продукции. В этой ведомости в бухгалтерии ООО «Арида» производят накапливание сводных данных по количеству (масса) и стоимости за месяц по видам реализованной продукции.

При открытии ведомостей на текущий месяц в них переносят из ведомостей за прошлый месяц начальные остатки готовой продукции. По окончании месяца в ведомости подводятся количественные и стоимостные итоги движения готовой продукции.

Для контроля за оплатой отгруженной продукции ежемесячно в бухгалтерии ООО «Арида» составляют реестра отгрузки, в котором указывают наименование покупателя и номер его расчетного счета, номер счета-фактуры и суммы оплаты по нему, дату оплаты счета-фактуры.

Для синтетического учета продажи продукции (работ, услуг) в ООО «Арида» используют счет 90 «Продажи», который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

— готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

— товарам.

Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. в учете ООО «Арида» отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи» .

К счету 90 «Продажи» на предприятии открыты субсчета:

— 90−1 «Выручка» ;

— 90−2 «Себестоимость продаж» ;

— 90−3 «Налог на добавленную стоимость» ;

— 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» .

На субсчете 90−1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.

На субсчете 90−2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90−1 «Выручка» признана выручка.

На субсчете 90−3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).

Субсчет 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90−1 «Выручка», 90−2 «Себестоимость продаж», 90−3 «Налог на добавленную стоимость «производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90−2 «Себестоимость продаж», 90−3 «Налог на добавленную стоимость и кредитового оборота по субсчету 90−1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Например, за январь 2009 года по счету 90 в ООО «Арида» были сформированы бухгалтерские записи по учету реализации продукции, представленные в таблице 2.

Таблица 2. — Хозяйственные операции по счету 90 «Продажи» в ООО «Арида» за январь 2009 г.

Содержание операции

Сумма, тыс. руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Отпущен товар со склада

90−1

Начислен НДС

90−3

68−3

Списана учетная стоимость товара

90−2

41−1

Отпущен товар со склада

90−1

Начислен НДС

90−3

68−3

Списана учетная стоимость товара

90−2

41−1

Отпущен товар со склада

90−1

Начислен НДС

90−3

68−3

Списана учетная стоимость товара

90−2

41−1

Выявлен финансовый результат от реализации

90−9

На основании этих проводок была сформирована оборотная ведомость по счету 90. Из оборотной ведомости видно, что кредитовый оборот по счету 90 за январь составляет 456 000 руб.

Те же операции отражаются в журнале-ордере № 11 и главной книге.

Таким образом на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том что в целом организация бухгалтерского учета произведенной и реализованной продукции в ООО «Арида» соответствует нормативным требованиями и отражает полную и достоверную информацию о наличии и реализации готовой продукции. В то же время следует отметить ряд недостатков которые требуют устранения, а именно:

использование первичных документов произвольной формы;

нарушение сроков составления первичных документов;

наличие неоговоренных исправлений в первичных документах;

отсутствие расшифровки подписи должностного лица, подписавшего документ;

незаполнение обязательных реквизитов учетных документов;

наличие случаев расхождений между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете;

отсутствие установленных порядка и сроков обработки документов, их централизованной регистрации.

2.4 Основные направления совершенствования организации учета реализации продукции

Как показало проведенное исследование в ООО «Арида» учет реализации продукции в целом соответствует требованиям действующего законодательства. В то же время были выявлены недостатки, в основном касающиеся организации первичного учета реализации продукции, а именно отсутствие обязательных реквизитов в учетных документах, наличие неоговоренных исправлений в них. В этой связи главному бухгалтеру необходимо провести разъяснительную работу о правилах оформления первичной документации и усилить контроль за ее составлением.

Также в ООО «Арида» в настоящее время отсутствует оперативный учет готовой продукции в местах их хранения, что затрудняет контроль за ее движением. В связи с этим на предприятии необходимо организовать складской учет готовой продукции.

Применительно к условиям деятельности ООО «Арида» можно дать следующие рекомендации по организации складского учета.

Учет движения и остатков готовой продукции на складе предприятии необходимо осуществлять в карточках складского учета. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в ней номер склада, наименование готовой продукции, марку, сорт, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену. После этого карточки передают на склад и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка готовой продукции.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводят остаток готовой продукции. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов готовой продукции.

Ведение учета готовой продукции допускается также в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Первичные документы после записи их данных в карточки складского учета передаются в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номер сдаваемых документов.

Систематически работники бухгалтерии в присутствии материально ответственного лица осуществляют непосредственно на складе контроль своевременности и правильности оформления первичных документов по операциям с готовой продукцией, а также состояние складского учета. Правильность записей операций и выведенных материально ответственным лицом остатков готовой продукции работник бухгалтерии подтверждает своей подписью на соответствующей строке карточки складского учета. Одновременно он осуществляет контрольную проверку наличия готовой продукции на складе путем выборочной инвентаризации.

Учет в ООО «Арида» не автоматизирован, все первичные документы, регистры бухгалтерского учета заполняются вручную, что увеличивает сроки обработки документов и не исключает возможность совершения арифметической ошибки.

Для сокращения сроков обработки документов, облегчения труда сотрудников бухгалтерии, исключения вероятности совершения арифметической ошибки в ООО «Арида» целесообразно применение персональных компьютеров, установленных на различных участках учета и соединенных в единую информационную сеть для взаимоувязки формируемых документов. Для предприятий промышленности, к числу которых относится ООО «Арида» рекомендовано применение новой версии компьютерной бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия 8.1», которая выполняет учетные операции в соответствии с Методическими рекомендациями по ведению бухгалтерского учета.

Целями внедрения программно-аппаратного комплекса в организации являются:

Сокращение времени на проведение операции;

Повышение надежности работы предприятия;

Повышение квалификации персонала бухгалтерии;

Исключение возможности совершения арифметической ошибки;

Снижение численности персонала, занятого малоквалифицированными операциями;

Возможность проведения ежедневного анализа;

Гарантия непрерывного ведения учета;

Повышение удобства работы персонала бухгалтерии.

Характеристика технических и программных средств, необходимых для выполнения поставленных задач в бухгалтерии ООО «Арида» отражена в таблице 3.

Таблица 3. — Характеристика оборудования для комплексной автоматизации бухгалтерского учета в ООО «Арида»

Наименование

Модель

Кол-во

Стоимость, руб.

единицы

всего

Персональный компьютер

PENTIUM-200

30 138,25

60 276,5

Принтер

EPSON LX-2050

4887,9

9775,8

ИТОГО

70 052,3

Программное обеспечение

«1С: Бухгалтерия 8.1»

7542,2

7542,2

Затраты на установку и наладку

1254,0

1254,0

ВСЕГО

78 848,5

Внедряемое программное обеспечение «1С: Бухгалтерия 8.1» предназначена для автоматизации работ сотрудников бухгалтерии предприятия и позволит вести счета и обрабатывать операции с раздельным составлением баланса и отчетных документов.

Бухгалтерская отчетность «1С: Бухгалтерии 8.1» обладает рядом преимуществ.

Формы бухгалтерской отчетности в «1С: Бухгалтерии 8.1» имеют возможность автоматического заполнения по данным информационной базы: если пользователь программы аккуратно вел учет в течение отчетного периода, составление отчетности не займет много времени.

При автоматическом формировании показателей отчетности можно использовать не только текущие унифицированные формы отчетности, но и формы, действовавшие в предыдущих отчетных периодах. В зависимости от выбранного периода отчета программа в автоматическом режиме подберет соответствующую редакцию формы, причем сохраняется возможность ее замены вручную.

В формах бухгалтерской отчетности (баланс и приложения к нему), наряду с автоматически заполнением, реализован удобный механизм расшифровки алгоритма заполнения показателей: для выбранного показателя можно вывести таблицу, в которой будет показано, из остатков и оборотов по каким счетам состоит значение этого показателя.

Однажды заполненные отчеты могут храниться непосредственно в информационной базе. Сохраненные отчеты можно изменять, повторно распечатывать или выгружать в электронном виде.

Предоставляются улучшенные интерактивные механизмы для коррекции автоматически заполненных отчетов. Пользователь может добавить свои корректировки к расчетным показателям отчета, которые не будут «затираться» при последующих автоматических пересчетах.

Предусмотрен удобный и гибкий механизм управления печатью. При подготовке к печати система автоматически разбивает отчет на страницы и нумерует их.

Пользователь может управлять составом списка отчетов и формой его представления. В список можно включать новые отчеты, реализованные в виде отдельных файлов.

Подытоживая сказанное, сформулируем основные преимущества составления бухгалтерской отчетности в «1С: Бухгалтерии 8.1» :

— возможность подготовки нескольких вариантов любого отчета;

— автоматический выбор формы, соответствующей отчетному периоду — нельзя подготовить недействующую (уже или еще) форму;

— поддерживаются не только текущие формы отчетности, но и все формы, действующие в предыдущих отчетных периодах;

— наглядная работа с многостраничными разделами: гибкое управление заполнением каждой ячейки, комментарии, автоматическая разбивка на страницы А4;

— наглядное интерактивное представление результатов контроля заполнения форм при формировании файлов выгрузки;

— мощный механизм расшифровки показателей.

Таким образом, осуществление рекомендованных мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета наличия и движения готовой продукции приведение данного участка работы в соответствие требованиями российского законодательства в ООО «Арида» позволит более точно и эффективно организовать учетную работу на предприятии и избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой