Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бренд высшего образовательного учреждения: особенности формирования и продвижения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К элементам научной новизны относятся следующие положения: — Развито теоретическое представление о концепции брендинга путем симбио-тической интеграции его рыночных и социальных характеристик, как составной части маркетинговой коммуникационной политики вуза, что позволило уточнить трактовку понятия «бренд вуза», представляемого, как целостное единство, соответствующим образом скомбинированных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Особенности формирования и продвижения бренда вуза
    • 1. 1. Генезис понятия «бренд» и его роль в современном обществе
    • 1. 2. Бренд вуза в контексте социально-этической концепции маркетинга
    • 1. 3. Специфические особенности разработки и продвижения бренда высшего образовательного учреждения
  • 2. Бренд как фактор повышения интеллектуального потенциала вуза
    • 2. 1. Симбиоз рыночных и социальных характеристик бренда вуза
    • 2. 2. Типология брендов высших образовательных учреждений
    • 2. 3. Методика формирования и продвижения бренда вуза
  • 3. Организационно-экономический механизм формирования и продвижения бренда вуза. ЮЗ
    • 3. 1. Пути реализации социально-этического потенциала бренда
    • 3. 2. Интегральная оценка бренда вуза, обладающего социально-этическим потенциалом
    • 3. 3. Разработка организационно-экономического механизма формирования и продвижения бренда вуза

Бренд высшего образовательного учреждения: особенности формирования и продвижения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Активное включение России в мировую экономическую систему обусловливает необходимость повышения конкурентных позиций отечественных образовательных учреждений, что в свою очередь во многом зависит от совершенствования их маркетинговой деятельности и применения инструментария брендинга.

Концепция брендинга зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных идей, способствующих интеграции маркетингового коммуникационного инструментария в единую систему.

В последнее время российские высшие учебные заведения все активнее обращаются в своей деятельности к концепции брендинга с позиции усиления имиджа вуза. Однако применение идей брендинга на практике порождает много новых нерешенных проблем, связанных с развитием методологии брендинга, совершенствованием качественных параметров бренда и усилением его социально-этического потенциала.

Сложившаяся к настоящему времени совокупность методологического инструментария маркетинга, применяемая вузами, характеризуется отсутствием целостной концепции брендинга и недостаточным исследованием симбиоза товарной и социальной составляющих бренда.

Ощущаемый российскими высшими учебными заведениями дефицит практического опыта в разработке брендов вызывает потребность использования в маркетинговой деятельности новых подходов, инструментов и моделей брендов.

Это актуализирует задачи развития теоретических основ брендинга вузов и создания прикладных разработок, выявления резервов повышения его социально-этического потенциала.

Данная проблематика приобретает особую значимость в условиях интеграции российских высших учебных заведений в мировое образовательное пространство и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. 3

В связи с этим постановка проблемы исследования теоретических и методологических особенностей формирования и продвижения бренда высших образовательных учреждений является актуальной.

Своевременным видится также создание прикладных разработок выявления резервов повышения социально-этического потенциала брендов высших учебных заведений.

Степень разработанности проблемы. Концептуально-методологические основы теории брендинга нашли отражение в трудах зарубежных ученых: Ааке-ра Д., Ванэкен Б., Данна М., Дэвиса С., Йохимштайлера Э., Капферера Ж.-Н., Котлера Ф., Кумбера С., Паркера JIM., Рэнделла Дж., Темпорал П., Эллвуда А. Исследование проблем брендинга осуществляли отечественные ученые: Баблен-ков И.Б., Багиев Г. Л., Баранчеев В., Ванифатова М., Власова Е., Гладченко В., Годин A.M., Гусева О., Дмитриев A.A., Добробабенко Н., Домнин В. Н., Дымшиц М., Кисмерешкин В. Г., Костоглодов Д. Д., Крылов И. В., Макашев М. О., Мамлее-ва Л., Матанцев А. Н., Моисеева Н. К., Муромцев C.B., Перция В., Рожков И. Я., Ромат Е., Федько В. П. Вопросы формирования ценности бренда и определения его стоимости затронуты в трудах Аакера Д., Дойля П., Акулич И. Л., Голубкова Е. П., Яненко М.Б.

Проблемам и перспективам развития маркетинга и брендинга в сфере образовательных услуг посвящены труды Акоповой Е. С., Акперова И. Г., Афана-сенко И.Д., Борисовой В. В., Кетовой Н. П., Третьяковой Н.В.

Несмотря на то, что отечественная и зарубежная литература отражает многие аспекты формирования и продвижения бренда вузов, сохраняется потребность их детализации до уровня рекомендаций, пригодных для практического применения. Поэтому возникает необходимость, с одной стороны, комплексного научного исследования практики формирования и продвижения бренда вуза, а с другой стороны, — конкретизация её специфики в контексте развития социально-этической направленности бренда вуза. Недостаточная научная разработанность теоретических основ, способов формирования и продвижения бренда вуза предопределили выбор темы, цели, задачи и содержание диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертации состоит в научном обосновании рекомендаций по разработке направлений социально-этического развития бренда вуза.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач теоретического, методического и прикладного характера:

— уточнить теоретико-методические аспекты понятий «бренд», «брендинг» и «торговая марка»;

— провести комплексную оценку организационных предпосылок использования социально-этического потенциала бренда в маркетинговой деятельности российских вузов;

— выявить специфические особенности разработки и продвижения бренда высших образовательных учреждений;

— обосновать необходимость симбиоза рыночных и социальных характеристик бренда вуза;

— выполнить критический анализ типологии брендов;

— разработать методику и дополнить принципы формирования и продвижения бренда вуза;

— конкретизировать пути реализации социально-этического потенциала бренда;

— выполнить интегральную оценку бренда вуза, обладающего социально-этическим потенциалом;

— разработать организационно-экономический механизм формирования и продвижения бренда вуза.

Объектом исследования являются бренды российских государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования (ВПО).

Предметом исследования выступает процесс формирования и продвижения бренда высшего образовательного учреждения, определяющий направления активизации его социально-этического потенциала. 5

Работа выполнена в рамках п. 3.27 «Разработка кампаний продвижения марокметодические основы брендинга» паспорта научных специальностей ВАК России 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики маркетинга, научные и практические разработки специалистов по брендингу, маркетинговым исследованиям рынка образовательных услуг. Решение поставленных задач основывается на применении положений общей теории систем, приёмов экономического анализа, моделирования и экспертных оценок.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственно-технической политике», «Об автономных учреждениях" — «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" — законодательные и нормативные акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие экономические отношения в сфере образования.

Информационной базой исследования, обеспечения доказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендаций послужили материалы государственной, ведомственной и международной статистики образования, нормативные, информационные и аналитические материалы Федерального агентства по образованиюФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки, материалы, представленные в монографиях, статьях, тезисах международных, общероссийских и межвузовских научно-практических конференций, данные официальных сайтов министерств, федеральных агентств, другие информационные данные, размещенные в сети Интернет и данные, полученные автором в ходе проведенных исследований.

Инструментарно-методический аппарат исследования составляют методы системного, структурного и ситуационного подходов, структурно6 функционального, сравнительного, логического и статистического анализа, включая приёмы анализа маркетинговой среды, процедуры респондирования социологического опроса и экспертных оценокметоды монографического обследования, сегментирования, графической интерпретации информации и другие.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на авторской позиции, согласно которой развитие брендинга в российской высшей школе, с учетом специфики его рыночных и социальных характеристик, должно исходить из усиления его социально-этического воздействия на повышение интеллектуального потенциала вуза. Это позволит наиболее рационально использовать средства, направляемые на создание и продвижение бренда высшего учебного заведения, обеспечит рационализацию управленческих решений по реализации социально-этического потенциала бренда, и создаст объективные предпосылки для повышения конкурентных позиций российских высших учебных заведений в условиях интеграции России в мировое образовательное сообщество.

Проведенное исследование позволило сформировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Сравнительный анализ основных школ и теоретико-методологических направлений концептуально важных для теории брендинга, свидетельствует о наличии трансформационных тенденций в понимании сущности категорий «торговая марка» и «бренд», что обусловило разные толкования бренда и предопределило необходимость уточнения понятийно-категориальной концепции брендинга в сфере образовательных услуг.

2. Особенности становления российского брендинга в сфере образовательных услуг предопределены симбиозом его рыночных и социальных характеристик, спецификой развития самих рыночных отношений в сфере высшей школы, и обусловлены необходимостью учёта не только рыночных аспектов бренда, но и заложенного в нем социально-этического потенциала. При этом нужно иметь в виду, что социально-этический потенциал бренда может быть 7 реализован только через обеспечение более высокого уровня его социально-этических характеристик, воспринимаемых потребителями посредством системы маркетинговых мероприятий (повышения воспринимаемого уровня характеристик, укрепления имиджа бренда, повышения осведомленности о бренде и лояльности к нему), позволяющих укрепить интеллектуальный потенциал вуза.

3. Производительную силу современного общества, основанного на знаниях, образует его интеллектуальный потенциал, что предопределяет необходимость исследования брендинга в контексте социально-этической концепции маркетинга, базирующейся на усилении социальной компоненты брендав ее основе лежат ценностные характеристики образовательного процесса, сформированные ранее в обществе исторические устои и традиции вуза, ориентир на решение будущих, стратегических задач развития общества, адекватно воспринимаемые потребителем в разработанном бренде, что позволит повысить интеллектуальный потенциал вуза, создаст предпосылки для его гармоничной интеграции в мировое образовательное сообщество.

4. В основе успешной интеграции российских высших учебных заведений в мировое образовательное пространство лежит периодический и своевременный мониторинг социальных характеристик бренда. В этой связи важной задачей маркетинговой деятельности вуза является развитие социально-этической компоненты брендинга, базирующейся на методике формирования и продвижения бренда с точки зрения повышения интеллектуального потенциала вуза.

5. Процесс формирования и развития социально-этических характеристик бренда вуза должен включать последовательную реализацию следующих этапов: 1) идентификация/создание уникальных характеристик бренда- 2) выбор показателей ценности бренда и определение наиболее важных его социальных детерминант (нами предлагаются осведомленность о бренде, исторические устои и традиции вуза, ориентир на решение приоритетных задач развития общества, лояльность потребителей и другие).

6. Тенденция к росту числа и разнообразия видов брендов требует упорядочения всей их совокупности путем типологии и оценки по определенным 8 критериям. Существующее множество в теории и практике маркетинга видов брендов, их структурная неоднородность, разные подходы к толкованию их содержания, признаков классификации, усложняют задачу формирования его со-циапьно-этических характеристик при решении конкретных управленческих задач, что свидетельствует о целесообразности разработки и внедрения организационно-экономического механизма формирования и продвижения бренда вуза.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней проведено системно-функциональное исследование особенностей формирования и продвижения бренда вуза, что позволило сформулировать авторскую трактовку социально-этической направленности брендинга, рассматриваемого как базовый элемент повышения интеллектуального потенциала вуза.

К элементам научной новизны относятся следующие положения: — Развито теоретическое представление о концепции брендинга путем симбио-тической интеграции его рыночных и социальных характеристик, как составной части маркетинговой коммуникационной политики вуза, что позволило уточнить трактовку понятия «бренд вуза», представляемого, как целостное единство, соответствующим образом скомбинированных маркетинговых коммуникаций, ориентированных на реализацию эмоционального образа материальных и нематериальных составляющих имиджа вуза и достижение синхронизации воздействия разнообразных рыночных и социально-этических коммуникационных средств на целевые аудитории, существенно повышающих, благодаря синергетическому эффекту результативность воздействия маркетинговых кампаний, способствующих развитию интеллектуального потенциала вуза- - Обосновано социально-этическое воздействие брендинга на повышение интеллектуального потенциала вуза, определяемое социальными характеристиками бренда, спецификой российского рынка образовательных услуг, совокупностью основных факторов и ключевых принципов социально-этического маркетинга, что позволило выявить компоненты организационного обеспечения его успешной реализации в долгосрочной перспективе- 9

— Разработана комплексная методика формирования и продвижения бренда вуза, обеспечивающая оценку его качественных и количественных характеристик с точки зрения повышения социально-этической роли бренда, позволяющая выявить основные тенденции изменения составляющих ее компонентов, проанализировать имеющиеся резервы и спрогнозировать возможность достижения поставленных целей по повышению интеллектуального потенциала вуза;

Разработана трехуровневая структура процесса формирования ценности бренда вуза, включающая скоординированный комплекс элементов его продвижения, генерирующих через маркетинговые коммуникации приоритетность социальных параметров бренда, ориентированная на синхронизацию коммуникаций персонала, потребителей и партнёров, что позволит повысить результативность брендинга, как через коммерческую эффективность, так и через влияние социально-этических средств и обеспечить на этой основе долгосрочность ценности бренда;

— Реализован алгоритмизировано-программный подход к оценке качественных и количественных характеристик бренда вуза, позволяющий ранжировать параметры, обеспечивающие поддержание его долгосрочной ценности, включая: осведомленность целевой аудитории о брендеучастие вуза в инновационных проектах, грантах, научно-исследовательской работеотношение к бренду, реализуемое в среднем балле ЕГЭ и количестве зачисленных студентовлояльности к бренду вуза через спрос на выпускников, их карьерный рост др. Такой подход позволяет определить комплексную ценность бренда вуза как симбиоз социальной и рыночной компонент, что предоставляет возможность учета такого фактора ценности бренда, как его воздействие на повышение интеллектуального потенциала вуза;

— Предложен организационно-экономический механизм формирования и продвижения бренда вуза, под которым понимается система мер, включающих ряд подсистем и элементов, сформированных по принципу целевой направленности на интеграцию социальных и рыночных компонент брендинга и более эффективное использование его социально-этического потенциала. Структура организа

10 ционно-экономического механизма представлена в виде обеспечивающего, функционального и обслуживающего блоков, отражающих этапность, предлагаемых мероприятий и их системообразующую роль в повышении интеллектуального потенциала вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы работы расширяют и систематизируют знания в области процесса брендинга. Теоретический материал диссертации может быть использован для развития ряда учебных курсов: «Основы маркетинга», «Рекламная деятельность», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», а также при изучении специальных дисциплин по экономическим специальностям. Научные положения, сформированные в диссертационном исследовании, являются базой для дальнейших научно-практических разработок, направленных на решение актуальных задач, связанных с решением проблемы повышения эффективности брендинга в деятельности высших учебных заведений.

Практическая значимость результатов диссертации заключается в том, что научно-методические предложения и организационно-методические подходы к повышению эффективности брендинга в деятельности высших учебных заведений доведены до уровня конкретных практических рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности российских высших образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследований. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных и научно-практических конференциях: региональной межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии — основной ресурс социально-экономического развития России» (г. Ростов-на-Дону, 2008 г) — научно-практической конференции (г. Санкт — Петербург, 2011 г.). Отдельные рекомендации автора приняты к рассмотрению в деятельности института Управления Бизнеса и Права (ИУБиП), г. Ростов-на-Дону.

Публикации. Результаты работы нашли отражение в 11 публикациях общим объемом 3,4 печатных листа, в том числе 2 статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК, объемом 0,6 п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения, списка использованной литературы и приложений, содержит 11 таблиц, 25 рисунков, 10 схем, список использованной литературы включает 109 наименований.

Заключение

Проведенный в работе анализ эволюции теоретической концепции бренда показал, что от исходных своих значений, связанных со свидетельством о собственности, идентификацией владельца и производителя продукции, функцией стандарта качества и сообщением о происхождении товара, термин «бренд» трансформировался в более широкое понятие и приобрел значение, близкое к понятиям «торговая марка», а также «товарный знак» и «товар». В процессе исследований были обобщены и проведен системный анализ взглядов и подходов отечественных и зарубежных учёных на сущность и содержание категории «бренд» и «брендинг», обеспечивающих возможность применения данных категорий к отношениям, развивающимся на рынке высшего профессионального образования и создающих необходимую научно-методическую базу для их применения при формировании бренда вуза (дух университета, вуза).

Исходя из предметного ядра многочисленных современных определений или предметной области, в которой рассматривается понятие «бренд», можно классифицировать его дефиниции на три группы: маркетинговые, управленческие и финансовые. В связи с этим были проанализированы все стороны многоаспектного понятия «бренд», что позволило дать ему комплексное определение, интегрирующее позиции маркетинга, менеджмента и финансов предприятия при выделении сущности этого понятия и сформулировать авторское определение понятия «бренд» в котором учтены особенности деятельности высших образовательных учреждений.

В диссертационном исследовании брендинг вуза дифференцируется в разрезе его рыночной и социальной составляющих. В контексте рыночных атрибутов бренд вуза обеспечивает реализацию задач, связанных с повышением экономической результативности маркетинговых коммуникаций. Социальная составляющая бренда нацелена на выполнение воспитательной, нравственной функций вуза.

В работе сделан вывод, что важной задачей российских высших образовательных учреждений является выбор и последовательная реализация долгосрочной социально-этической и инновационной маркетинговой стратегии, способствующей реализации интеллектуального потенциала вуза.

Проведенный в диссертационной работе анализ позволил обосновать необходимость применения, определить специфику и организационные основы реализации концепции социально-этической роли бренда, обеспечивающей базис для повышения интеллектуального потенциала вуза.

В работе обобщены наиболее распространенные методологические подходы к формированию и оценке бренда вуза и выявлены основные отличия в специфике применяемых параметров и показателей.

В рамках проведенного исследования разработана методика формирования и оценки бренда вуза, основанная на социально-этической идее маркетинга, позволяющая выявить резервы повышения интеллектуального потенциала вуза.

Безусловно, бренд имеет значение и важен как для его владельца, так и для потребителей, то есть он несет им определенную ценность, однако содержание этой ценности для владельца и потребителей будут различными.

Предложенная система общих методических принципов структурирования брендинга в маркетинговой деятельности вуза создает информационную и методическую базу длярешения задачи формирования и продвижения бренда вуза.

Современный брендинг можно охарактеризовать как сложное социально-экономическое явление, которое наиболее правильно рассматривать как симбиоз экономических и социальных составляющих.

Вуз может занять лидирующие позиции на рынке в том случае, если его бренд создаст и обеспечит наибольшую ценность потребителям. Для этого необходимы: понимание ценности для потребителей, создание этой ценности, ее предоставление, оценка, а также поддержание этой ценности на определенном уровне или даже ее повышение. В целях повышения ценности бренда возможна корректировка каждого из вышеперечисленных элементов.

Осознание ценности бренда его собственником происходит через определение его рыночного потенциала — совокупности потенциалов доходов, снижения издержек, развития и возможности перекрестных продаж. Понимание ценности для потребителя происходит через измерение ресурсного потенциала бренда: потенциала его имиджа, лояльности, соотношения качество-цена и информационного потенциала.

Конкретный вуз обладает перечнем ресурсов, определяющих его конкурентный потенциал. В соответствии с перечисленными выше эндогенными факторами этот перечень составляют такие ресурсы, как профессорско-преподавательский состав, методическое обеспечение учебного процессасписок образовательных услуг обеспечивающих их диверсификациюматериально-техническая база вузасовременные образовательные технологии на базе информатизации, социально-культурная инфраструктура вуза, организационно-экономический механизм управления вузом, финансовый потенциал.

Стоимость бренда — это обобщенная финансово-экономическая характеристика бренда, для ее оценки в настоящее время используются различные признаки и методики.

В данном диссертационном исследовании значения «коэффициентов ценности бренда» выявлялись на основе результатов маркетинговых исследований. При оценке денежного потока от нематериальных активов, выборе бренд-мультипликаторов и ставок дисконтирования исспользовались экспертные оценки.

В диссертационном исследовании доказана прямая зависимость восприятия ценности от силы идентичности бренда: чем четче разработана и донесена идентичность бренда до потребителей, тем выше будет его ценность, которая впоследствии максимизирует стоимость бренда, что является непосредственной целью производителя.

В работе были систематизированы все изученные классификации брендов и введены такие критерии, как назначение бренда, владелец бренда, географический признак и объект брендинга, а также показатели: дифференциация / воспринимаемая потребителем ценность, выгоды / рыночная цена, характеристики рынка/ воспринимаемая потребителем ценность. Проведенное в диссертационной работе исследование позволило сделать вывод, что вузы не уделяют должного внимания ценности своих брендов и не располагают моделью разработки брендов, обладающих социально-этическим потенциалом. В диссертационном исследовании разработан организационно-экономический механизм формирования и продвижения бренда вуза, обладающего социально-этическим потенциалом.

Наличие в процессе разработки бренда, предложенных в модели формирования и продвижения бренда вуза, этапов позволит избежать многих рисков, в первую очередь связанных с потерей первозданной идеи, утратой брендом первоначальной идентичности, а также способствовать инвестированию значительных средств.

Методика определения ценности бренда и расчета его стоимости должна быть интегрирована в маркетинговую стратегию вуза.

Для успешной реализации спектра образовательных услуг на конкурентном рынке необходима профессионально организованная коммуникационная политика, и прежде всего, политика брендинга. Основная задача службы маркетинга вуза — формирование и продвижение бренда вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Создание сильных брендов / Дэвид А. Аакер М.: Издательский Дом Гребеникова, 2003. — 440 с.
  2. Д., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / Дэвид А. Аакер, Эрик Йохимштайлер М.: Издательский Дом Гребеникова, 2003.-380 с.
  3. ИГ. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования М.: высшая школа, 1998. — 306с.
  4. И.Л., Ланге Ш. Формирование ценности клиента // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 3. — С. 76−83.
  5. Англо-русский словарь рекламных терминов / Сост. И. С. Седельников. 2-е изд., стер. М.: ВРА Соверо, 1994. — 289 с.
  6. ИД. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию//СПб.: Астерион, 2010 с. .
  7. ИД. Россия в пути. Избранное// СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011- 495 с.
  8. ИД. Мышление и маркетинговая концепция влияния. Монография. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. -672с.
  9. Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
  10. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Модино пресс, 1990.
  11. Д., Миниард П., Энджел Д. Поведение потребителей. Изд. 9-е /
  12. Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой.— СПб.: Питер, 2002. 624 с.165
  13. В.Б. Англо-русский словарь по рекламе и маркетингу: около 40 тыс. терминов. Изд-е 3-е, стер М.: Руссо- Живой язык, 2004. — 752 с.
  14. Брендинг в управлении маркетинговой активностью /Под ред. проф. Н. К. Моисеевой М.: Омега-J1, 2003. — 410 с.
  15. Брендинг как философия управления // Маркетолог. 2003. — № 3. — С.63.
  16. В.В., Третьякова Н. В. Проблемы симбиоза некоммерческой и коммерческой составляющих в маркетинге образовательной сферы// Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы, уч. записки вып.6. Ростов-на-Дону, РГЭУ РИНХ. — 2001. С-50.
  17. М.М. Феномен торговой марки в современном маркетинге: проблемы оценки стоимости марки // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. — № 6. — С. 37−48.
  18. . Бренд-помощь / Пер. с англ. И. Малковой под ред. В. Домнина -СПб.: Питер, 2005. 336 е.: ил.
  19. Е. Управление конкурентоспособностью бренда // Маркетолог. -2003,-№ 7.-С. 8−11.
  20. Е. Факторы управления конкурентоспособностью бренда // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2004. — № 5. — С. 8−13.
  21. А.Ш. Моделирование брендинг-политики на рынке программного обеспечения: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук. -Ставропольский государственный университет, 2006 25 с.
  22. В. Кому доверить бренд // Маркетолог. 2003. — № 7. — С. 49−52.
  23. В. Кузница брендов // Маркетолог. 2004. — № 2−3. — С. 30−32.
  24. В., Сергеев Д. Нейминг по-научному // Маркетолог. 2004. — № 89. — С. 4−9.
  25. A.M. Брендинг: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 424 с.
  26. A.M., Дмитриев A.A., Бабленков И. Б. Брендинг: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. — 364 с.
  27. Е.П. Еще раз о понятии «бренд» // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. -№ 2. — С. 4−15.
  28. О. Концепция брендинга // Рекламные идеи YES! — 1998. — № 3. -С.6−10.
  29. Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код экономики. 3-е изд. -СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. 228 с.
  30. П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / Пер. с англ. М.: ГРАНД-ФАИР, 2002. — 512 с.
  31. Д. Продажи и управление продажами: Учеб. пособие для вузов / Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 622 с.
  32. А., Писаренко Н. Портфельные войны // Маркетолог. 2005. — № 4. -С. 7−18.
  33. Добробабенко Н. Mission & vision: ценности марки и основа корпоративной стратегии // Реклама. Advertising. 2000. — № 1. — С. 14−16.
  34. Дойль 77. Стратегии бренда, основанные на ценности бренда для акционеров // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2007, № 1. С. 38−48.
  35. В.Н. Брендинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2002. -352 с.
  36. М. «Бренд» это не дорогая торговая марка, но и .II Рекламные идеи — YES! — 1998. — № 3. — С.11−14. С. 14.
  37. Даль В. И. Толковый словарь
  38. С., Данн М. Бренд-билдинг / Пер. с англ. под ред. В. Домнина СПб.: Питер, 2005.-320 е.: ил. 41 .Есипова И. Успешный брендинг: эмоции + воображение // Маркетолог 2005. -№ 4.-С.41−45.
  39. В. Восприятие потребителем цены, качества и ценности товара: модель целей и средств и синтез доказательств // Классика маркетинга / Сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква. СПб.: Питер, 2001. С. 590−626.
  40. Р.Г. Управление по стоимости как система менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 6. С.64−72.
  41. ИВ. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту// Российский журнал менеджмента, 2004,№ 4. С. 113−132.
  42. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брендинга: Пер. с фр. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — ИНФРА-М, 2002. — 211 с.
  43. Кириллов В. И, Старченко A.A. Логика: Учебник для юридических вузов. -Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. — 256 с.
  44. Л. Рыночная стоимость бренда // Финансовая газета, 2007, № 2.
  45. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.-721 с.
  46. A.C., Чепъяк О. Р. Технология построения дерева факторов стоимости компании // Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 13. С. 23−27.
  47. Д.Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистикафирмы. Москва: ПРИОР, 2000
  48. Ф. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер.
  49. СПб.: Питер, 2007. 816 е.: ил.
  50. Ф. Основы маркетинга. СПб: АО «Коруна», АОЗТ «Литер Плюс», 1994.-700 с.
  51. Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга: Пер. с англ. — 9-е изд. — М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2005. — 1200 е.: ил. — Парал. тит.англ.
  52. Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ. М.: Изд-во ЗАО «Олимп-бизнес», 2005. — 576 с.168
  53. КВ. Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций). М.:1. Центр, 1998. 192 с.
  54. С. Брендинг.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.- 174с.: ил. Парал. тит. англ.
  55. А., Петрова С. Newborn: как вырастить и воспитать бренд // Управление компанией, 2004, № 5. С. 10−15.
  56. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. сфр. СПб.: Наука, 1996. — 589с.
  57. ЛеПла Ф. Дж., Паркер Л. М. Интегрированный брендинг / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук СПб.: Издательский дом «Нева" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003.-320 с.
  58. В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогонозирование // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.-С. 41−49
  59. М.А. Рыночные отношения в системе образования России: Монография. -.: ИНИОН РАН, 2001. 271с.
  60. М.О. Бренд: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 207 с. 63 .Малхотра Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. Пер. с англ. / Нареш Малхотра. К.: ООО «ТИД «ДС», 2002. — 768 с.
  61. С.А. Сфера образования, как многоуровневая маркетинговая система.// Маркетинг в России и за рубежом. 2001 — № 5.
  62. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. / Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2003. -800 с.
  63. Маркетинг: стратегии, коммуникации, сферы использования: монография под ред. Д. Д. Костоглодова. РГЭУ (РИНХ). — Ростов н/Д., 2004. — 190 с.
  64. Маркетинг. Теория и практика: учебник для вузов /Крылова Г. Н., Соколова М. И. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 655 с.
  65. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников идр. Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.169
  66. А.Н. 600 способов продвижения торговой марки. М.: Дело исервис, 2003.-352 с.
  67. А. Опасные связи. Ассоциации, способные нанести вред вашемубренду // Маркетолог. 2003. — № 8. — С. 4−12.
  68. А. Брендинг: аспекты восприятия // Маркетолог. 2004. — № 7.1. С. 9−13.
  69. И. Бренд от концепции к рекламе: единство без борьбы противоположностей // Бренд-менеджмент, 2002, № 1. С. 27−35.
  70. С.В. Маркетинговое управление предприятием на основе брендин-га. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005. — 168 с.
  71. Т. Конкурентный брендинг. СПб.: Питер, 2003. — 208 с.
  72. Новый англо-русский словарь / В. К. Мюллер, В. Л. Дашевская, В. А. Каплан И др. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз., 1998. — 880 с.
  73. Образовательная политика России на современном этапе. Доклад. Государственный Совет Российской Федерации Пhttp://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2001/02/educjolicy.pdf
  74. А.А. Маркетинговый механизм формирования региональных брендов: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук. -Волгоградский государственный технический университет, 2006.- 23 с.
  75. С.И. Словарь русского языка: ок. 53 тыс. слов / Под ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: Оникс 21 век- Мир и образование, 2005.896 с.
  76. АЛ. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика// http -.//marketing.spb .ru/lib-special/branch/mou/index.htm
  77. Первые на рынке // Маркетолог. 2005. — № 4. — С. 58−61.
  78. В. Анатомия бренда / В. Перция, Л. Мамлеева. М, Вершина, 2007.-288 с.
  79. В. Брендинг: курс молодого бойца. СПб.: Питер, 2005. — 208 с.
  80. В. Брендмейстеры // Рекламные идеи YES! — 1999. — № 2. — С. 11−14.
  81. Портфель брендов: как создавать, отбирать, управлять // Маркетолог. -2004.-№ 6.-С.5.
  82. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева КБ. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 496 с.
  83. Реклама. 6-е издание / Е. Ромат. СПб.: Питер, 2003. -320 е.: ил.
  84. И.Я. Бренды и имиджи: страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. М.: РИП-холдинг, 2006.-256 с.
  85. И.Я. Реклама: планка для профи. М.: Юрайт, 1997. — 208 с.
  86. Дж. Брендинг: краткий курс / Джеффри Рэнделл. Пер. с англ. Р. Захарчева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 216 с: ил.
  87. А. Социальная ответственность бренда // Рекламные технологии.2005.-№ 3.-С. 18−22.
  88. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, Медиа, Дрофа, 2005. — 832 с.
  89. П., Бэрри К, Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. Л. Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-415 с.
  90. Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг. http://marketing.spb.ru
  91. С., Нейман А. Как воспитать лояльность покупателей // Маркетолог.-2004.-№ 1.-С. 30−35.
  92. Сэндидж К, Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: теория и практика. М.:1. Прогресс, 1989.-630 с.
  93. В., Бадьин А. Продукт и его образ Электронный ресурс. // Рекламные идеи. 2007. — февраль. Режим доступа: hйp://www.advertology.ru/indexphp?name=news&flle=article&sid=42 352
  94. П. Эффективный бренд-менеджмент Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук Спб.: Издательский дом «Нева», 2004. — 288 с.
  95. Траут Дж, Райе Эл. Позиционирование: битва за узнаваемость. / Пер. сангл. СПб: Питер, 2006.-272 с.
  96. ТраутДж., Ривкин С. Новое позиционирование: все о бизнес-стратегии № 1 в мире / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. — 224 с.
  97. Д. Бренд-менеджмент: это не только товары и сервис, но и люди!//
  98. Маркетинг. 2004. — № 5. — С.-82−83.
  99. В. Марочный портфель региональной компании. Выведение на рынок нового продукта // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2004. — № 6. — С. 41−45.
  100. У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. СПб.: Питер, 1999. — 736 с.
  101. В.П., Федъко Н. Г., Маркетинговые коммуникации. Учебник и учебные пособия/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  102. В.П., Федъко Н. Г., Инфраструктура товарного рынка. Феникс 2000.
  103. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. A.A. Ивина. М.: Гардарики, 2006.- 1072 с. Ш. Хабур М. Сила и статус бренда // Рекламные технологии. 2005. -№ 6. 1. С. 6−8.
  104. Хаксевер К, Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг: пер. с англ., 2-е изд. / Под ред. В. В. Кулибановой. — СПб.: Питер. — 2002. 752 с.
  105. A.C. Управление брендами в системе внешних интеллектуальных активов предприятия: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук. Кубанский государственный университет, 2005. — 25 с.
  106. А. Основы брендинга: 100 приемов повышения ценности товарной марки / Айен Эллвуд. — Пер. с англ. Т. Новиковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. —336 с: ил.
Заполнить форму текущей работой